Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2005

Раздаточный материал


Дидактические карточки-задания
на уроках географии

Много лет назад молодым учителем я пришел в свой первый кабинет географии. А географа в школе к тому времени не было уже года два. Зато было два пыльных шкафа, забитых коробками из-под обуви. В коробках этих лежали пожелтевшие газетные вырезки, старые детские работы и прочий педагогический мусор, неизбежно сопутствующий учебному процессу. Разбирая этот хлам, я обнаружил несколько коробок однотипных карточек с наклейками: «5 кл.», «6 кл.», «7 кл.» и так далее. Карточки оказались фрагментами разделов «Вопросы и задания», вырезанными из учебников и наклеенными на картонки, разложенными в порядке прохождения тем. Мой предшественник в этой школе был человек пожилой и, насколько я знал по отзывам старших коллег, очень неплохой учитель. Карточками его я пользовался еще года два, пока не сделал собственные. Так что говорить в данном случае о какой-либо новизне идеи, конечно, не приходится. Что-либо принципиально новое в методике, — по-моему, явление вообще чрезвычайно редкое. Карточки — они карточки и есть: вопросы и задания, оформленные таким образом, чтобы их можно было раздавать ученикам для индивидуальной или групповой работы. А потом собирать обратно. И так — много-много раз. Содержание их может варьировать в зависимости от задачи или от конкретного ученика. Скажем, в пределах одной темы могут быть вопросы и задания разных уровней сложности. Как правило, карточки выполняют одну из двух функций — дидактическую или контрольную. Иногда — обе одновременно.

Издательством «Экзамен XXI» в настоящее время готовятся к выпуску дидактические карточки-задания для 6, 7, 8, 9 и 10-го классов. Они разработаны в расчете на использование учебников Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс», В.А. Коринской «География материков и океанов. 7 класс», Э.М. Раковской «География: Природа России. 8 класс», А.И. Алексеева «География: Население и хозяйство России. 9 класс», В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс». Эти карточки выполнены в одностороннем варианте. Обратная сторона листа в книге остается чистой, не заполненной текстом. Такая компоновка имеет ряд существенных преимуществ с точки зрения удобства пользования. Это дает возможность использовать каждую карточку отдельно, в отличие от двустороннего варианта, выбранного «Дрофой». Кроме того, тонкая типографская бумага, на которой печатаются задания, не позволяет использовать их непосредственно, без дополнительной подготовки. Карточки обязательно должны быть наклеены на плотную основу клеем ПВА или резиновым клеем (от канцелярского клея бумага желтеет и становится ломкой). В противном случае они становятся одноразовыми. При двусторонней компоновке половина заданий теряется. Конечно, современная копировальная техника позволяет отчасти решить эту задачу, однако далеко не всем учителям географии (да и учителям вообще) эта техника доступна, особенно в провинции. Стало быть, для полного использования материалов придется покупать два комплекта по каждой параллели. Причем, как правило, за свой счет, ведь вряд ли удастся объяснить ревизорам, зачем учителю потребовались два одинаковых пособия. Важен также определенный стандарт размера карточки. Места для хранения дидактических материалов в классе всегда не хватает, а карточки стандартного размера гораздо легче уложить в стандартные же каталожные ящики и коробки. Лаборантские комнаты в кабинетах географии, к сожалению, имеются нечасто, так что место в шкафах приходится экономить.

Выпущенные издательством «Экзамен XXI» дидактические карточки-задания составлены по различным алгоритмам.

1. Структурная привязка:

а) к конкретным параграфам;
б) к темам (несколько связанных параграфов);
в) обобщающие (связывающие темы в пределах курса, а также обеспечивающие межпредметные связи).

2. Варианты содержания:

а) текстовые карточки;
б) графические карточки;
в) комплексные текстово-графические карточки.

Соответственно, получается девять типов карточек: по три типа на каждую структурную привязку.

Самый простой и чаще всего используемый тип — задания к конкретным параграфам. Вот примеры таких заданий:

6-й класс

Пользуясь текстом учебника, заполните пропуски в предложениях.

1. Один оборот вокруг________________ Земля
совершает за 365 дней 6 часов 9 минут или
за __________________.

2. Северный и Южный _____________________ это точки пересечения __________________________
с поверхностью Земли.

Более общий характер имеют карточки-задания, составленные к темам (группе параграфов). Как правило, эти карточки используются при обобщающем повторении или для контрольно-зачетных целей:

10-й класс

С помощью текста учебника (с. 72—74) классифицируйте перечисленные страны по критерию миграционного сальдо (соотношения потоков эмигрантов и иммигрантов для данной страны). Заполните таблицу. Страны: Кувейт, Австралия, Россия, Эфиопия, Канада, США, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Индия, Турция, Франция, Пакистан.

 

Иммигрантские страны
(преобладает въезд)
Эмигрантские страны
(преобладает выезд)
    

География — предмет синтетический. При его изучении постоянно требуется привлекать знания и сведения, полученные детьми на уроках математики, биологии, истории, физики, химии, литературы, русского и иностранных языков. Эта особенность, пограничный характер географической науки, была учтена при составлении многих заданий, имеющих межпредметный характер. Вот, например, задание историко-географического плана из комплекта для 6-го класса, тема «География как наука»:

Какие задачи решала география во времена Эратосфена (III—II века до нашей эры, примерно 2300 лет назад)? Расположите эти задачи, начиная с самых, по вашему мнению, важных: торговые, военные, научные, познавательные, развлекательные, учебные...

Аналогичное задание из комплекта для 7-го класса, тема «Открытия. Изучение Земли»:

В перечне утверждений определите одно ошибочное.

1. Предположение о шарообразной форме Земли первым выдвинул Аристотель.

2. Первым из европейцев пересек Тихий океан с востока на запад Фернан Магеллан.

3. Экспедиция Васко да Гамы в Индию состоялась позже, чем экспедиция Колумба в Америку.

4. Европейцы добрались до западного побережья Тихого океана раньше, чем до восточного.

Часто, особенно в 6, 7 и 8-м классах, детям на уроках географии необходимо использовать математические знания, методы расчета. Соответствующим образом формулируются задания в карточках.

6-й класс, тема «План и карта»:

Переведите указанные в таблице масштабы из численной формы в именованную и из именованной в численную.

 

Численная форма Именованная форма
1 : 10 000  
1 : 2 000 000  
   В 1 см 12 м
   В 1 см 8 км

10-й класс, тема «Население мира»:

В материалах Программы развития ООН (United Nations Development Program) определяется несколько уровней грамотности, от полной (литературной) грамотности до функциональной неграмотности (низший уровень). Разработайте собственную трехуровневую шкалу уровня грамотности, определив критерии оценки для каждого уровня.

Уровень 1: _______________________________
Уровень 2: _______________________________
Уровень 3: _______________________________

В практике работы чрезвычайно удобными оказались оформленные в виде раздаточных карточек фрагменты контурных карт без текстового оформления задания. При желании они могут быть выбраны таким образом, чтобы быть пригодными для использования в разных классах, от 6-го до 10-го. При этом фрагменты должны содержать определенные опознавательные «марки», например: характерные элементы береговой линии, градусной сети, рисунок речной сети.

Дидактические карточки-задания, как один из часто используемых методических инструментов, несомненно, удобны своей наглядностью и простотой использования. Однако учителю часто (и даже, как правило) не хватает времени на проверку ответов. Особенно если работа по карточкам ведется в режиме реального времени на рядовом, а не контрольно-зачетном уроке. Для облегчения и ускорения проверки результатов работы в сборниках дидактических карточек-заданий, которые готовит издательство «Экзамен XXI», отдельными разделами приведены ответы и решения. Нумерация их соответствует сквозной нумерации карточек. Благодаря этому учителю нет необходимости тратить много времени на проверку правильности выполнения задания — достаточно сравнить результаты работы с ответом.

В заключение отметим, что дидактические карточки-задания, при всем их удобстве, отнюдь не являются универсальным методическим инструментом. Эффективность их впрямую зависит от правильности учительского выбора места и времени использования на уроке, от сочетания с иными приемами и методами. В этом, собственно, и состоит искусство дидактики. Именно искусство, а не наука, поскольку стопроцентно действующих в любой ситуации алгоритмов и правил в нашем учительском деле вообще нет.

Леонид ПЕРЛОВ,
учитель географии
лицея № 1525
«Воробьевы годы»
Москва