Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2004

Региональная география России


ОБРАЗНАЯ КАРТА РОССИИ

Предваряющая публикация материалов
к выпуску пятому:
МЕЩЕРА
(читайте в № 8/2004)

Готовимся к работе

Методический текст

Лист четвертый. МЕЩЕРА. Окско-Клязьминское междуречье

Мещерская низменность хорошо известна нашим детям. Эту часть территории Центральной России изучают в рамках программы 8-го класса, иногда об этой природной области вспоминают и в классе девятом.
Мещеру многие мыслят как затерянный мир, спрятавшийся невесть где — в лесах и болотах чуть ли не на краю земли. Мало кто из школьников (и не все учителя географии) готовы принять тот факт, что Мещера — это отчасти и Москва. Причем от довольно большой части. Собственно, Кремль с Боровицкого холма смотрит на восток в самую что ни на есть Мещеру. Просто ныне трудно разглядеть то, что это низменность: у слияния Яузы и Москвы-реки, за Яузой, на ее восточном, мещерском берегу торчит высотное здание на Котельнической набережной. Но мы в следующем номере, анализируя гербы местностей, постараемся разглядеть Мещеру даже под высокими зданиями, даже в самых возвышенных символах, даже в объектах, устремленных в небесные выси.
Сделайте ксерокопии центральных разворотов № 5, 6 и 7 (с. 16—17) и последовательно склейте копии. Если ваше учреждение не располагает копировальным аппаратом такого формата, аккуратно разогните скрепки, выньте сами центральные листы и наклейте их на лист плотной бумаги. Теперь у вас все готово для восприятия текстовой информации № 8, который придет в ваш почтовый ящик через неделю.
Впрочем, вам, грамотному географу, может быть, эта информация и не очень понадобится: те знаки и символы, что смотрят на вас с образной карты, вам уже многое скажут. Таинственная, пугавшая Куприна, мучившая школьника Есенина, романтизированная Паустовским и все активнее завоевываемая Москвой низменность раскроет вам все свои секреты — и географические, и государственные. В этом и сила образной карты: она способна всколыхнуть в сознании всю ранее накопленную информацию, активизировать ее и структурировать по эмоциональным и рациональным направлениям, соответствующим духу территории и ее реалиям. От этого интеллектуальное удовлетворение получает знающий человек. Молодой же человек, только начинающий путь познания территории, получает удовольствие от расшифровки знаков. Поначалу это кажется ему игрой и может быть преподнесено как игра. Но постепенно каждый шифр, каждый знак, каждый символ наполняется содержанием и эмоционально окрашивается.
И вот вам уже не просто птичка Гуся-Хрустального, а лесная речка Гусь, она же Куус, финская Хвойная река. И гусь не просто белый — он прозрачно хрустальный, расположенный к игре, игре граненого алмазной гранью хрусталя Гусевского завода.
И вот уже на гербе Электростали — не просто человек, колотящий молотком. Это работает старое металлургическое производство, порожденное мировыми войнами
в укромном московском тылу. Клубящийся же электронными орбитами атом — военный (элементы для первой атомной бомбы) и мирный (ТВЭЛы для АЭС)...
Так рождается образ. Так дети запоминают города, места. Запоминают не потому, что им продолдонил что-то «дрофиный» учебник, не потому, что их ткнули в непонятную и в принципе непознаваемую экономическую карту. А потому, что зрительный, обладающий своей эстетикой и своей энергетикой знак так или иначе сохраняется в сознании. И потому, что учитель ставит ему в соответствие содержательный рассказ. У учащихся таким образом включаются все «органы познания» (ну не все, конечно, но гораздо больше, чем при нашем рутинном обучении). Что-то ученик не понял сейчас, чего-то на своем возрастном уровне не смог ухватить. Но остался знак, который потом, при повторном соприкосновении с Гусём или Электросталью, подсознание подбросит ему.
И этот знак выступит репером, привязываясь к которому повзрослевший ваш малыш будет тянуть свою познавательную «геодезическую сеть», накручивать на него, как на сердечник, новую информацию. Если мы будем выпускать из школы детей, в сознание которых уложены (лучше уложены, но хотя бы просто загружены) даже самые простые образы разных мест нашей Родины, образы разных стран и континентов, мы, учителя географии, можем считать нашу педагогическую задачу выполненной (в рамках программы минимум, конечно).
Покажем школьникам склеенный из трех частей мещерский лист образной карты. Первый вопрос для ориентировки: на территории скольких субъектов федерации лист простирается? Правильный ответ: четырех (Московская обл., Рязанская обл., Владимирская обл., Москва). К нему, однако, дети придут не сразу (скорее всего, забудут Москву). Проведите работу по сравнению образного листа с листом традиционной карты (настенной демонстрационной или из атласа). В № 8/2004 мы проработаем некоторые, известные уже читателям, приемы «привязывания» гербов-образов к реалиям местности.
Пока же — ограничимся самыми простыми, формальными наблюдениями. На многих гербах городов и районов отражается их областная административная принадлежность. В Московской области символом административной подчиненности служит либо областной герб — всадник (св. Георгий), поражающий змия, либо символическая кремлевская башенка (это гербы главным образом 80-х годов, в настоящее время не являющиеся официальными). В Рязанской «административным клеймом» выступает княжеская шапка (как бы снятая с князя, изображенного на гербе самой Рязани*). Во Владимирской области принято вверху ставить владимирского льва с крестом; на гербовых эмблемах же 80—90-х годов встречаются также маленькие Золотые ворота областной столицы.
Эти маркирующие подчиненность изображения могут помещаться как в верхней половине щита, так и в углу (обычно в верхнем), но иногда занимают нестандартное положение (Клепиковский район). В последние годы составители гербов все чаще отказываются от областного или иного «вышестоящего» элемента на местных гербах. На гербах округов и районов самой Москвы никаких указаний на их принадлежность к столице нет вообще.
В качестве простой разминки предложите школьникам найти «клейма», означающие принадлежность к Московской, Владимирской и Рязанской областям, и провести по одной бланковке областные границы. Провести вначале простым карандашом. А потом сверить эти границы с обычной административной картой, провести уточнения и поднять контуры фломастером или ручкой.
При выполнении этой работы дети должны обратить внимание на то, что к Московской области точно принадлежат Мытищинский район, пос. Свердловский, Старая Купавна, Обухово, пос. им. Воровского, Родники, Быково, Ногинск, Электрогорск, Шатура и Коломенский район. Школьники помечают соответствующие ячейки точками и потом обводят общий «ареал», нащупывая административную границу. Стоґит отметить, что на гербе Шатуры св. Георгий со змием изображены совсем иначе, чем на гербах Москвы и Московской области. Это позволит нам в дальнейшем предположить, что шатурский змееборец становится уже самостоятельной характеристикой этой местности, а не только указанием на административную принадлежность. Особого комментария потребует герб Егорьевска. Здесь убиваемый рукой небесного воина четвероногий чешуйчатый — самостоятельная фигура герба, не имеющая прямого отношения к Москве (тем более, что Егорьевск издавна был рязанским городом, лишь в советское время он попал под Москву). Но не странно ли, что здесь такая концентрация драконов? Используем этот вопрос для раскручивания познавательных характеристик в № 8/2004.
К Владимирской области явно относятся Собинка, Радужный, Судогда, а также Петушки (маркированные Золотыми воротами). Восемь рязанцев в юго-восточном углу читаются совершенно четко. В семь из них прислан «картуз исправника», в восьмой же пригородный рязанский «князь» вышел лично пощипать колосьев.
Дети не смогут сразу позиционировать некоторые местности переходных, приграничных зон. Неясно, например, куда отнести Орехово-Зуево, Ликино-Дулево, Егорьевск, Луховицы. Сомнения должны быть разрешены, как уже отмечалось, с помощью обычной карты административно-территориального деления Центральной России. Но и из самих сомнений может быть извлечена геоинформация. Ведь все эти названные города, ныне относящиеся к Московской области, совсем еще недавно московскими не были: два первых — исконные владимирцы, два вторых — рязанцы.
Но пора уже завершать ознакомительную разминку и готовиться к интересному уроку по Мещере, содержательная канва которого будет напечатана в следующем номере.


* В связи с этой рязанской манерой самому «князю» в районы не ходить вспоминается известный эпизод из гоголевских «Мертвых душ», где исправник утверждает, что в случае крестьянского волнения в какой-нибудь волости ему нет необходимости утруждать себя и ехать самому на усмирение. Достаточно послать свой картуз.

Основные источники, использованные
при составлении мещерского листа образной карты
(№ 5—8)

1. Фон-Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год. — СПб., 1899. — 224 с.
2. Ломанцов В.А., Ревнивцев М.В. Официальный сайт Российского центра флаговедения и геральдики// http://heraldicum.narod.ru.
3. Официальные символы муниципальных образований Рязанской области (Авторы гербов — М. Шелковенко и др.)//Вестник геральдиста (Информационное изд. Союза геральдистов России). — 2003, № 15. — С. 8—14.
4. Официальные символы Подмосковья/Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, Геральдическая комиссия при губернаторе Московской области, Союз геральдистов России. Рук. проекта К. Моченов. — М., 2003. — 160 с.
5. Радужный//http://rainbowcity.chat.ru/admin.
6. Росич (Перфильев) Ю. и др. Геральдика.ру//http://geraldila.ru.
7. Русь Владимирская: 220 лет губернии//Новая вечерка. — 1998.
Специальный выпуск 13 марта. — С. 1.
8. Символика Москвы. Город, административные округа, районы/Ред. коллегия:
Ю.М. Лужков и др. — М.: Профиздат, 2003. — 264 с.