Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2004

Я иду на урок


Постоянная связь
географии с жизнью

О.М. СОРОКИНА
преподаватель географии лесотехнического техникума
г. Ухта, Республика Коми

Читателем газеты «География» я стала совсем недавно. Видимо, нет в жизни ничего случайного: в первом же номере, который я открыла, — увидела Ваш конкурс. «Зачем я иду на урок географии?» — этот вопрос я задаю себе сама, а теперь появилась возможность ответить на него вслух.
Я живу на севере, в Коми крае, в городе Ухта. Работаю в поселковой школе всего третий год.
Для меня география — предмет удивительный, естественный и общественный, охватывающий практически все аспекты жизни на Земле. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете.
Я думаю, что именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Пренебрежение к географии означает не что иное, как ослабление любви к ближнему, все более актуальное для нашей эпохи. Тот, с кем соответствующим образом занимаются географией, относится к окружающим людям благожелательнее, чем тот, кто ее не изучал. Многие не замечают подобных взаимосвязей, но, тем не менее, они существуют.
Нельзя преподавать географию, заботясь лишь о прохождении учебного материала, потому что тогда наука из живой превратится в абстрактную. Это значит, что географические названия, понятия, звучащие на уроках географии, останутся мертвыми понятиями и не превратятся в образы, из которых формируется мировоззрение.
Я обращаю внимание ребят во время урока на присутствие географии в других школьных предметах: литературе, истории, физике, математике, химии, а во время экскурсий и походов — на постоянную связь географии с жизнью.
География — это не сухой отчет о том, где что на поверхности Земли расположено. География без людей не существует. Рассказывая ребятам о путешественниках, первооткрывателях, ученых, создавших и продолжающих развивать географию, важно выразить свое искреннее восхищение не только личными качествами этих людей, но и их умением точно анализировать взаимодействие сил природы.
Трудно делать открытия, даже если до них только шаг. Может быть, сделать этот шаг сегодняшнему школьнику будет легче, если на уроках географии у него будет возможность почувствовать сопричастность тем открытиям, путешествиям, которые уже состоялись, и коснуться тех тайн природы, которые им, может быть, предстоит раскрыть.