Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2004

Географические зональность


Климатические пояса и
природные зоны в жизни народов

Ю.Н. ГОЛУБЧИКОВ
канд. геогр. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Московский регион»
географического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Продолжение. См.24, 25-26, 27–28, 29, 30, 32 /2004

Горы

В Дагестане
В Дагестане

Нашим предкам досталась бурная эпоха геологической истории. Сокрушительные наводнения и потопы чередовались с засухами. Гонимые то холодом, то жарой, то другими племенами, то лютыми зверями первобытные общины густой сеткой своих передвижений покрывали просторы планеты. Переход к жизни в горах не всегда был добровольным. Чаще всего он мог быть следствием гигантских катастроф на низменностях.
Спасения от катастроф искали в горах. Еще недавно на горные области приходилась значительно более высокая доля населения Земли. Как указывал Н.И. Вавилов, горные районы Азии и Африки были самыми густо заселенными регионами планеты. Даже в начале ХХ в. более трети человечества было все еще приурочено к горным районам Азии и Африки, составляющим примерно 1/20 часть Земли.
Для иных племен горы оказывались лишь неодолимой преградой на пути их вынужденных странствий. Лабиринты хребтов и ущелий не одолеваются так с ходу, как равновеликие им равнинные пространства. Особым препятствием служил широтный горный пояс между 20 и 40° с. ш. Нигде больше на земном шаре нет такого разнообразия и контрастности местообитаний, климатических условий и экологических ниш, как в горных тропиках и субтропиках. Засушливые жаркие пустыни сменяются духотой переувлажненных пространств, а ослепительные вечные снега соседствуют с сумраком пышных лесов. Повышенная контрастность и разнообразие горных ландшафтов обеспечивают высокую биопродуктивность и предоставляют достаточно комфортные условия почти при любых сюрпризах погоды. Даже в затяжные дожди или периоды снеготаяния здесь можно подыскать сухие участки, а в засухи, напротив, обводненные.
Горы, таким образом, выступали естественной плотиной на путях древних общин, вынужденных оседать на склонах высоких громад и отчаянно сражаться за них, как с волнами новых пришельцев, так и с коренными племенами. Горы выступали местами встреч и бурного взаимодействия народов. Их кульминацией становились военные конфликты. Взаимопроникновение у горных барьеров разнонаправленных потоков культур, нравов, рас и языков выступало их объединяющим, синтезирующим, но и дифференцирующим началом.
Горы разъединяли людей. Одно из основных занятий горцев — охота — требовала на душу населения гораздо больше площади, чем, например, при земледельческой культуре. При плотности свыше 2—3 чел/100 км2 здесь уже создавалась перенаселенность. В поисках жизненного пространства и удобных угодий горные племена обращались к равнинам. Вероятно, такого рода кризис 9—12 тысяч лет назад и поверг полмира к ногам вчерашних индоевропейских горцев, оставивших нам свои языки. Через какое-то время сходные процессы повторялись и горы вновь представали перед изумленным миром «вулканами народов».
Обычно горные племена проживали в небольших рассредоточенных селениях, соединенных подчас только головокружительными тропинками. Иногда это были просто упоры для ног, выбитые в скале. Одно неверное движение — и путник летит в пропасть. Вспоминается тибетское: «Путник, помни, ты лишь слеза на реснице у вечности». Жизнь в такой среде формировала храбрых, ловких в движениях и крепких на ноги людей, отличающихся большой физической силой.
Сообщение между отдельными группами племен и селений, а то и в каждом из них, нередко прерывалось на долгие годы. Даже сегодня удаленные от автомобильных дорог селения зимой, когда снег заносит все тропы, надолго отрываются друг от друга и от внешнего мира. В отрезанных друг от друга сообществах формировались свои обычаи, свои нравы. Горный хребет нередко становился религиозным и языковым барьером. В результате в горах формировался очень пестрый национальный состав.
Жизнь в горах состоит из суровых будней. Она выработала из их обитателей худощавых, стройных, мускулистых и грациозных в движениях людей с могучими легкими. Горцы от рождения проходят естественную акклиматизацию и потому легко переносят кислородное голодание и физическую усталость. Их отличает веселый нрав, упорство в тяжелом труде и мастерство на все руки. Женщины силой и выдержкой почти равны мужчинам. Женщины гималайских шерпов — самой высокогорной народности мира, завоевавшей славу лучших горовосходителей, — носят поклажи, достигающие 2/3 их собственного веса.
Многие народы гор — шотландцы, тирольцы, албанцы, гуцулы — создали изящные и очень удобные национальные одежды. Возьмем тибетский халат — чуб. Он может служить удобным спальным мешком. Длинные рукава и накинутый на голову широкий воротник прекрасно защищают от дождя и снега, сохраняют тепло.
Самая существенная на суше природная граница между горами и равнинами неизбежно должна была оказаться границей культур и народов. Прежде всего, в горах уцелело более древнее население. Горы укрывали его от завоевателей, а те немногие пришельцы, что проникали сюда, растворялись среди местных жителей. Горы спасли людей от опустошительных эпидемий, охватывавших в былые времена огромные пространства.
В изолированных долинах Альп проживают ретороманские народы (романши, ладины), потомки древнейшего населения Европы, близкие к древним этрускам или иллирийцам. К очень древним народам относятся курды, грузины, армяне. В труднодоступных долинах Гиндукуша сохранились устоявшие даже от давления ислама кафиры (нуристанцы). По одной из версий они являются потомками плененных персами греков. Все народы в западной части Судана, уцелевшие от нашествия сюда народа фульбе, находятся только в горах.
У стыка Кантабрийских гор и Пиренеев нашли прибежище баски. По мнению многих исследователей, они ведут свое происхождение от древнеиберийского племени ваксонов — потомков древнего доиндоевропейского населения Европы. Любопытно, что в языке басков обнаружено более 360 лексических соответствий с грузинским (картвельским) языком. Кстати, в древности Грузия носила одинаковое название со страной басков — Иберия.
С географической разобщенностью горных селений гармонировали запутанные отношения племенной, родовой и семейной кровной мести. Отдельные семьи и даже целые селения десятками лет враждуют между собою. Кровавая месть за преступление не считается, напротив, это священная обязанность каждого мужчины. Она заключается в том, что один из членов семьи убитого должен в свою очередь убить любого взрослого мужчину из семьи убившего. Частым источником семейных раздоров и кровной мести служит похищение девушек и женщин.
Сама раздробленная природа гор питала идею дифференциации и благоприятствовала постоянным междоусобицам. В отличие от других многонациональных районов мира народы гор имели слабую степень смешения и, как следствие этого, проживали очень компактно относительно друг друга. Каждая из горных долин принадлежала отдельному роду, равно как и луга, на которых летом пасся скот. Так создавались навыки изолированного ведения хозяйства. Горный хребет нередко становился религиозным и языковым барьером.
В горах Центральной Азии в одних селениях жили буддисты, в соседних исламисты, а то и огнепоклонники. Высокие нагорья Тянь-Шаня, Памира и Индийский океан надолго разделили Древний мир на обособленные друг от друга Запад и Восток. Гималаи и Тибет многими веками ограждали Небесную империю Китая от Индии. Альпы, составляющие политическую границу между Францией, Италией и Германией, разделяли в то же время три главные западноевропейские культуры. Скандинавские горы отделяют друг от друга норвежцев и шведов.
Во многих горах формировался очень пестрый национальный состав. Так, на территории Кавказа проживает около 50 народов. В одном Дагестане их насчитывается не менее 30 — аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины. На сравнительно небольших территориях Ирана и Афганистана расселено по более 30 народов в каждом. В Афганистане это представители иранцев (пуштуны, таджики, хазарейцы, чараймаки, памирские народы, нуристанцы), тюрок (узбеки, туркмены, афшары, киргизы), индоарийцев (пашаи, панджабцы). Необычайно пестрый этнический состав Непала усложняется еще наличием каст.
Демографическая емкость гор невелика. Огромные площади высокогорий и безводных степей и пустынь сужают жизненное пространство. Здесь быстрее создается переуплотненность населения. Традиционно высокая рождаемость породила высокую плотность горного населения. Если плотность сельского населения рассчитывать не на всю площадь гор, а только на места реального расселения народов в плодородных горных долинах и предгорьях, то в отдельных местах она может достигать 1000 чел.
на км2. Такая высокая плотность населения создавала предпосылку к междоусобицам за право обладания земельными и водными ресурсами. Их кульминацией выступали военные конфликты.
Испокон веков воинственные горцы совершали набеги на других и много врагов нападало на них. Во всем мире есть много народов, которые благодаря расположению своих селений господствуют над своими ниже обитающими соседями и грабят их. В ответ жители низин призывают на помощь правительственные войска.
К мужеству принуждает горных жителей скудость источников существования при очень тесном соприкосновении между различными племенами. Гнев вспыхивает чрезвычайно легко, а решение следует быстро. Самого ничтожного повода иногда бывает достаточно, чтобы люди, только что сидевшие рядом за дружной беседой, вдруг хватались за кинжалы.
Извечная борьба племен, кланов, полевых командиров. Так было всегда. Уже одно обилие в горах величественных замков и крепостей свидетельствует о тяжелых временах бесконечных войн с вторгавшимися с разных сторон завоевателями и мстителями. Обладая исключительной выносливостью, самоотверженностью и мужеством, горцы как воины известны во всем мире.
Жизнь многих жителей гор проходила в непрерывной войне, грабежах купеческих караванов, земледельческих селений и непрерывной защите своих самых дорогих сокровищ, каковыми для горцев были всегда родные крепости вершин, утесов, скал и ущелий.
Даже в нашу эпоху можно столкнуться в горах с реликтами языческих представлений и мистических обрядов, отзвуками поклонений силам природы и культам предков. С одной стороны — глубокие эзотерические знания и замечательное развитие психической энергии. С другой же стороны — полное невежество, родоплеменная месть и мрак. В горах Индокитая, Непала и Тибета до сих пор еще чувствуется влияние матриархата. Некоторые из горцев почти ничего не знают о стране, к которой принадлежат в политическом отношении. К примеру, некоторые гималайские племена всю жизнь проводят на вершинах гор, никогда не спускаясь в долины. Двигаясь в ритме перегонов своих стад — летом на север до ледников на высоте 4000—5000 м, зимой к югу — они всегда минуют деревни и ночуют на перевалах.
В такие районы, как Тибет, где создалась знаменитая медицина, ныне получившая новое научное осмысление, иностранцы не допускались вплоть до начала ХХ в. Непал стал открыт для посещения европейцами только в 1951 г., хотя проникали они туда и раньше. А вот в самую высокую страну мира — крошечное королевство Мустанг, сейчас входящее в состав Непала (средняя высота 4000 м), первый европеец пробрался лишь в 1952 г. Им был швейцарский геолог Тони Хаген. Эти области оставались совершенно незатронутыми даже сравнительно близкими от них очагами культур Китая и Индии.

Горы — это и первое местожительство человека на Земле, и кузница переворотов и потрясений, и очаг сохранения человеческой жизни. С гор спускаются бурные потоки, спускаются и народы; в горах бьют ключи, дающие людям воду, в горах просыпается и дух мужества и вольности, когда равнины уже томятся под бременем законов, искусств, пороков. И теперь еще в азиатских нагорьях резвятся дикие народы, и кто знает, чего ожидать от них в грядущие века — каких потопов, каких обновлений?

Иоганн Гердер

В настоящее время обитатели гор многое теряют в своих обычаях и традициях. Освоение территории сказывается на человеке не меньше, чем на природе.
В ряде стран горцы переселяются на сельскохозяйственные территории низменностей, теряют тропы отцов в горах. Уходит высокое качество и тонкость старинной работы, а современная цивилизация доходит туда в своих далеко не лучших формах. Мощным ускорителем этого процесса являются миграции населения. Но современное положение складывалось веками, и горам еще суждено сохранять свою этническую самобытность.
Зачастую горные районы пока еще можно сравнить с гигантскими этнографическими музеями-заповедниками народной архитектуры, укоренившихся форм хозяйства и быта, истоки которых уходят в глубины столетий. Многовековая изоляция и традиционное неприятие западных новшеств позволили жителям гор сохранить в неприкосновенности свою самобытную культуру, обычаи и образ жизни. Поэтому наряду с разнообразием горной среды очень важно охранять и разнообразие культур обитателей гор. Задача эта по своей значимости равнозначна охране биологического генофонда.

В Сванетии
В Сванетии