Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2004

Образная карта России. Обский Север


1. НЕТ

Отсутствием чего знаменита эта земля

Нулевой аналитический срез

Плодородие. Среда обитания человека. Природные условия для экономического
и общественного развития.
Географическое положение

При изучении некоторых предыдущих листов образной карты мы уже ставили перед учащимися вопрос «Чего здесь нет?». Если ваши школьники уже прошли через уроки Заполярья (№ 40/2003), Среднерусского Черноземья (№ 44/2003), Прикамья (№ 4/2004) и Мещеры (№ 8/2004), начните и с северообским листом работу «от противного»: попросите детей выяснить, каких символов, обычных для гербов городов России, совершенно нет на Обском Севере.

 

Учим приемам
восприятия территории

(методическое замечание)

У географов есть профессиональная болезнь: страсть к занудному перечислению. Характеризуя территорию, они не могут остановиться (их буквально несет, как Остапа), пока не исчислят все виды и подвиды, все отрасли и подотрасли, все фации и урочища, пока не перетрясут все «оболочки», пока не переберут все «элементы природного комплекса». Разумеется, такие инвентаризации нужны, но в образовательном контексте они пагубны. Этой пагубы много развели авторы разнообразных учебников: от столичных вузовских «кирпичей» до районных брошюрок. Хворь эту надо лечить, и образная карта выступает здесь терапевтическим средством. Ведь, работая с образной картой, учитель производит не перечислительную характеристику по заранее установленным полочкам, а выявление и осмысление образоформирующих идей территории. Это почти детективный и почти философский процесс. Из унылого счетовода географ превращается в стратега и художника.
В качестве средства лечения застарелой инвентаризационной болезни можно предложить рассказ о территории не по схеме «что есть», а по принципу «чего нет». Для некоторых территорий такая характеристика оказывается даже более яркой, четче обозначает их особенности. Помните, принцип этот был с блеском применен в известной в свое время шутливой песенке:

В Рио-де-Жанейро приехал на карнавал.
Забавнее столицы я в мире не встречал.
Рио-де-Жанейро — чего там только нет!
Там нет воды ни капли, а ночью света нет.

Школьники без труда установят основные «нет» Обского Севера.
1. Полное отсутствие хлебной (и земледельческой вообще) идеи. А на всех предыдущих листах, даже на болотно-песчаном мещерском, даже на заполярном кольском, мы видели хоть какие-то намеки на колоски.
Попросите школьников прокомментировать это наблюдение с помощью экономической карты в атласе. Для усиления приведите таблицу сбора зерновых по субъектам федерации (см. «География», № 24/2003). Предложите ученикам с помощью карт климата, природных зон и почв объяснить «исчезновение» зерна*. Подведите детей к выводу о степени притягательности этой земли для человека. С помощью указаний раздела «Чум» (с. 8—9) вы покажете детям, как подкрепить эти выводы образами карты.
2. Практически нет капитальных сооружений (единственное исключение — на самом-самом западе: корпус компрессорной станции в Югорске). Попросите школьников истолковать это наблюдение. Если они затруднятся, подскажите: в старообжитых районах внушительные сооружения (крепости, башни, храмы, заводские корпуса, памятники) встречаются на гербах довольно часто.
3. Не заметно символов обрабатывающей промышленности (шестеренки, молотки, колбы, ткацкие челноки, циркули и т.п.). Нет также символов просвещения и науки.
4. Ни единого воинского символа **.
Наблюдая «пацифизм» здешней геральдики, дети позиционируют Обский Север как укромный Зауральский тыл. Сочтут эту территорию тылом настолько далеким, что здесь и никакой вооруженной борьбы никогда не было, что сюда никогда не докатывались геополитические штормы Земли. И будут не правы. На этой земле много веков люди скрещивали оружие в битвах между собой. Но об этом — в разделе «Угодья» (с. 20—21).
Подытоживая нет-наблюдения, синтезируем начальный образ для его дальнейшего анализа, для проверки, подтверждения или оспаривания: земля, малопригодная для жизни человека (непонятно, чем питаться), мало и недавно обжитая, малоразвитая и как будто бы не интересная даже для завоевателей.

Шоссе в Обской лесотундре. Фото Владимира Колесникова (Лабытнанги)
Шоссе в Обской лесотундре

Фото Владимира Колесникова
(Лабытнанги)


* Сто'ит, конечно, еще раз оговориться, что отсутствие какого-то элемента в образах территории вовсе не означает его отсутствия вообще. Конечно, на Обском Севере немного пашут, кое-что (в основном овощи и корма) выращивают, но для жизни и деятельности людей, для характера местности это имеет третьестепенное значение.
** Ваши мальчики, видевшие предыдущие листы, конечно, смогут интерпретировать последнее наблюдение и построить внятную геостратегическую картину: насыщенность символами битв на юго-западе (Курская и Белгородская обл.), современные военно-морские силы на северо-западе (Мурманская обл.), отсутствие признаков войны в Мещере, но хорошая вооруженность ее южного фланга и мощный тыловой ВПК в само'м замосковном «болоте». Наконец, база стратегических ракет желдорбазирования под Пермью. Обобщая пространственную картину, дети выявят самый угрожаемый наш фланг, незаживающую рану России — западные границы. Почувствуют застарелую опасность на южных флангах. Ощутят важность Тыла и значение экономики, работающей на производство вооружений. Заметят убывание военной опасности по мере удаления от западных границ.