Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2004

Опыт


Как сформировать у школьников
желание познавать мир

На примере изучения атмосферы
в 6—8-м классах

Р.М. КУЗЬМИНА
учитель географии средней школы № 848
Северного адм. округа,
заслуженный учитель РФ,
г. Москва

Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.

А. Дистервег (1790—1866)

Почему знания об атмосфере и климатах Земли считаются сложными в восприятии их учениками? Как усовершенствовать процесс их формирования?
Трудность изучения всего того, что связано с атмосферой, погодой, климатом, заключается в недостаточной конкретности материала. Учащимся приходится больше представлять, воображать, чем непосредственно видеть. Приходится опосредованно абстрагировать происходящее в атмосфере через рисунки, схемы, модели и т.п.
Другая трудность связана со сложившейся системой распределения учебного материала по классам, по возрастным группам. Физические свойства атмосферы — абстрактный материал, объясняться они могут на основе знания законов физики, которую учащиеся начинают изучать позже, чем курс географии, где впервые эти знания сообщаются.
Третья сложность, с которой учитель сталкивается при формировании знаний об атмосфере и климатах — ограниченность времени на изучение и осмысление.
Учитывая это, я поддерживаю мнение всех учителей, ученых, специалистов, выражающих на страницах газеты «География» свою крайнюю обеспокоенность предполагаемым сокращением учебных часов по курсу «География» в 6—7-х классах общеобразовательной школы.
Начальный курс физической географии — важнейший этап в обучении географии в целом и в формировании метеорологической и климатологической образованности школьника в частности. Учитывая и сложность материала, составляющего содержание темы «Атмосфера», и особенности возраста учеников, которым предстоит этим материалом овладеть, необходимо начинать обучение с наблюдений природы. Поэтому я вместе со своими учениками с первых чисел сентября каждого года начинаю и веду наблюдения за погодой, отражая в календаре наблюдений показания температуры в 8, 14, 20 часов. По этим данным учащиеся высчитывают среднюю температуру за сутки. Кроме того, они определяют направление ветра, виды облаков, виды облачности, наличие или отсутствие осадков, типы погод и наблюдают за особыми природными явлениями. Наблюдения на этом этапе проводятся одновременно с формированием умений работать с метеорологическими приборами, вести грамотные записи и их обработку.
Курс географии материков и океанов — наиболее сложный этап в формировании знаний об атмосфере и климате. И еще одна сложность: наши ученики, вступая в подростковый возраст (13—15 лет), проявляют себя в новом качестве. У многих из них начинает проявляться «внутренний отход от школы», который А.Н. Леонтьев объясняет появлением в этот период мотивационного вакуума. Мотивы, побуждающие к учебе учеников младших возрастов, уже удовлетворены, а новые еще не сформировались.
Отсюда снижение интереса к учебе — роль пассивного слушателя их не устраивает. Им надо проявить активность, деятельный характер мышления, получить удовлетворение от самостоятельно проведенной работы. Поэтому в формировании знаний о климате я использую графики, карты, рисунки, схемы, отражающие процессы, происходящие в атмосфере. При этом очень важно, чтобы эти рисунки возникали на доске синхронно с объяснением и параллельно выполнялись учащимися в тетрадях — восприятие, мышление и память должны на этом этапе обучения работать одновременно. Полученные знания о климате затем закрепляются работой на контурной карте.
При изучении климатов России знания о климате приобретают новые качества. Учащиеся получают возможность применить «все то, что знаю, к тому, что меня окружает». Моя задача состоит не в том, чтобы еще раз объяснять ученикам, привязывая к территории России, то, что им должно быть известно из курса географии материков и океанов, а в том, чтобы помочь использовать эти знания в новой ситуации. И в 8-м классе, когда у школьников уже есть определенный багаж знаний о климате и процессах, происходящих в атмосфере, я предлагаю учащимся использовать приобретенное и проявить свои интеллектуальные возможности и творческий потенциал в выполнении самостоятельной творческой работы.
За более чем 30 лет работы в школе мною в кабинете географии накоплен богатый материал наблюдений школьников за погодой по сезонам: осень, зима, весна. На основании этих данных учащиеся выполняют творческую, исследовательскую работу.
Они строят графики температур по годам, сравнивают температурный режим и делают выводы. Строят розы ветров по годам и устанавливают связь направления ветров с температурой. Выясняют, какие ветры преобладали. Чтобы придать боґльшую практическую значимость, ставлю перед учащимися следующую задачу: Вообразите себя проектировщиком. Учитывая местные климатические условия, в частности преобладающие ветры (по розе ветров), проведите перепланировку нашего микрорайона. Как вы бы разместили промышленные предприятия, жилые массивы, лесопарковые зоны, детские сады, школы, аптеки, больницы и др.? Где в нашем районе самые экологически неблагоприятные условия, как их можно улучшить?
Учащиеся устанавливают зависимость между облачностью, осадками и направлением ветра. Ветры каких направлений преобладают в дни, когда выпадали осадки? Какая при этом была облачность и виды облаков? Строят столбиковые диаграммы по годам «Типы погод за месяц». Как изменяется погода в зависимости от направления ветра?
В заключение учащиеся делают общий вывод и указывают факторы, влияющие на изменения климата в Москве, сравнивают с данными многолетних наблюдений.
Познавательный интерес к изучению сложных закономерностей, происходящих в атмосфере, можно вызвать через приемы проблемного обучения. Для создания проблемной ситуации можно использовать фактический материал из различных литературных источников, даже из детской художественной литературы. Предлагаю учащимся написать яркие, образные высказывания, стихи о различных сезонах года.
Проблемное обучение может быть организовано вокруг интересных вопросов. Вот примеры:
— Почему снег согревает растения, если он сам холодный?
— Как могут выпадать «красные», «кислые» и другие дожди, если водяной пар в атмосферу попадает чистым?
— Посмотрите на барометр старого образца и объясните, почему на шкале со стороны минимальных показаний написано слово «дождь», а максимальных — «сухо».
На мой взгляд, подобные работы помогают устанавливать причинно-следственные связи, способствуют свободному владению сквозными ключевыми понятиями (климат, погода, изотерма, воздушные массы и т.д.) современного школьного географического образования, умению выражать свои знания в графической форме, формированию познавательных умений и навыков, прививают стремление к исследовательской работе, закладывают неподдельное любопытство, желание познать земное пространство. Этот дар называется «географическим романтизмом». Его можно не только считать основой географической компетентности, но и назвать «человекоформирующим» независимо от того, какую профессию выберет в будущем ученик.
Пользуясь случаем, хочется еще раз высказать свое негативное отношение к повальному увлечению тестированием, которое не отражает объективно качество знаний по географии и тем более не позволяет выявить географическую культуру молодых людей. Без современных географических знаний не может быть взвешенных геополитических, геоэкономических и геоэкологических решений. Известно древнее правило: чем меньше люди знают, тем легче ими управлять.
Для понимания всех взаимосвязанных физико-географических и экономико-географических процессов необходим фундамент прочных знаний курса географии в школе.