Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №8/2005

Идеология желанной географии


Конкурс
«Я иду на родительское собрание»

(объявлен в № 35/2004)

ИТОГИ

Победители (дипломы I степени)

Учитель Город Субъект федерации Школа
М.В. Бахтарова  Саратов Саратовская обл. Гимназия № 4
Л.K. Гарочкина Kлинцы Брянская обл. Средняя школа № 7
Ю.В. Зорин Пермь Пермская обл. Средняя школа № 102
Г.П. Kозлова Воронеж Воронежская обл. Средняя школа № 30

Дипломанты II степени

Учитель Город (село) Субъект федерации Школа
Л.Г. Вовенко Сочи Kраснодарский край Гимназия
№ 15
Г.Л. Володько Kамень-на-Оби Алтайский край Гимназия
№ 5
М.Н. Иус Нижний Тагил Свердловская обл. Средняя школа
№ 69
С.П. Удинцова Москва г. Москва Средняя школа
№ 1232
Н.Ф. Филиппов Хутор Войнов Егоролыкского р-на Ростовская обл. Войновская
средняя школа
Т.Л. Хлюпина Kизел Пермская обл. Гимназия

Дипломанты III степени

Учитель Город Субъект федерации Школа
Е.Л. Абдулина Челябинск Челябинская обл. Средняя школа № 104
О.В. Желнина Жуков Kалужская обл. Средняя школа
Н.Г. Исхнопуло Новороссийск Kраснодарский
край
Сельская
общеобразовательная
школа
О.В. Kузнецова Мамадыш Татарстан Средняя школа № 4
М.А. Мартышкова Холмск Сахалинская обл. Средняя школа № 6
Т.И. Ревина Озёры Московская обл. Средняя школа
В.Е. Сениченко
(студент)
Астрахань Астраханская обл. Астраханский гос. ун-т
Е.Н. Столбова Лысьва Пермская обл. Лицей № 1

Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.

Конституция Российской Федерации,
ст. 43, п. 4

Конкурс вызвал небывалый интерес — учителей, методистов, взрослых граждан России, школьников. Многих работа, проделанная в рамках конкурса, подвигла к тому, чтобы по-иному взглянуть на цели и задачи преподавания нашего предмета в школе, внимательнее прислушаться к общественному мнению. Многие участники конкурса буквально нашли себя в роли социологов и интервьюеров. Многие респонденты с удовольствием и конструктивно сотрудничали с учителями. Плодотворной оказалась инициатива нескольких учителей привлечь к опросу и сам объект образования, потребителей наших услуг — школьников.
Жюри и группа экспертов, анализировавшая конкурсные материалы, высоко оценила вклад каждого участника. Выявить группу лидеров стоило большого труда; в таблицах (слева) показано распределение первых мест.
Перечисленным выше участникам конкурса в течение мая—июня будут высланы почетные дипломы. Победители (обладатели дипломов I степени) получат денежные премии. Внимание, Марина Владимировна, Лидия Константиновна, Юрий Васильевич и Галина Павловна! Просим срочно прислать в редакцию данные, необходимые для начисления денег (список данных см. на с. 2).
Дополнительно всем дипломантам будет выслан приз от проекта «Образная карта России» — лист образной карты в демонстрационном формате А1 с автографами.
Благодарим всех учителей, принявших участие в конкурсе «Я иду на родительское собрание», занявших и не занявших призовые места. Просим передать нашу благодарность всем родителям, которые уделили время заполнению анкет, ознакомлению с учебниками и беседам с учителями. Благодарим также тех учителей (подписавшихся и не подписавшихся), которые, хотя и не нашли времени провести широкий опрос и анализ, все же прислали в адрес редакции пусть и единичные анкеты.
Как выявилось, для многих участие в конкурсе стало актом гражданской зрелости и даже гражданского мужества. В некоторых регионах учителя, обратившиеся к общественному мнению, столкнулись с непониманием и плохо скрываемым неудовольствием методических службистов: «Какие такие родители? Что за конституционные права граждан? В Москве лучше знают, чему учить. Академия образования все уже давно определила. Что в программе — тому и учить». Признаемся, за эти месяцы и редакция «Географии», и организаторы конкурса неоднократно сталкивались с аналогичными — со стороны географического образовательного истеблишмента — проявлениями инерционности сознания и стремлениями защитить свою «вотчину» от гласности и общественной оценки.
Однако свежий взгляд граждан России, их идеи, собранные и обобщенные лучшими, неравнодушными учителями, найдут путь в наши школы. Общественное мнение, которое мы ныне формируем общими усилиями, несомненно, создаст концептуальную основу нужной и интересной нашим детям, полезной географии в школе. Желанной географии.

С родительского собрания мы идем на урок

Продолжайте радовать нас, учителей, хорошими, интересными публикациями.
С большим интересом участвовала в конкурсе «Иду на родительское собрание», для себя сделала много выводов, которые обязательно буду применять в работе.
С нетерпением буду ждать результатов этого конкурса!
Желаю всем читателям творческих успехов, здоровья, благополучия, постоянного интереса к нашей газете.
Ваш постоянный читатель

Н.Г. Иcхнопуло,
г. Новороссийск
Краснодарский край

У детей нет стимула к серьезной учебе

Я работаю учителем географии более 20 лет. Помимо уроков провожу большую внеклассную работу: веду кружок, выезжаю на слеты краеведов, конференции, принимаю участие вместе с ребятами в экспедициях, экскурсиях, походах по области. Но работаю только с тем количеством детей, которое в силах охватить один учитель. Понятно, что люблю свою работу, поэтому с готовностью откликнулась на этот важный конкурс. Отпечатала 110 анкет. Для анкетирования привлекла родителей 8-го, 9-го и двух 10-х классов; выбрала классы, в которых родители мало-мальски интересуются процессом обучения своих детей. Анкетирование и интервьюирование мне проводили дети. Но не все смогли убедить родителей дать интервью. Из 110 родителей анкеты заполнили только 53, не все справились со всеми вопросами.
Уровень общественной жизни у нас на краю земли не очень высокий. Не все родители могут заставить свое чадо сесть за учебники, поэтому оправдывают зачастую свою несостоятельность скучными и неинтересными учебниками. Им оппонируют другие родители, которые считают, что скучных наук нет, наука не может быть скучной.
Радует то, что 60% родителей довольны школьным преподаванием географии и боятся что-либо менять, потому что не знают, каким будет будущее предмета после того, как сломают старое. Эта группа родителей тепло вспоминает своего учителя географии и благодарна тем знаниям, которые получила.
Прошу учесть, что высшее или специальное образование имеют лишь 19% опрошенных, поэтому уровень ответов не всегда отвечает нашим ожиданиям; ответы родители дали не на все вопросы не потому, что не хотели, просто не смогли, за что извинились.
Свое отношение к проблемам современного образования я выразила стихотворением, которое прилагаю.

М.А. Мартышкова,
учитель географии СОШ № 6 г. Холмска
Сахалинская область

Вот и ко мне пришло
Время сбора камней.
С каждым этапом жизни
Ноша все тяжелей.

Первые мои камни
Чистые капли воды.
Стали они наградой
За большие труды.

Эти камешки дети –
Те, что богом даны,
Умные и достойные
Люди своей страны.

Есть и другой камень –
Шлировый гравелит.
Это учительский труд,
Огромный как монолит.

Многое помнит он
И мог бы всем рассказать,
Как в дождь или в метель
С невежеством иду воевать.

Иду, когда болит голова,
Иду, когда в коленках
дрожь,
Потому что в школе ждет
Подрастающая молодежь.

Прозрачный кусочек
солнца –
Янтарь. Чтоб его собрать
Надо пол-Сахалина
С ребятами отмахать.

В коллекции есть и сланец.
Он с вершины горы,
Которую покорила я
Ради своей детворы.

Есть живописный скарн
В шкатулке среди камней.
Походами заслужила я
Этот подарок парней.

Даже ржавый песчаник
Нашел свое место тут:
На раскопках оставила
Свой добровольный труд.

Камни я собирала
В праздники, в будние дни.
Самым большим богатством
Стали они одни.

Последний камень имеет
Горько-соленый вкус.
Такой же обидно-коварный,
Как змеиный укус.

Этот камень вложила
В руку мне, Родина, ты!
С ним последняя вера
Сожгла за собой мосты.

Этот камень – подачка,
Медный простой пятак.
Что же я, Родина, сделала?
Что ж ты не любишь так?

Такой же, как эти камни,
Убогий домашний быт...
Когда же в России будет
Нищий учитель сыт?

Порой подступают слезы,
Глупых мыслей наплыв:
Привязаться к камням и
бросить их
К черту – в Татарский
пролив!

Какие изменения в школьной географии,
по мнению родителей, должны произойти?

С удовольствием принимаю участие в конкурсе. Нужное и полезное начинание. Некоторые учителя, узнав, что я беседую с родителями по вопросам географии, спрашивали меня: «Зачем Вам это надо?» Этот же вопрос задавали и излишне осторожные родители. Поэтому попытаюсь объяснить, почему я приняла участие в этом конкурсе, то есть — зачем мне это надо?
Во-первых, я очень люблю свою работу. Во-вторых, люблю детей. Отсюда вывод: я хочу, чтобы дети любили мой предмет.
А если серьезно, то география — единственный (!) предмет, который дает целостную, объективную, полную картину окружающей действительности. Нельзя считать себя интеллигентным человеком, не зная мир, в котором живешь.
Многие родители благодарили за возможность высказаться, за интерес, проявленный к их мнению о школьном образовании. Получился заочный круглый стол.
Большинство родителей заинтересованы в обсуждении проблем школьной географии, высказывают очень дельные замечания и полезные предложения, как и чему учить детей в современных условиях.
Несколько родителей, несмотря на пометку «подписывать анкету не обязательно», поставили свои подписи: они хотят, чтобы именно на их мнение обратили внимание.

Содержание курса географии:
— Сократить программу за счет вопросов по геологии, геодезии и других сложных дисциплин, так как они преподаются в том возрасте, когда ребенок не в силах их усвоить.
— Важно отказаться от заучивания числовой информации, которую при желании можно найти в справочнике. (Далее курсивом — мои комментарии. Я согласна с этим предложением. Но есть цифры, которые необходимы для запоминания. Например: площадь России, число жителей и т.п.)
— Особое внимание — политической карте мира.
— Изменить учебники: пусть они будут более жизненными.
— Уделить больше времени карте Москвы.
— Обязательно проводить географический анализ событий, происходящих вокруг.

Методика преподавания:
— Меньше механических заданий (контурные карты и прочее, «Кому надо — сам разберется»). (Согласна, что на контурных картах учащиеся должны выполнять разумные, а не механические задания. Перерисовывать атлас — на мой взгляд, пустая трата времени. Но как отказать ребенку в просьбе: «Можно я раскрашу низменности зеленым цветом, а горы коричневым?»)
— Делать доклады, связанные с историей и искусством.
— Давать задания на самостоятельный поиск интересных фактов. (Мною разработана система летних домашних заданий.)
— Показывать фильмы о Туре Хейердале и других путешественниках современного мира, документальные и научно-популярные фильмы, с дальнейшими опросами в виде тестов. (В кабинете собрана богатая коллекция видеофильмов по разным разделам географии. Мне не очень нравится тестовая проверка усвоения материала, я разработала систему вопросов по фильмам.)
— Предлагать учащимся проводить самостоятельные исследования по заданным темам в ходе летних поездок, оформлять результаты в виде докладов.
— Нужно больше времени проводить на природе, отрабатывать практические навыки.

Очень многие родители отмечают необходимость усилить практическую направленность изучения нашего предмета («с привязкой к жизни»). (Мне кажется, для достижения этой цели нужно пересмотреть (!) всю систему практических работ.) «Жизнь и география!» — главный девиз родительских анкет. «Хотелось бы приблизить знания по географии к жизни, к реалиям сегодняшнего дня».
Встретив такое понимание родителями проблем школьного курса географии, я решила помимо бесед на родительском собрании, которое в нашей школе состоялось в конце ноября, отправить (через детей) нескольким мамам и папам письмо следующего содержания (письмо обязательно должно быть рукописным; любому родителю будет приятно, что учитель обращается именно к нему):

Уважаемая(-ый)…
Спасибо, что Вы откликнулись на мою просьбу и нашли время заполнить анкету не формально, а очень обстоятельно. Мне бы хотелось узнать Ваше мнение также по следующим вопросам:
1. Рассказывает ли Ваш ребенок о том, что изучали в школе? Обсуждаете ли Вы с ним затронутые на уроках темы?
2. Посмотрите учебник географии, по которому занимается Ваш ребенок. Ознакомьтесь с названиями тем, с заданиями, предложенными для закрепления. Выскажите свое мнение: нужна ли та или иная тема? Что чрезмерно сложно? Что удачно? Что скучно и неинтересно?
3. Если бы образование в средней школе было платным, то за какие географические знания для своего ребенка Вы согласны отчислять каждый месяц определенный процент своего дохода?
4. Как Вы считаете, нужно ли оставить по географии два урока в неделю, или увеличить до трех (четырех), или уменьшить до одного?
5. Есть ли смысл в преподавании географии в 11-м классе? Если да, то какой курс Вы бы предложили?
6. Нужно ли в программу по географии вводить обязательную полевую практику для закрепления на местности полученных на уроках знаний? Если да, то какой продолжительности должна быть практика? В какое время года (месяц) ее надо проводить? В каких классах?
Если у Вас есть соображения по проблемам школьной географии, то поделитесь ими.
Целью анкетирования, которое проводят в настоящее время учителя географии, является приближение нашего образования к реальным потребностям молодых людей и семьи, стремление сделать его более человечным.
Спасибо Вам за помощь.

С уважением,
С.П. Удинцова

Большинство родителей находят общий язык со своими детьми, поэтому ребята рассказывают о том, что было на уроке. (Отрицательный ответ только один.)
Мнения родителей о действующих учебниках очень осторожные и сдержанные («я не специалист»).
Есть редкие критические замечания («неудачный, неинтересный, скучный, наказание для учеников и учителей, некоторые темы чересчур сложно изложены, перегруженность материалом»).
Очень осторожные родители хотели бы знать соотношение «спроса и предложения», чтобы говорить об оплате географических знаний для своего ребенка. Но основная плата могла бы быть:
а) за формирование умения работать с картой, ориентироваться на местности;
б) знание общих географических закономерностей и процессов;
в) географию России;
г) обзор зарубежных стран.
Очень многие родители, считая оптимальным 2 часа в неделю в средней школе («меньше нельзя, иначе дети одичают»), ратуют за введение профильного образования в старших классах. Если ребенок избирает соответствующее направление, то в 10-м классе должен быть спецкурс по географии, возможно и 3 часа в неделю, а в 11-м классе «самое время для политической географии».
Что касается полевой практики, то мнение респондентов почти едино: она необходима, в начале осени или в конце весны (май), в среднем 3—4 дня в 5—7-х классах. Полученные знания необходимо закрепить на природе. Наше методическое объединение подготовило соответствующее предложение администрации школы.
И последнее. В течение всего года ко мне подходили мои семиклашки и спрашивали: «А правда, что будут менять учебник? А какой он будет?»
И возникла мысль, что к написанию нового учебника нужно привлечь и детей, а один из его разделов назвать «Мир, в котором я живу». Удачные рисунки, фотографии ребят могли бы стать отличными иллюстрациями к тексту.
И еще мое твердое убеждение, что школьный учебник должен быть написан не в тиши кабинетов, а только в содружестве с учителями школ.
В оформлении результатов социологического опроса мне помогали члены нашего методического объединения — учитель биологии И.Э. Засовина и учитель информатики И.И. Морозов.

С.П. Удинцова,
учитель школы № 1232 Западного округа
г. Москва

Беседы с родителями

Мама десятиклассника:
— Изучение географии необходимо для расширения общего кругозора, лучшего ориентирования в мировых событиях, знания местности во время отдыха и путешествий.
У ребенка развивается интерес к жизни других народов, особенностям природы страны.
— В преподавании не достает краеведческих знаний, надо больше учить работе с картой. Нужна видеотека, невозможно попасть в компьютерный класс.
— Слишком сложная тема для изучения — «Природные комплексы». Перенасыщена материалом для запоминания вся экономическая география. Неинтересно в учебнике изложены темы: «Океаны» — в 7-м классе; «История исследования и заселения России» — в 8-м классе; «Промышленность мира» — в 10-м классе.

Мама десятиклассника:
— Изучение географии необходимо для ориентации в современном мире.
— Считаю ненужными темы: «Географическая оболочка» — в 6-м классе; «Экономическое районирование» — в 9-м классе; «НТР» — в 10-м классе. Очень сложно даны в учебниках темы: «План местности» — в 6-м классе; вся экономическая география — в 9-м классе.
— В 7-м классе тему «Природные комплексы» можно не изучать.
— В 10-м классе не хватает страноведческого материала. Раньше изучали больше стран — это способствовало развитию кругозора, интереса к знаниям.

Мама шестиклассника:
— Моему сыну география нравится. Она необходима для того, чтобы уметь читать карту, хорошо по ней ориентироваться. Он узнает о мире, своих ближайших соседях, природе родного края.
— Нужно больше давать знаний о своей малой родине. Ходить в походы по родному краю и совершать экскурсии.
— Ребенку нравятся интересные задания из учебника О.В. Крыловой, используемые учителем на уроках.

Беседовала Т.Л. Хлюпина,
учитель гимназии г. Кизел
Пермская обл.