Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2004

Контроль знаний


Ответы и комментарии к задачам,
напечатанным в № 42

1

Ответ:

Страна — Египет.

Дополнительное задание:

1/2/3: Мексика, ЮАР, Чили и, если не забыть про Гавайи, США*.
1: Израиль, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур (как стоящий у южного окончания Малаккского пролива, соединяющего тихоокеанские и индоокеанские акватории).
1/3: Россия*, Канада*, Исландия, Норвегия, Дания (взятая с Гренландией), Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Восточный Тимор, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Австралия.
2/3: Намибия, Ботсвана, Аргентина, Бразилия, Парагвай.
На Мадагаскаре доля христиан — около половины. Поэтому его нельзя с уверенностью отнести ни к 2/3, ни к 2 (вне пересечений). Мозамбик в качестве решения не проходит: хотя христианская проповедь ведется здесь давно, большинство населения все-таки придерживается местных традиционных верований.


* Необходимо пояснить учащимся, что страны, имеющие выход к трем океанам (или хоть к пяти), автоматически входят в множество «имеющие выход к двум океанам», ведь не сказано «имеющие выход к двум, и только двум, океанам».

2

Ответ:

Страна — Испания. Это самая высокая из европейских монархий.
При решении задачи по школьной карте у наиболее въедливых учеников может появиться еще одно предполагаемое решение — Андорра. Территория ее, изображенная в масштабе школьной физической карты, слишком мала, чтобы различить закраску, обозначающую высоту. На самом деле высшая точка Андорры — ниже 3000 (две девятьсот с небольшим), но ученикам это знать не обязательно. Достаточно логического суждения: раз загадана одна страна, а Испания по всем признакам подходит, значит, иные варианты уже «прокачаны» составителем задачи и отброшены, искать добра от добра не нужно. (К тому же, Андорра и монархия-то неважная — без монарха.) Установить же, что в Испании есть территории выше 3000 м — и в Пиренеях, и в Андалусских горах (они выше Пиренеев) — по школьным картам, как правило, для школьников вполне посильно (если, конечно, в школе не используются уж совсем халтурные атласы, выпускаемые некоторыми издательствами и каким-то чудом проходящие через министерский экспертный совет).

Дополнительное задание:

1: Кувейт, Катар, Бахрейн, Таиланд, Камбоджа, Бруней, Иордания, Тонга.
1/2: Нет решений.
1/3: Бельгия, Нидерланды, Дания, Великобритания, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Швеция, Андорра, Ватикан.
2: Абсурд.
2/3: Франция, Италия, Австрия, Швейцария.
Россию можно считать решением для поля 2/3, только если принимать границу Европа—Азия проходящей по Большому Кавказскому хребту, а не по Кумо-Манычской впадине. Так что, если кто-нибудь из школьников предложит решение «Россия», нужно задать ему дополнительные вопросы, то есть выяснить, ляпнул он это не подумав, не обратив внимания на полный текст формулировки условия 2 (или обратив, но не сообразив, что Эльбрус и Казбек — не Европа, или сомнительная Европа), или руководствовался осознанным «кавказским» представлением о евро-азиатском разделе. Если стоять на традиционной, «кумо-манычской» точке зрения, Россия может в качестве решения войти только в поле 3 (вне всех пересечений).
3: Германия, Чехия, Словакия, Греция (хваленый Олимп — высшая точка страны — 2917 м) и многие другие.
При сокращении формулировки условия 2 появляется неожиданное второе решение — Дания: датская Гренландия располагается в Северной Америке и высоты на острове до 3700 м (г. Гунбьёрн).
Разумеется, тогда и Россия (при любой точке зрения на раздел частей света) обретает место в 2/3. В 2/3 должна тогда появиться и Турция, имеющая земли в Европе и располагающая в Азиатской части вершинами до 5165 м (Большой Арарат). Одновременно в 1/2 появятся Оман, Саудовская Аравия, Непал, Бутан, Марокко, Малайзия, Лесото, а в 2 (вне пересечений) США, Аргентина, Руанда и многие другие.

Комментарий
Задача позволяет акцентировать внимание учеников на особенностях рельефа Европы — малая распространенность высокогорий. Лишь несколько стран можно назвать по-настоящему горными. Остальные территории, если и заняты горами, то старыми, невысокими, сравнительно удобными для хозяйственного освоения и проницаемыми в транспортном отношении. Много равнин и обширных долин. Все это природные козыри, которыми Европа воспользовалась в своем социально-экономическом становлении.

3

Ответ:

Река — Нил.

Дополнительное задание:

1: Инд и многие другие.
1/2: Ганг, Брахмапутра, Иравади, Салуин, Меконг, Хонгха (Красная; на ней стоят Ханой и Хайфон), Сицзян.
1/3: Дунай, Амазонка и многие другие.
2: Такие речки найти удастся только при внимательном рассмотрении сравнительно подробных карт Индии (например, знаменитая в индийской экономике /в долине — тяжелая промышленность/ река Дамодар, впадающая в дельту Ганга близ Калькутты), Юго-Восточной Азии и Мексики (например, Агуанаваль, берущая начало в Западной Сьерра-Мадре и теряющаяся в орошаемом ареале в центре страны близ Торреона). Поиск коротких рек, пересекающих тропик сложен и его можно рекомендовать только детям, всерьез заинтересованным географией.
2/3: Такую речку найти будет еще сложнее. Вся прилегающая к Северному тропику часть бассейна Атлантического океана весьма засушлива, и выжить здесь могут только реки-гиганты, несущие обильные, не успевающие высохнуть воды издалека, из влажных широт. Поиск в этом случае всерьез может вестись только по Мексике, причем по крупномасштабной карте. Лишь самые дотошные из учеников найдут (а может, и не найдут) там речку, впадающую в Мексиканский залив возле Тампико и удовлетворяющую условию 2/3. Самые отважные поведут поиск еще и в Западной Сахаре и — не исключено — откопают там вади, наполняемую раз в несколько лет или десятилетий нежданными дождями. Для общеобразовательного же уровня ответ «нет решений» будет здесь вполне оправданным для этого поля.
3: Кубань, Кальмиус (на нем стоят Донецк и Мариуполь-Жданов), Темза, Гвадалквивир, Тибр, Потомак (на нем стоит Вашингтон), Гудзон и многие-многие другие.