Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2005

Репетитор


Властелин колец

Ответы и комментарии к задачам,
напечатанным в № 48/2004

1

ОТВЕТ:

Страна — Марокко.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1/2: нет решений.

Содержательный комментарий

Задача позволяет обратить внимание на то, что Арабский мир в основном «низкорослый»: впечатляющих горных вершин ни в одной арабской стране нет. Известное исключение составляет Марокко, но это периферия Арабского региона.
Арабы — в основном жители равнин. Не случайно почти везде, где они в своем распространении натыкались на значительные горные страны, дальнейшее распространение народа прекращалось, а на горных уступах им противостояли (или в горных цитаделях выживали) другие народы.
Обратим на это внимание учащихся. Повесьте рядом физическую карту (рельеф) и карту народов. Почти везде в Северной Африке и на Ближнем Востоке, где бежевая закраска средних высот сменяется на темно-коричневую (высокие хребты и нагорья), арабская национальная закраска сменяется на другие цвета. Часто даже государственные границы между арабскими и неарабскими странами изящно повторяют изгибы горизонталей.
Пройдитесь по обеим картам указкой, по часовой стрелке, вокруг Арабского региона:

Фланг
Арабского мира
Изменение
рельефа
Изменение
этнографической
картины
Север Уступ Анатолийского нагорья Арабы Сирии сменяются турками
Северо-восток Уступ Иранского нагорья Арабы Ирака сменяются курдами и персами
Юг Уступ Эфиопского нагорья Арабы Судана сменяются амхара и родственными им народами, оромо и др.
Юго-запад Плато Ахаггар на юге Алжира Kочевников-арабов (бедуинов) сменяют кочевники-туареги
Запад Алжирский Атлас, горы Kабилии Среди арабов Алжира — острова берберов (кабилов и др.)
Дальний Запад Высокий Атлас Среди марокканских арабов — берберские этнические острова

Даже в тех странах, которые считаются чисто арабскими, в районах сколько-нибудь высоких гор наблюдаются этнические или религиозные «отклонения». Ливан — по преимуществу горная страна (Ливан, Антиливан, Хермон). И население Ливана, которое хотя формально (по языку) и считается арабским, представляет совершенно особое явление в Арабском мире: треть арабов — христиане, треть — мусульмане-шииты. Горный массив на юге Сирии заселен представителями шиитской секты друзов, что и отражено в названии этих гор — Джебель-Друз (гo'ры друзов). Горный Йемен — прибежище шиитской секты зейдитов.
В Иране же низменная часть, прилегающая к устью Шатт-эль-Араба (зеленая на карте рельефа), населена преимущественно этническими арабами. Это иранский Хузестан, который арабы именуют Арабистаном.

Методическое отступление

Если учитель хорошо продемонстрирует сходство карт: «безжизненно» физической (рельеф) и картой народов, наполненной традицией, фольклором, конфликтогенностью, бурлящей жизнью, он решит сразу несколько педагогических задач.
Первая: так лучше уляжется информация. Знания наши держатся в мозгу в основном в связках — осознанных причинно-следственных или не вполне осознанных ассоциативных. Значительная (а по моим вузовским наблюдениям — бо'льшая) часть информации, изливаемой нашими школьными географическими учебниками, именно потому не усваивается детьми, что это информация в розницу («скалярная»), ни из чего не вытекающая и ничего потом не порождающая. (Таким может быть лишь Аллах в исламе — «никого не родил, никем не рожден», но у нас на этот статус претендует едва ли не каждая строчка у иного автора учебника. Написал, все вроде правильно, а зачем? Что из этой информации молодому человеку? И дети инстинктивно выбрасывают из головы холостые заряды «Просвещения» и «Дрофы».)
Решение второй педагогической задачи: дать детям ключ к самостоятельному установлению связей между информационными объемами. Такие яркие примеры, такие возможности, которые дает эта задача, нужно использовать полностью. Учителю не обязательно проговаривать самому все шесть этно-орографических наблюдений, сведенных в таблице. Можно показать Анатолию и турок, а там уж персов и амхара школьники сами, глядишь, вычислят по изогипсам. Как астрономы по характеру орбит известных планет предсказывают существование неизвестных, так и мы, дав ученику общегеографическую (физическую) карту, можем научить его предугадывать: «Не иначе как здесь, с этим перепадом высот, пресечется ареал распространения этого народа. Нужно скорее перелистнуть атлас на карту народов, верна ли моя догадка, кто появится на новой орбите абсолютных высот?»
Третья решаемая педагогом задача — мотивационная. Показав связь физгеографического фундамента с реальной жизнью людей, с самоорганизацией человечества на земной поверхности, учитель дает наглядный аргумент за то, что географию имеет смысл изучать. Такие конкретные познавательные аргументы имеют гораздо большую силу, чем распространенные экологические всхлипы, гудение о глобальных проблемах, почтительные суждения о постиндустриализме и попискивание о планетарных рисках.
Общие слова остаются для детей шумовым фоном, конкретная же проработка сходства контуров по карте, осмысление экологических ниш, родившаяся догадка о взаимообусловленности очень многого на территории дают импульс к развитию личности. Школьник понимает, как из вдумчивого наблюдения рождается идея. Это уже четвертая педагогическая задача, в решение которой учитель вносит вклад, комментируя «стереопару» рельеф—народы.

1/3: Мавритания, Западная Сахара (бo'льшая часть ее территории оккупирована Марокко).
1: Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ, Палестина, Египет, Ливия, Судан, Тунис, Алжир.
Не будет ошибкой включение в этот ряд и Сомали, Джибути, Коморских Островов, хотя бо'льшую часть их жителей составляют неарабы. Население этих стран включает весьма значительный арабский компонент, испытало сильнейшее арабское культурное влияние. Эти три страны входят в Лигу арабских государств наряду с перечисленными выше (исключая Западную Сахару, не являющуюся самостоятельным государством).
2/3: Канада, США, Венесуэла, Аргентина, Конго (Киншаса).

Методическая рекомендация

При проработке стран, попадающих в множество 1 (включая и пересечения), целесообразно просить учеников находить высшие точки этих стран и называть их. Запомнить эти точки нереально, но познакомиться с ними полезно. Это будет действенный шаг в деле изучения земного лика.

Страна Высшая точка Абс. высота, м Горная
система,
массив
«Адрес»
Марокко гора
Тубкаль
4 165 Атлас K югу от Марракеша
Kанада гора
Логан
6 050 Горы Св. Ильи На северо-западе страны
США гора
Мак-Kинли
6 193 Аляскинский хребет Центральная часть Аляски
Венесуэла пик
Боливар
5 007 Kордильера-де-Мерида На западе страны, к югу от
оз. Маракайбо
Аргентина Аконкагуа 6 960 Анды На чилийской границе, к северо-востоку от
Сантьяго-де-Чили
Kонго (Kиншаса) пик
Маргерита
5 109 Рувензори На границе с Угандой, между
оз. Альберт (Мобуту-Сесе-Секо) и Эдуард (Иди-Амин-Дада)

 

2

ОТВЕТ:

Областные центры А и Б — Рязань и Нижний Новгород.
Областные центры В и Г — Москва и Владимир.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1а (вне пересечений): Орел, Калуга*.
1б (вне пересечений): Тамбов, Тула, Иваново.

Содержательный комментарий

Задача помогает обратить внимание учащихся на пространственный ход развития российского государства. Зародившееся в Волго-Окском междуречье, оно длительное время не могло всерьез продвинуться на юг — в сторону лесостепи и степи: мешали кочевники. Затруднен был и ход на запад: литовско-польско-казацкая конкуренция. Поэтому ранняя Волго-Окская Русь с ее многочисленными князьями варилась в основном по левую сторону от Оки (Владимир, Москва) или на само'й Оке (Рязань, Нижний), но не в верхнем, не в западном течении. Уверенное продвижение на юг, в лесостепь (Тула, Орел), и на запад (Калуга и также Орел) связано со становлением сильного централизованного Московского государства, способного вытеснять внешних конкурентов. Тогда устанавливалась «вертикаль власти», и новые центры напрямую подчинялись Москве; это уже не была «федерация» удельных княжеств. Поэтому весь юго-западный сектор городов Окского бассейна княжеской самостийности не познал. За южность и западность они заплатили (не могли не заплатить, иначе бы их съели) подчиненностью.
Особый случай — Иваново, порождение капиталистической индустриализации XIX в. Это единственный из областных центров Центрального района, не имеющий давней городской истории. Не потому ли этот, «случайно» вспыхнувший на карте город находится сегодня, по-видимому, в самом глубоком кризисе среди всех областных городов Центрального района?


* Калуга лишь короткое время (1505—1518) была центром удельного княжества.

2: Тверь, Смоленск, Великий Новгород, Псков, Санкт-Петербург, Кострома.

Не исключается и ответ: Курск (княжество существовало в основном в домонгольский период; впрочем, нет четкой уверенности, что нынешний Курск находится на месте того, домонгольского).
Следует поощрить также и тех, кто назовет Казань и Махачкалу (выросла рядом с аулом Тарки — центром Тарковского шамхальства (XV — начало XIX в.). Но им нужно будет указать на невнимательность:
в формулировке задачи тип загаданного объекта — областной центр, а не центр субъекта федерации вообще.
Примеры давних столиц, не имеющих сегодня статуса областных центров: Суздаль, Ростов, Муром, Галич, Дербент, Булгар. Здесь же, кстати, могут быть названы Казань и Махачкала (формально все верно: они — не областные, а республиканские центры).

3

ОТВЕТ:

Страны А и Б — Египет (впадина Каттара) и Иордания (Мертвое море).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1: нет решений (все страны, имеющие выход к Красному морю, либо арабские (а это 1/2), либо имеют глубокие впадины (1/2), либо и то, и то (1/2/3).
1/2: Эритрея, Израиль.
1/3: Саудовская Аравия, Йемен, Судан.

Содержательный комментарий

Следует иметь в виду, что арабское большинство в Саудовской Аравии сильно размыто притоком иммигрантов, устремившимся в эту нефтедолларовую страну с 70-х годов. Однако, хотя среди иммигрантов и много выходцев из Южной и Юго-Восточной Азии, не менее половины потока составили все же арабы из бедных ближневосточных стран. Поэтому арабский элемент остается в Саудовской Аравии не только доминирующим, но и численно преобладающим. В Судане арабы вряд ли составляют много больше половины населения. Но здесь их неуверенное лидерство связано не с наплывом приезжих неарабов, а с тем, что Юг Судана — исконное место обитания неарабских — негритянских племен. Конфликт между Черным Югом и Арабским Севером — сложнейшая проблема этой страны.

2: Эфиопия, Казахстан, Китай, США.
См.: Справочные сведения о низших точках поверхности некоторых стран мира//География,
№ 18/2002, с. 14.
2/3: Западная Сахара, Марокко, Палестина, Сирия. Не исключено, что сюда должна войти и Ливия: на картах отечественного издания М. 1 : 2 500 000 под 19° в. д. и 29° с. ш. показана небольшая впадина у колодца Абу-Наим с отметкой –131 м. В школьных атласах ее, конечно, найти не удастся. Вряд ли школьники найдут и впадину себхи Тах на границе Западной Сахары и Марокко. Но догадаться, что территории Палестины и Сирии — как прилежащие к долине реки Иордан — заведомо имеют точки хотя бы под сотню метров ниже уровня моря, можно.

Содержательный комментарий

Задача отчасти работает на познавательное усиление той связи, которую школьники обнаружили в задаче 1, — связи арабского ареала с небольшими (или, как мы теперь выяснили, даже отрицательными) высотами.