Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2004

Предмет


Тема искусства
в учебной географии

В условиях гуманизации географической науки и распространения культурологического принципа в учебной географии необходимо ориентировать учителя на использование культурно-образного подхода в ее преподавании. Культурно-образный подход в преподавании географии предполагает широкое использование в учебном процессе произведений искусства: литература, живопись, музыка, архитектура. Они дают богатейший материал для составления и «оживления» страноведческих географических характеристик. Тема искусства не нова в учебной географии, но в последние годы она актуализировалась (о чем можно судить и по публикациям в газете «География») в связи с введением национально-регионального компонента стандарта географического образования и возрастанием роли комплексного страноведения в структуре школьной географии. Именно в рамках комплексного страноведения и региональной географии (географии своего региона) культурно-образный подход должен получить новый импульс развития на основе взаимодействия страноведения и регионального искусства.
Исключительно большая роль в формировании пространственных образов стран и регионов принадлежит региональной художественной литературе. Интерес учебной географии (как, впрочем, и науки географии) к художественной литературе обусловлен, по мнению одного из западных ученых Покока, более высокой, чем у науки, человеческой значимостью ее истин, ее чутьем на конкретное и особенное, позволяющим глубоко проникать в сущность явлений, имеющих непосредственное отношение к людям: «литературная истина обладает свойством универсальности: она вызывает ответ в каждом, говоря о частном»1. Следовательно, литературные произведения не только ярко и целостно описывают «красивыми словами географический стиль местности»2, что немаловажно для учебной географии, но также позволяют осознать смысл, «ауру» конкретного геокультурного пространства, что, в свою очередь, помогает формировать личностное отношение учащегося к данному пространству. Это становится возможным еще и потому, что каждое литературное произведение несет на себе печать личности его создателя, его индивидуальный опыт. Использование художественной литературы в преподавании школьной географии позволяет перейти от схематической действительности к ее образному восприятию, что является средством порождения новых образов, новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение (понятие) видимым.


1 Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы: Уч. пособие для вузов. —
М.: Аспект Пресс, 2001, с. 61.
2 Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. — М.; Л., 1928, с. 267.

И.Н. КОРНЕВ,
кандидат географических наук,
профессор Уральского государственного
педагогического университета