Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2004

Опыт


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Конкурсные работы

Открытие незнакомого мира
в знакомом

Л.М. ФЕДОСЕЕВА
учитель географии гимназии № 524
г. Санкт-Петербург

Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы, творений рук человека. Учитель на уроке создает образ территории. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» (К.Д. Ушинский).
География — единственный в школьном курсе предмет, предоставляющий возможность путешествовать — реально, по родному краю, России, другим странам; мысленно — по страницам учебника, многочисленной дополнительной литературе, по карте. «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс). Каждый, путешествуя, непременно открывает вдали что-нибудь новое. Вернувшись, открывает глаза на знакомое, тем самым обогащает свою душу.
Я и мои ученики живем в удивительном городе — географической столице России — Санкт-Петербурге*. В программе значится скучное слово — краеведение. В жизни же — открытие незнакомого мира в знакомом. Если бы не учитель географии, дети, их родители прошли бы мимо многих музеев, интереснейших мест, не узнали истории открытий. Урок нельзя отсекать от внеклассной работы. Настоящий учитель — не урокодатель. Вся полученная информация проецируется на урок памятью, видео- и фотоматериалами, образцами горных пород и т.д. Путешествия, экскурсии создают и для учителя положительные эмоции, собирают единомышленников, друзей среди учеников, родителей.
Стараюсь на уроках вести каждого ученика к успеху, с каждой новой работой подниматься на новую ступеньку. А если что-то не получилось, даю возможность поработать дополнительно и получить планируемый результат. Да, у учителя это занимает время, но зато ученик усваивает истину: результат можно получить только в труде. Стремлюсь внушить: все, что делает человек, должно быть эстетично, грамотно, радовать глаз. Именно такие критерии ложатся в основу работы с контурными картами, обучения оформлению работ и т.д.
География многими нитями соединяет прошлое и настоящее, единственная из наук школьного курса дает целостное представление о Земле как о планете людей. Именно на уроках географии человек учится объяснять основные процессы и явления, происходящие в природных, социально-экономических системах, понимать характер социально-экономического, технологического и политического развития территорий; уроки географии призваны научить человека выжить в сложных условиях.
В современном мире каждый человек должен владеть умением анализировать массу информации, основы этого умения закладываются на уроках географии. Это работа с материалами учебника, статистическими материалами, дополнительной литературой, Интернетом. Только уроки географии помогают молодому человеку составить многогранную картину мира, объяснить многие вопросы.
Вот что говорят о географии ученики:
— Только география показывает место России в мире, дает сравнение с другими странами по многим показателям. Уроки помогают понять экономические и политические проблемы стран. Появляется желание изменить, улучшить жизнь в родной стране.
— Выучить материал учебника достаточно легко, но на уроке задаются такие нестандартные вопросы, ответ на которые приходится обдумывать, изучать литературу. Это всегда интересно. У каждого может быть свой ответ, своя точка зрения.
— На уроке мне нравится доброжелательная атмосфера. Каждый должен сказать свое слово, ученики не боятся ошибиться. На уроках мы учимся слушать не только учителя, но и мнения других учеников, учимся корректно отстаивать свою версию ответа.
Смею надеяться, что мои ученики ответили на вопрос, заданный учителю.
Я же, по-учительски, отвечу так: географии как учебному предмету принадлежит совершенно особое место, география — сплав искусства и наук о природе и обществе, на уроках географии формируется научная картина мира планеты Земля, идет формирование географической культуры, являющейся частью общей культуры человека. Главное для учителя — это формирование личности ученика, гражданина России.


* В Санкт-Петербурге находится основная резиденция Русского географического общества. — Прим. ред.