Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2005

Методическое пособие для учителя


6 класс

Тема
«Воздействие организмов
на земные оболочки»

Т.В. КОНСТАНТИНОВА
канд. пед. наук, старший преподаватель
Калужского государственного педагогического университета
им. К.Э. Циолковского

Термины и понятия

Почва — поверхностный слой земной коры, обычно коры выветривания, переработанный совместным воздействием воды, воздуха и живых организмов, обладающий плодородием.
Плодородие почв — способность почв обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами и влагой в количествах необходимых для полного развития растений.
Гумус, перегной (от латинского humus — земля, почва) — основная часть органического вещества почвы. Бесформенная темноокрашенная масса, в которой отдельные остатки животных и растений обычно неразличимы.
Выветривание — процесс изменения горных пород на земной поверхности и в самых верхних частях земной коры под воздействием солнечных лучей, воды, воздуха и организмов.

Ученые

Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — русский ученый-энциклопедист. Полагал, что растения питаются не только водой, но и тонкими частицами земли. Большое внимание уделял вопросу о происхождении перегноя, который рассматривал как продукт биологических процессов.
Альбрехт Тэер (1752—1828) — немецкий ученый, агроном, почвовед. Автор гумусовой теории, один из основоположников агрономии. Дал одну из первых классификаций почв Западной Европы в зависимости от механического состава, содержания гумуса и извести.
Юстус Либих (1803—1873) — немецкий химик. Разработал минеральную теорию питания растений, способствовавшую широкому внедрению минеральных удобрений в земледелии. Один из основателей агрохимии.
Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) — русский ученый, основатель современного почвоведения, географ. Создал первую в мире классификацию почв, основанную на их происхождении. Открыл основные законы географии почв. Организовал крупные комплексные экспедиции. Основал журнал «Почвоведение». Идеи Докучаева о зональности природы легли в основу учения о ландшафтах и географических зонах.
Константин Дмитриевич Глинка (1867—1927) — русский ученый, основатель современного почвоведения, занимался изучением минерального состава почв, изучением древних почв и почвообразующих пород. Организатор и руководитель экспедиционных почвенно-географических исследований, охвативших огромную территорию азиатской части России.
Николай Михайлович Сибирцев (1860—1900) — русский почвовед, автор первого учебника генетического почвоведения, на основании принципов В.В. Докучаева разработал учение о горизонтальной зональности почв.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) — русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биохимии.
Борис Борисович Полынов (1877—1952) — русский почвовед. Заложил основы современного учения о выветривании, экспериментально показал роль живых организмов в почвообразовании.

Географические и родственные науки

География почв — наука, изучающая закономерности пространственного размещения почв и их связи с другими компонентами природы. География почв тесно связана с геоморфологией, климатологией, геоботаникой и другими географическими науками.
Почвоведение — наука о почвах, их свойствах, образовании и развитии, географическом распространении, способах рационального использования и повышения плодородия.
Агрономия (от греческого agros — поле и nomos — закон) — комплекс наук о возделывании растений, повышении плодородия почвы и урожайности, рациональном использовании сельскохозяйственных угодий.

Инструментарий географа

Почвенные карты — карты, отображающие распространение почв на земной поверхности (их типов и других генетических подразделений), их особенности и свойства в зависимости от условий почвообразования.
Почвенный профиль — вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы; состоит из сформировавшихся в процессе почвообразования, генетически взаимосвязанных и закономерно сочетающихся почвенных горизонтов и подгоризонтов.

Практическая работа

Изучение по картам почв своей местности

Цель работы: формирование представления о почвах своей местности, о видах воздействия организмов на почву, формирование умения работать с почвенными картами, дальнейшее развитие умения работать со словарями, энциклопедиями и справочниками.
Оборудование: Атлас своего субъекта РФ, рабочая тетрадь, географические энциклопедии, словари и справочники.

Задание 1
По атласу своего субъекта РФ внимательно изучите почвенную карту:

а) по легенде (условным знакам) почвенной карты определите, как обозначают почвы на картах;
б) определите месторасположение своего населенного пункта на почвенной карте;
в) определите и запишите в тетрадь, какой тип почв преобладает в месте вашего проживания.

Задание 2
В географических энциклопедиях, словарях и справочниках найдите и запишите в тетрадь информацию об определенном вами типе почв:

а) каково плодородие почвы;
б) какова мощность гумусового горизонта;
в) в каких районах Земли они встречаются;
г) использование почв человеком.

Задание 3

Определите:

а) как используются почвы в месте вашего проживания;
б) как деятельность человека влияет на почвы;
в) какие меры необходимо принять для сохранения почв в вашей местности.

Рекорды Земли

Самые богатые гумусом почвы — черноземы, содержание гумуса в нем обычно не менее 6%, мощность гумусового горизонта от 40 до 120 см.

Цифры и факты

Суммарная масса живого вещества на Земле составляет 2,4 трлн тонн. Из них: растения — 99%; животные и микроорганизмы — 0,9%; человечество — 0,1%.

Интересное

Растения и очистка воздуха

Вся растительность земного шара на протяжении года забирает из атмосферы около 550 млрд т углерода и возвращает 440 млрд т кислорода.

Дышат ли растения?

Да, дышат. При этом, как и животные, используют для дыхания кислород воздуха, перерабатывая его в углекислый газ, который они выдыхают. Но при дневном свете под действием солнечных лучей в листьях растений происходит и обратный процесс — соединение воды с углекислым газом и образование углеводов, а также кислорода, который выделяется в воздух. Процесс этот называется фотосинтезом. В результате фотосинтеза в воздух выделяется гораздо больше кислорода, чем поглощается при дыхании; зеленые растения — основной поставщик кислорода в атмосферу.

Хвойные деревья и очистка воздуха

Один гектар хвойного леса в день выделяет до 30 кг эфирного масла, которое уничтожает вредные микроорганизмы в атмосфере и очищает воздух. За год гектар леса очищает 18 млн м3 воздуха. К тому же, подобно гигантскому пылесосу, он забирает из воздуха ежегодно 36 т пыли.