Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2005

Хрестоматия


Самый загруженный
и красивый в мире

15 мая 2005 г. вслед за годовщиной Великой Победы свой большой юбилей отмечает и Московский метрополитен (бывший им. Л.М. Кагановича, бывший им. В.И. Ленина). Две этих очень много значащих для российской столицы даты неслучайно сгруппировались вместе: не было бы метрополитена, возможно, и не было бы Победы. Вспомним заседания Генштаба на «Кировской» (ныне «Чистые Пруды»), сотен москвичей, пережидавших вражеские бомбежки в подземных дворцах первых очередей метро, бронепоезд «Московский метрополитен», громивший фашистов на фронтах Великой Отечественной. Не было бы Победы — не развиваться бы в Москве метрополитену. Для города, затопленного морем, каким Москва должна была стать по мнению Гитлера, не нужно было подземного транспорта. Метро в Москве строилось даже в самый разгар самой тяжелой войны. В 1943 г. открылись станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»). При этом на «Новокузнецкую» из блокадного Ленинграда по Дороге жизни привезли мозаику, собиравшуюся в холодные и голодные осадные ночи ленинградскими художниками. В 1944 г. вошли в строй сразу четыре станции: «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» (ныне «Семеновская») и «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»).

Прошедшая война на московском метро отразилась увеличением глубины тоннелей, усилением монументальности оформления (посмотрите на станции кольцевой линии, построенные в первые послевоенные годы, их станционные залы и наземные вестибюли), большим разнообразием подвижного состава (по послевоенным репарациям в Москву была направлена часть вагонного парка берлинской подземки). Народ-победитель должен был пользоваться самым передовым метрополитеном в мире.

Спустя 70 лет после своего открытия метрополитен Москвы стал одним из ведущих в мире. Он занимает первое место по пассажирообороту и третье по протяженности линий после метрополитенов Лондона и Нью-Йорка, правда, значительные участки линий в этих городах проходят на открытом воздухе. А по архитектурному разнообразию и красоте отделки московское метро не имеет равных. Спуститесь в подземный город и убедитесь в этом сами.

Крупнейшие метрополитены мира

(по числу перевезенных пассажиров)

Город Год ввода в
эксплуатацию системы
метрополитена
Число перевезенных
пассажиров за год,
млрд чел.
Москва 1935 3,2
Токио 1927 2,6
Сеул 1974 1,4
Мехико 1969 1,4
Нью-Йорк 1904 1,3
Париж 1900 1,2
Осака 1933 1,0
Лондон 1863 0,9
Сянган (Гонконг) 1979 0,8
Санкт-Петербург 1955 0,7

 

Источник: Jane’s Urban Transport Systems,
2002—2003 edition