Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2004

Предмет


Литературный аспект
в преподавании географии

Н.Р. СИМОНОВА
директор средней школы № 42,
преподаватель географии
г. Рязань

На протяжении многих лет работала над различными методиками. Это «Эстетическое воспитание на уроках географии», «Блочное изучение отдельных тем географии», «Игры на уроках географии», «Интегрированное изучение географии» и т.д. Есть интересные наработки, видеофильмы. Но красной нитью идет «Литературный аспект в преподавании географии». Задача в том, чтобы донести географический материал с помощью художественных произведений, сделать детей участниками путешествий — воображаемых и происходивших в действительности, силой слова, театра, музыки передать ученикам вкус к открытиям, к неизведанному.
Поэтому и родился ряд нестандартных уроков по художественным произведениям. Я думаю, что дети запомнили урок-сказ по «Малахитовой шкатулке» П.П.Бажова, урок-путешествие по книге В.А.Обручева «Земля Санникова» и другие. Мною составлена программа по географии для 6—10-го кл. с включением произведений художественной литературы:

6-й класс.

С. Цвейг. «Подвиг Магеллана»,
Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания»,
Т. Хейердал. «Путешествие на “Кон-Тики”».

7-й класс.

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»,
Э. Хиллари. «Через Антарктиду»,
Р. Амундсен. «Южный полюс».

8-й класс.

П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»,
В.А. Обручев. «Земля Санникова»,
В.К. Арсеньев. «Дерсу Узала»,
В.А. Каверин. «Два капитана».

10-й класс.

В. Овчинников. «Сакура и дуб».

Эти произведения изучаются на уроках различного типа. Развитию творческих способностей учащихся способствуют проблемно-творческие занятия (мини-сочинения, «Памятки путешественникам», «Дневники путешествий» и т.д.). Ребята учатся высказывать свое мнение, отношение к данной теме.