Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2005

Опыт


Воспитание толерантности
в проектной деятельности учащихся

С.Г. РОЗАНОВА
учитель географии
гимназии № 1507 г. Москвы,
почетный работник общего образования Российской Федерации

Реалии современного мира — это межгрупповые столкновения, религиозная вражда, этнические конфликты, что в той или иной мере находит отражение в школьных коллективах. Разрешение споров, примирение враждующих сторон, восстановление социального поведения учащихся стало одним из приоритетных направлений педагогического процесса в российской школе.
В современной российской школе проектная деятельность может стать одним из объединяющих мотивов детских и учительских коллективов. С распадом СССР были разрушены детские организации, включая и творческие кружки, где дети разных национальностей, религий, различных возрастов могли общаться в едином коллективе. В них развитие способностей каждого происходило при поддержке и взаимодействии всех участников для решения единой задачи, достижения единой творческой цели. Такое было возможно при толерантном отношении всех к каждому и каждого ко всем. В коллективном творчестве, чтобы достигнуть определенной цели, необходимо быть терпимым, снисходительным друг к другу.
В современной школе проектная деятельность — это новый виток развития творческих способностей у детей в условиях более высоких технологий, которых не было ранее. В настоящее время у детей практически неограниченные возможности в получении информации из областей культуры и науки.
Опыт моей работы с детскими исследовательскими и творческими проектами позволяет сделать некоторые выводы о содержании проектной деятельности и ее потенциале для толерантного развития учащихся. Любой школьный проект — это коллективный поиск. Тема проекта может быть предложена преподавателем или учащимися, область исследования — принимается совместно. Если тема не заинтересует учащихся, то работа над ней успеха не принесет.
После того как сформулирована тема и принято решение о ее выполнении, оказывается, что необходимо обращаться к помощникам, так как сбор материала для любого проекта — работа кропотливая и трудоемкая, в особенности, если это мониторинговый проект. Поэтому в работу включаются ребята, помогающие реализации темы. Школьный проект предусматривает подборку иллюстраций, фотографирование исследуемых объектов, видеосъемку, написание отчета о проделанной работе. В группе, занимающейся проектом, бывает до 6—8 человек. Каждый выполняет свою часть, но при этом должен считаться с результатами работы других.
Работа над школьным проектом проходит в несколько этапов.
Первый этап — подготовительный включает постановку проблемы, составление плана работы, сбор литературных данных, экскурсионных и полевых материалов. Все это делается в постоянном общении с научным консультантом. В ходе начального этапа руководитель проекта (учитель) налаживает благоприятный для работы климат, подчеркивая, что каждый из участников, выполняющих проект, очень важен для завершения общей работы. При этом каждый из участников проектной деятельности должен быть в курсе дела, которое решают вместе. Необходимо объяснять учащимся, что в период завершения и защиты проекта любой из группы должен уметь заменить товарища в случае его заболевания или сложившихся обстоятельств. В такой коллективной работе обязательно выделится лидер, который проведет главную часть работы и сыграет роль основного исполнителя.
Второй этап — выполнение проекта включает обсуждение и анализ полученных результатов, отчет каждого из участников о своем вкладе в общее дело, поощрение принимавших участие в работе. Составляется план предстоящей защиты проекта. Выбор из группы тех (обычно не более чем двоих), которые будут представлять работу, должны сделать сами участники проекта. Это демократично, учащиеся, как правило, редко ошибаются. В ходе первого и второго этапов работы, как никогда, проявляется толерантность участников проекта. На второй план отходят и разница в социальном положении учащихся, и национальность, и религиозная принадлежность. Остается только желание хорошо сделать свою часть работы, которая входит в общую тему.
Третий этап — завершающий предусматривает оформление полученных результатов: составление подрисуночных подписей, распечатку и компоновку иллюстративного материала, включая таблицы и графики, обработку и приведение в порядок видеоматериала. Пишется реферат, оформляется стендовый доклад. Работа заканчивается защитой проекта.
Проектная деятельность учащихся предусматривает решение нескольких отдельных задач. Каждый из участников, работая над своей частью, может сделать собственную интересную разработку под общей тематической шапкой. Например, в нашей гимназии проводится работа по теме «Экологические изменения территории Юго-Западного административного округа (ЮЗАО) г. Москвы в результате антропогенной нагрузки». По этой теме выполняется проект «Мониторинг качества воды в родниках ЮЗАО г. Москвы». В группе доброжелательная обстановка, дети заняты общим делом, они с удовольствием слушают друг друга. В мониторинговые наблюдения включаются новые учащиеся, которые продолжают начатое дело. Особенность проектной деятельности — это воспитание толерантности различных возрастных категорий учащихся. Работа по налаживанию этических отношений, предотвращению конфликтов требует добрых человеческих качеств, она может быть результативной, если ее делают сообща учащиеся, учителя, родители.