Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2005

Теоретический тур 26 апреля 2005 г.


Задача 6.
ДАЛЕКО ОТ ОКЕАНА.
Топологически

Автор А.И. ДАНЬШИН

Эти две страны обладают уникальным политико-географическим положением: чтобы попасть из них к акватории Мирового океана, необходимо пересечь территорию не менее двух государств. Одна из стран превосходит по площади другую более чем в две тысячи раз.

Назовите эти страны. Как особенности политико-географического положения сказываются на развитии хозяйства и внешней политике каждой из них? Через территории каких государств им предпочтительнее осуществлять внешнеторговую деятельность? Ответ обоснуйте.

Ответ

Лихтенштейн и Узбекистан.

Положительные стороны:

Лихтенштейн

1. Оффшорная зона. Единственный в континентальной Европе центр концентрации трастов. Лихтенштейн имеет единую со Швейцарией инфраструктуру банковской и телекоммуникационной систем.

2. Промышленность почти на 100% ориентирована на экспорт.

3. В Лихтенштейне чрезвычайно низкие налоги для иностранных компаний, избравших эту страну для размещения своих штаб-квартир. Это привлекает в страну огромное количество иностранных компаний (в середине 90-х годов — около 33 тыс., то есть число зарегистрированных в стране иностранных фирм больше, чем число жителей этой страны).
В Лихтенштейне самый высокий в Западной Европе уровень насыщенности промышленным производством на единицу площади.

Узбекистан

1. Центральное положение в Среднеазиатском регионе — возможность сотрудничества с соседями (5 государств); государство может стать региональным субцентром (например, большие выгоды может принести политика единого транзитного тарифа).

2. Отсутствие катаклизмов, характерных для морских побережий.

3. Узбекистан находится почти в центре ареала исламской цивилизации, что открывает перед ним хорошие культурно-географические перспективы.

4. Перспективы создания важного международного коридора с разными элементами транспортной инфраструктуры (железная дорога, автомагистрали, оптико-волоконная связь).

Отрицательные стороны:

Лихтенштейн

Страна фактически лишена возможности проводить собственную внешнюю политику. Единственное посольство Лихтенштейна за границей находится в Берне. С 1921 г. был заключен почтовый, а с 1924 г. — таможенный союз со Швейцарией, которая одновременно представляет Лихтенштейн за границей, осуществляя дипломатическое представительство этой страны (уния с 1923 г.).

Узбекистан

Центральное положение влечет за собой удаленность от основных экономически развитых регионов и наличие большого количества границ как элемента связанного с дополнительными трудностями при пересечении их и людьми, и товарами (дополнительные таможенные пошлины и плата за транзит). Большое количество соседей — бо'льшая уязвимость, бо'льшая вероятность конфликтов (вспомним события в Андижане).

Большое транспортное плечо для доставки грузов в экономически развитые регионы мира.

Нет возможности развивать один из важнейших видов транспорта — морской. Нет приморских районов для развития рекреации.

При ответе на вопрос о приоритетных направлениях транзита к морю следовало не только учесть расстояние до ближайших портов и наличие подводящих к ним транспортных коммуникаций, но и отношения с соседними странами, через территорию которых предполагается наладить перевозку. В первую очередь свою территорию для транзита могут предоставлять государства-союзники, связанные с обеими странами соответствующими международными договорами и входящие с ними в блоки.

КОММЕНТАРИЙ ЖЮРИ

Задачу выбрали 154 школьника, но не все смогли даже правильно определить страны. Не все показали даже поверхностное знание специализации хозяйства Лихтенштейна и Узбекистана. Особенно удивительным оказалось, что школьники из многих регионов не умеют даже считать специализацию с экономической карты (а школьные атласы в распоряжении школьников были). Были ложные умозаключения, например, об «отсутствии промышленности в Лихтенштейне» или об «исключительно сельскохозяйственной специализации Узбекистана» (интересно, как быть в этом отношении с автомобилями марки «Дэу» узбекской сборки, которых за 2004 г. в России было куплено больше, чем других иномарок?).