Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №43/2004

Методика


Задания к картам (с. 1618) и
к таблице с данными по населению районов
Крайнего Севера и местностям, приравненным
к районам Крайнего Севера (с. 28)

Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера
Бланковка для выполнения самостоятельных заданий

Выполняются на контурной карте России, с нанесенными границами зоны Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, помещенной на с. 18.

Задание 1 (простое)
Закрасьте цветными карандашами: районы Крайнего Севера — темно-синим цветом, территорию местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, — голубым цветом. Отразите проделанную работу в легенде карты, размещенной в левом нижнем углу. Попытайтесь примерно на глаз определить: какую часть (сколько процентов) территории страны занимает каждая из этих зон, сколько они занимают пространства вместе.
Как вы считаете, северное положение России — это плюс или минус для страны?
Почему в Азиатской части России границы районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий смещаются к югу?

Задание 2 (посложнее)
Пользуясь школьным географическим атласом, нанесите на контурную карту (с выполненным первым заданием) ручкой или фломастером январскую изотерму –24 °С. На ту же карту нанесите каким-нибудь иным цветом границу распространения многолетней мерзлоты. То и другое отметьте в легенде.
Какие климатические условия характерны для закрашенных районов России?
При ответе на этот вопрос используйте географический атлас и текст учебника.

Задание 3 (посложнее)
Сравните полученную во втором задании карту с картой плотности населения (ее можно найти в любом школьном географическом атласе нашей страны).
Какая плотность населения характерна для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?
Можно ли выделить очаги более высокой плотности населения на этих территориях? С чем они связаны?
Какие крупные города (с населением более 100 тыс. жителей) расположены в пределах Российского Севера?
С чем связано их возникновение?
Какие функции эти города выполняют?
F Какова их хозяйственная специализация?
Нанесите эти города (Мурманск, Архангельск, Северодвинск, Петрозаводск, Сыктывкар, Ухта, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Норильск, Братск, Усть-Илимск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Кызыл) на вашу карту и подпишите их названия*.

Задание 4 (сложное)
Проанализируйте динамику численности населения зоны Крайнего Севера в 2003 г. (по таблице на с. 28).
Выполнять это задание рекомендуется по той же методике, что и задания 1 и 2, помещенные в «Географии» № 41/2004 на с. 15.
Какие районы теряют население из-за естественной убыли, какие из-за миграционного оттока, какие из-за двух этих факторов сразу?
Есть ли в зоне Севера регионы, которые увеличивают население? Что это за районы?
Почему численность населения в них растет?
Что в целом более характерно для населения Крайнего Севера — прирост или убыль? Почему? Следует ли оценивать наблюдаемые процессы как положительные или как отрицательные?

Задание 5 (творческое)
Проанализируйте расположение районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
Как вы думаете, почему Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера, а лежащие на одной с ними широте Краснодарский край и Ростовская область не относятся?
Чем обусловлено выделение районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в поясе гор Южной Сибири?
Подтвердите свои догадки информацией, снятой с карт атласа и из текста учебника.
Подумайте, какие территории могут быть еще приравнены к районам Крайнего Севера в том случае, если наше государство разбогатеет и сможет больше выплачивать своим гражданам, проживающим в дискомфортных природных условиях.
Бывали ли вы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним?
Какие особенности природы вам наиболее запомнились?
Расскажите своим одноклассникам о поездке, иллюстрируя свое повествование отснятыми фотографиями или видеоматериалом. Не забудьте показать ваш маршрут на карте страны.

Задание 6 (творческое)
Пользуясь картой транспорта, оцените транспортную доступность районов Крайнего Севера и приравненных
к ним территорий.
Какие виды транспорта наиболее развиты в этой части страны?
Какие достоинства и недостатки имеет каждый из них?
Какие крупнейшие транспортные магистрали, проходящие в этих регионах, вы знаете?
Покажите на карте магистраль Санкт-Петербург—Мурманск, Печорскую железную дорогу, БАМ, Колымский тракт, Северный морской путь.
Какие транспортные пути на российском Крайнем Севере строятся или проектируются? (Амуро-Якутская магистраль, БелКомУр, Северо-Сибирская магистраль, железная дорога между Сахалином и материком.)
С какими проблемами в настоящее время связано освоение Российского Севера? Каким образом их стоит решать?
Проведите коллективное обсуждение этих проблем в классе**.


* Допустимо включить в этот список еще Магадан и Воркуту, еще совсем недавно бывших стотысячниками, но сокративших свое население к моменту Всероссийской переписи населения 2002 г.
** Подготовиться к этому обсуждению можно по статьям Г.А. Аграната, опубликованным в «Географии»:
Алмазные грани Якутии, № 31/2002;
Военное противостояние в Арктике,
№ 7—9/2003;
Чукотка в сумерках, № 17—19/2003;
Таймыр—Норильск: классика Севера,
№ 33—35/2003;
Российский Север в опасности, № 1—3/2004.