Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2004

Общественные связи


121165, Москва.
ул. Киевская, 24
Главному редактору
еженедельника «География»
О.Н.Коротовой

Уважаемая Ольга Николаевна!

Департамент общего и дошкольного образования рассмотрел Ваше письмо, адресованное Президенту Российской Федерации В.В. Путину, о необходимости увеличения родиноведческой составляющей в школьном курсе географии.
Мы разделяем Вашу тревогу за судьбу школьной географии и картографическую грамотность российских граждан. Сообщаем Вам, что Министерство образования и науки Российской Федерации занимается разработкой содержания географического образования, программ, учебников, учебных пособий и не несет ответственность за рекламные плакаты, которые используются в предвыборной кампании каких-либо партий, движений, фракций и т.д.
Новое содержание школьного географического образования определяется основными документами, утвержденными приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. В разработке Федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений приняли участие представители Российской академии наук, Российской академии образования, ведущих университетов Российской Федерации, методисты, учителя. Данные документы широко обсуждались педагогической общественностью.
В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по географии реализована новая концепция содержания географического образования, предусматривающая переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. Интегративный подход к конструированию курса позволил осуществить разгрузку учебного материала примерно на 30—40%, а построение содержания образования на основе компетентностного подхода сделал возможным сокращение удельного веса информационно-справочного материала.
Новизна подходов в стандарте и примерных программах состоит, в первую очередь, в увеличении объема материала по географии России. Так, учебный географический материал о России рекомендуется включать в содержание разделов «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества». В старшей школе географическое образование учащихся завершается изучением раздела «Россия в современном мире», где наша страна изучается в контексте мировых социально-экономических процессов.
В целях усиления родиноведческой составляющей школьной географии Министерство образования и науки рекомендует 1 час из регионального (национально-регионального) компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений использовать для изучения своей «малой родины» или выполнения практических работ на краеведческом материале.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений планируется поэтапно ввести в школах страны с 2006/2007 учебного года. В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией образования готовит рекомендации по реализации государственного стандарта общего образования, перечень учебного оборудования для образовательных учреждений, методические рекомендации по использованию учебников географии (10—11-е классы) в условиях профильного обучения в старшей школе, методические письма о преподавании географии в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Заместитель руководителя Департамента А.М. Водянский