Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №33/2004

XIII Всероссийская олимпиада школьников по географии


Задача 6

История географии

Автор задачи и разбора А.С. НАУМОВ

На рисунках А–В показаны фрагменты трех карт, отражающих географические представления разного времени. Каким временем (историческим периодом) датируется каждая из них? Объясните, почему вы так решили. Руководствуясь современными географическими представлениями, найдите на каждой из этих карт не менее пяти принципиальных ошибок (не считая изменившихся географических названий, в том числе транскрипций, ошибок в расстояниях и неточных контуров в принципе правильно размещенных на карте объектов). Какие географические открытия позволили исправить эти ошибки?

А

Б

В

Разбор

Карта А. Это карта Западного полушария, составленная участником экспедиции В. Беринга (1741—1742) лейтенантом С. Вакселем.
Нет Антарктиды. Открывшая Антарктиду кругосветная экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева состоялась в 1819—1820 гг.
Нет Канадского Арктического архипелага (на его месте показана материковая суша). Открытие архипелага осуществляли Дж. Росс (1818), В. Парри (1819), Дж. Франклин (1822—1847), Дж. Рей (40-е годы XIX в.).
Не нанесено северное побережье Аляски. Оно было открыто русскими мореходами на службе Российско-американской компании на рубеже XVIII—XIX вв.. Жюри принимало и упоминание В. Беринга, судно под командованием которого — «Св. Петр» — впервые подошло к берегу Аляски летом 1741 г.
Показаны некоторые мифические земли, фантазии картографов XVII в. (Земля Йессо, Земля Жуана-да-Гамы — в северной части Тихого океана).
Нет Сахалина. Хотя о существовании Сахалина русским было известно по крайней мере со времен экспедиции В. Пояркова (1645), исследован он не был. Появление Сахалина на географических картах связано с экспедициями М. Шпанберга, М. Гвоздева (30—40-е годы XVIII в.), Ж. Лаперуза (1787), который счел Сахалин полуостровом, И. Крузенштерна (1805), принявшего ошибку Лаперуза, и, наконец, Г.И. Невельского, прошедшего Татарским проливом и установившего, что Сахалин — остров (середина XIX в.).
Полуостров Калифорния показан как остров. Калифорния была открыта испанцами в середине XVI в. и, действительно, поначалу была принята за остров. Но вскоре это заблуждение было рассеяно, и ко времени составления карты С. Вакселя было известно, что Калифорния — полуостров. Видимо, Ваксель при составлении этой части карты пользовался очень старыми источниками.
Нет Северо-Западного прохода. Его открыл ирландец Р. Мак-Клур (середина XIX в.); первым прошел Р. Амундсен (1903—1906).
Гренландия соединяется с Америкой.

Карта Б. Фрагмент карты флорентинского астронома и географа П. Тосканелли (2-я половина XV в.)
Нет Америки. Открыта и изучена Х. Колумбом и другими исследователеями (в частности, открытие Северной Америки связывается с именем Г. Гудзона (1607).
Нет Антарктиды (см. разбор по карте А).
Нет Австралии. Открыта голландцами в начале XVII в. (В. Янсзон — 1606). Завершение открытия берегов Австралии связано с именем М. Флиндерс (начало XIX в.).
Нет Новой Зеландии (А. Тасман — 1642).
Нанесены мифические земли: о. Св. Брандана, о. Антилия.

Карта В. Карта Ойкумены Эратосфена (в интерпретации А.Б. Дитмара), III—II вв. до н. э.
На карте Эратосфена более или менее правдоподобно изображена территория, ограниченная примерно следующей линией: запад Европы (включая Британию и Ирландию) — низовья Днепра и Дона — середина Каспия (на севере он уже ошибочно соединен с океаном) — Персидский залив — Аравия — Север Африки (включая большую излучину Нила). Об Индии, видимо, только слышали, знали, что Ганг восточнее Инда и что возле Индии есть большой остров. Об Африке вне Средиземноморской полосы знали только, что ее можно обойти с юга по морю.
Все остальные контуры и объекты на карте — сугубо гадательные. Чтобы рассказать о том, чьи открытия помогли исправить эти ошибки, нужно назвать практически всех исследователей Азии и Африки. Так что в решении этой части задачи перед участниками олимпиады открывался наибольший простор, наибольшие возможности проявить свои знания по истории географических открытий.

Разумеется, жюри не требовало указания точных дат открытий; погрешность до одного века (а в некоторых случаях и больше) считалась приемлемой. В пользу школьников старались трактовать и более расплывчатые временны'е формулировки: «в Средние века», «в эпоху Великих географических открытий» и т.п. Главное, чтобы не был «преодолен» верхний временной рубеж. Например, в случае фрагмента А важно было, чтобы ученик сориентировался, что' было открыто до середины XVIII в., а что позже.