Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2004

Мировая арена


V Международная олимпиада
по географии

Открытие олимпиады. Выступает председатель оргкомитета, директор 3-го лицея города Гдыня Веслав Козаковский

Открытие олимпиады.
Выступает председатель оргкомитета,
директор 3-го лицея города Гдыня Веслав Козаковский

5 августа, когда в московском аэропорту Шереметьево-2 провожали в Афины спортсменов нашей олимпийской сборной, рейсом Москва—Варшава улетала в Польшу другая сборная команда. Четверо российских школьников: Александр Голяшев (Самара), Владимир Истомин (Хабаровск), Степан Земцов и Николай Куричев (Москва), с двумя сопровождающими — В.В. Абатуровой и автором этой заметки отправлялись на V Международную олимпиаду по географии. Конечным пунктом маршрута географической сборной была Гдыня — портовый город на Балтике, куда съехались также команды из Бельгии, Болгарии, Германии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, России, Румынии, Чехии, Словакии, Словении, Тайваня, Финляндии, Эстонии и ЮАР.
Отъезд наших юных географов, в отличие от пышных проводов спортсменов, прошел буднично. Страна, честь которой они отправлялись защищать, не удосужилась даже своевременно профинансировать эту поездку. Авиабилеты купил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (за что огромное спасибо ректору МГУ академику В.А. Садовничему). Федеральная служба по образованию на момент отъезда команды не располагала такими возможностями. Особенно обидно было узнать, что, в отличие от огромной России, даже в малых и небогатых странах — Эстонии, Латвии, Словении, Словакии — министерства образования нашли средства не только на оплату регистрационного взноса за свои команды и проезда участников к месту проведения олимпиады, но и на дополнительную экскурсионную программу. Эстонцы ехали в Гдыню через всю восточную Прибалтику на микроавтобусе, используя возможность безвизового перемещения по территории Евросоюза (на их автомобиле гордо красовался выданный после 1 мая «еврономер»). Не будь мы стеснены обстоятельствами, тоже выбрали бы маршрут поинтереснее, например: самолетом до Калининграда, потом на пароме морем до Гдыни.

Практический тур. На борту польского военного гидрографического судна

Практический тур.
На борту польского военного
гидрографического судна

Международная олимпиада в Гдыне — пятая из тех, которые проводятся по инициативе Международного географического союза раз в два года. На первых двух олимпиадах наша страна не была представлена, поскольку представители России в комиссии по образованию Международного географического союза своевременно не проинформировали организаторов Всероссийской олимпиады о проведении олимпиад соответственно в Гааге и Лиссабоне. В олимпиадах в Сеуле (2000) и Дурбане (2002) российские сборные участвовали, правда не снискали особой славы.
На этот раз налицо очевидный успех: В. Истомин награжден серебряной медалью, А. Голяшев — бронзовой. Причем итоговый результат В. Истомина всего на один балл ниже порога, разделявшего золотые и серебряные медали (67/68 баллов), а А. Голяшева — на два балла ниже порога между бронзовыми и серебряными медалями (63/65 баллов). Золотые медали получили школьники из Польши, Чехии, Эстонии, Румынии. Команда Польши, все четыре члена которой удостоились медалей, получила также специальный приз за лучший командный результат.
Высоких результатов члены нашей сборной добились несмотря на очевидные объективные трудности. Во-первых, они были моложе подавляющего большинства остальных участников. По правилам олимпиады возраст участников ограничивается единственным условием — они не должны учиться в вузе, и многим представителям других стран — вчерашним выпускникам двенадцатилетней школы — было по 18—19 лет. Двоим же из россиян не исполнилось и 16. Во-вторых, рабочим языком олимпиады был английский, который школьники в большинстве стран Европы изучают с младших классов и которым владеют лучше наших. Многие из награжденных медалями участников (из других стран) учатся не просто в спецшколах с усиленным преподаванием иностранного языка, а в так называемых двуязычных школах, где половина предметов с первого класса преподается на английском.
По формату международная олимпиада в Гдыне была во многом похожа на нашу Всероссийскую олимпиаду. Разве что практический тур был больше — он проходил в два дня, а в теоретическом туре не было возможности выбрать задачи — решать нужно было все. Близким был и сам дух олимпиады: на нее собрались влюбленные в географию единомышленники — как школьники, так и взрослые. Последние с энтузиазмом, точь-в-точь как жюри Всероссийской олимпиады, до позднего вечера проверяли ответы на задания практического и теоретического туров, придирчиво разбирая предложенные составителями задач «ключи» к ответам, искренне огорчаясь ошибкам и радуясь удачным ответам. Как и на нашей Всероссийской олимпиаде ответы были зашифрованы, поэтому догадаться, чей ответ ты проверяешь, можно было лишь по разноязыким пометкам на полях листов для ответов. Сами ответы, повторю, писались на английском языке.

Ответы проверяет международное жюри. В его составе — Катаржина Квесицкая, студентка географического факультета Варшавского университета, в прошлом — победитель Международной олимпиады по географии


Ответы проверяет международное жюри.
В его составе — Катаржина Квесицкая,
студентка географического факультета
Варшавского университета, в прошлом —
победитель Международной олимпиады
по географии

Подробный разбор содержания олимпиадных заданий будет опубликован в одном из следующих номеров. Пока отметим лишь самое главное — большинство заданий имели комплексно-географический характер. В заданиях практического тура природные особенности территории рассматривались в связи с характером ее хозяйственного использования. Требовалось связать тип городской застройки с характером рельефа (выявить приуроченность к определенным его формам элитных вилл, многоэтажных домов рабочих предместий), назвать основные факторы, ограничивающие развитие порта и т.д. Участники олимпиады побывали в разных местах в пределах Гдыни и в окрестностях города. Наблюдения на местности дополнялись там короткими лекциями, которые были прочитаны прямо в поле заместителем начальника Гдыньского порта, представителем мэрии, офицером военно-морской гидрографической службы. По мнению большинства, особенно интересной и познавательной была морская прогулка на военном гидрографическом судне. Уже в классе, заполняя листы для ответов, участники олимпиады должны были анализировать карты различного масштаба и содержания, статистические данные.

Бронзовый призер олимпиады А. Голяшев, ученик 11-го класса (Самара) и обладатель серебряной медали В. Истомин (ныне — студент I курса географического факультета МГУ)


Бронзовый призер олимпиады А. Голяшев, ученик 11-го класса (Самара)
и обладатель серебряной медали В. Истомин (ныне — студент
I курса географического факультета МГУ)

По результатам олимпиады можно заключить, что члены российской сборной оказались неплохо подготовлены к основным заданиям. Особенно хорошо проявилась подготовка к работе на местности: сумма баллов за полевой тур у В. Истомина и А. Голяшева даже выше, чем у некоторых обладателей золотых медалей. Высокие оценки члены нашей сборной получили и за решение теоретических задач. Очевидно, что помог опыт, полученный на Всероссийской олимпиаде. Свою роль сыграли и тренировочные сборы, проведенные накануне международной олимпиады в городе Пущино. К сожалению, обстоятельства, в которых проводилась подготовка команды, в первую очередь отсутствие финансирования со стороны Министерства образования и науки, не позволили подключить к работе со сборной преподавателя английского языка, специализирующегося на географической терминологии, и психолога. Команду готовили в основном преподаватели географического факультета МГУ, посвятившие этой работе часть своего отпуска: О.А. Борсук, П.Л. Кириллов, А.С. Наумов, С.В. Рогачев, а также В.Н. Холина (РУДН) и В.В. Абатурова. Большую помощь организаторам сборов оказали журнал «Вокруг Света» и географический факультет МГУ.
Итак, результат нашего участия в V Международной олимпиаде по географии выше, чем на прежних состязаниях такого уровня. Но, по моему мнению, он не вполне соответствует реальному потенциалу лучших юных географов России. В нашей стране преподавание географии учителями, несмотря на все объективные и субъективные сложности, остается одним из лучших в мире. Оно выстояло вопреки непродуманным реформам, урезанию часов, заумным «минимумам» и небрежению руководства к тем, кто географию преподает. Талантливые ребята из разных регионов нашей необъятной Родины продолжают тянуться к географии, готовы посвятить ей свою судьбу и, став географами, реализовать свой профессиональный потенциал во славу России.

Это не африканский берег. Это практический тур в окрестностях Гдыни. Пока школьники соревнуются, педагоги делятся опытом проведения олимпиад в своих странах. На снимке: Руководители команд из ЮАР, Чехии и Румынии


Это не африканский берег.
Это практический тур в окрестностях Гдыни.
Пока школьники соревнуются, педагоги делятся
опытом проведения олимпиад в своих странах

На снимке:
Руководители команд из ЮАР, Чехии и Румынии

Это особенно ярко продемонстрировали презентации, которые готовили команды из каждой страны. Российские школьники не ограничились показом красот родных мест, как это сделали некоторые их соперники. Их выступление было посвящено проблемам тех городов России, откуда они родом. Так, Москва предстала не только в великолепии архитектурных памятников и блеске рыночной мишуры, но и в облаках смога над задыхающимся от автомобильных выхлопов центром; в контрастах между пятиэтажками окраин и «элитным жильем» нуворишей. Рассказывая о Хабаровске, В. Истомин сделал акцент на проблемах своего города, связанных с его геополитическим положением. Речь шла об отдаленности от федерального центра, о территориальных притязаниях Китая на амурские острова, о нелегальной иммиграции китайцев, заполонивших дальневосточные города.
Остается надеяться, что в будущем наши результаты на международных олимпиадах будут еще лучше. На заседании руководителей команд по завершении олимпиады в Гдыне было принято решение о проведении следующей международной олимпиады по географии в 2006 г. в Австралии. В качестве одного из возможных кандидатов на 2008 г. рассматривается Россия. В нечетные годы, между проведением международных олимпиад, рекомендовано распространять опыт проведения так называемых региональных международных олимпиад по географии (олимпиада прибалтийских республик, олимпиада стран Восточной Европы). Кроме того, в 2005 г. должна состояться очередная олимпиада по географии для школьников не старше 17 лет по версии Национального географического общества США (командное первенство). Готовясь к этим соревнованиям, следует учесть опыт олимпиады в Гдыне.

А.С. НАУМОВ,
канд. геогр. наук,
доцент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
председатель методической комиссии
Всероссийской олимпиады школьников по географии