Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2005

День учителя географии.
Сообщение, сделанное 5 апреля 2005 г.
в Московском городском доме учителя


ШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Л.Е. ПЕРЛОВ
учитель географии лицея № 1525 «Воробьевы горы»,
Москва

Вся наша Искпедиция
Весь день бродила по лесу...

Винни-Пух

Если выражаться суконным языком документов, для нашего лицея я бы определил это занятие так: «Школьная экспедиция есть постоянно действующая система организации летних выездов волонтерских рабочих бригад для выполнения тех или иных работ по договоренности с принимающей стороной».

По-моему, скучно до невозможности. В переводе на нормальный, человеческий язык получается куда привлекательнее: «В отличной компании, на пару-тройку недель, подальше от родителей, да еще и жить в палатках»!

Геленджикский район Краснодарского края, раскопки античного памятника I в. н.э. Школьники участвуют в работе Северокавказской мегалитической экспедиции РАН, 2002 г.

Геленджикский район Краснодарского края,
раскопки античного памятника I в. н.э.
Школьники участвуют в работе
Северокавказской мегалитической
экспедиции РАН, 2002 г.

Эту работу я веду с 1992 года, в лицее «Воробьевы горы» — с 1997 года. Как учителя, меня интересовал поиск комплексной формы работы, которая позволяла бы решать определенный круг педагогических задач:

– социализация учащихся: развитие социальной контактности, толерантности и социальной активности;

– социальная адаптация: поиск своего места в группе, выработка навыка самоограничения и самодисциплины в интересах группы;

– социальная ответственность: личная ответственность члена группы за группу и ответственность группы за каждого её члена;

– повышение учебной и социальной мотивации: конкурсный отбор в группу придает высокий социальный статус участнику экспедиции в коллективе класса, группы профильных классов.

В основе идеи, в первую очередь, педагогика. Для руководителя группы объект экспедиционной работы — это дети. Место проведения экспедиции и характер выполняемой работы имеют вторичное значение.

Практика показала, что детям практически все равно, чем заниматься. Разумеется, если их должным образом подготовить и сориентировать.

Обязательных требований к работе относительно немного. Работа должна быть коллективной, но при этом давать возможность выделения индивидуальных участков либо участков для работы микрогрупп (2—3 человека). Характер труда должен быть не учебно-производственным, а просто производственным. Дети без труда замечают элементы «игры в работу» и моментально теряют к ней интерес. Объем работы подгоняется таким образом, чтобы вне зависимости от продолжительности сезона был четко виден момент завершенности, возможно — завершенности определенного этапа многолетней работы. Поиск вариантов ведется на основе критериев выбора, изложенных выше.

Одновременно необходимо учесть еще массу факторов: финансовые соображения (в основном, стоимость проезда), физико-географические особенности территории пребывания (побережье, характер рельефа, заболоченность, климатические и погодные характеристики; возможность опасных стихийных явлений — сейсмическая опасность, смерчи, оползни, паводки и т.д.); транспортная доступность (особенно — пути и средства аварийной эвакуации); особенности населения, близость и тип населенных пунктов (при работе в таежной зоне — наличие действующих ИТУ, лагерей, режимных зон).

Сразу хотел бы заметить, что вовсе не считаю экспедиционную форму работы универсальным педагогическим инструментом, пригодным для использования каждым учителем. Напротив, форма эта сложна как в организационном плане, так и с точки зрения педагогики. Уже не говоря о сложностях обеспечения физической безопасности детей в полевых условиях. Более того, я бы не рекомендовал, особенно в сегодняшних наших условиях, начинающим учителям браться за это — слишком много «подводных камней» и слишком велик уровень ответственности. Очень желательно, даже необходимо, получить опыт работы заместителем руководителя в аналогичной группе.

На первом, подготовительном, этапе определяется принципиальная возможность работы в форме экспедиции. Решающим фактором здесь является наличие педагогов, желающих и способных заниматься экспедиционными делами. Важны также стартовая детская мотивация и достаточное доверие к потенциальным руководителям со стороны родителей. Принимая для себя принципиальное решение об организации экспедиции, учителю необходимо четко себе представлять, что этим решением он (она) обеспечивает себе немалый объем дополнительной, причем неоплачиваемой, работы.

Геленджикский район Краснодарского края. Школьники ведут раскопки дольменной группы в районе пос. Архипо-Осиповка (Северокавказская мегалитическая экспедиция РАН), 2004 г.

Геленджикский район Краснодарского края.
Школьники ведут раскопки дольменной
группы в районе пос. Архипо-Осиповка
(Северокавказская мегалитическая
экспедиция РАН), 2004 г.

Далее устанавливается характер работ, которые могут быть выполнены силами детской группы в условиях ограниченного времени (до трех недель) и установленной нормы продолжительности рабочего дня для детей (до 4 часов). Перечень таких работ достаточно широк: археологические раскопки; подготовительные работы на объектах, подлежащих реставрации (очистка территории, уборка мусора); работы по благоустройству и оборудованию территории в заповедниках и национальных парках и ряд других.

Непростая проблема — поиск принимающей стороны. Как правило, организации, не имевшие дела с детскими группами ранее, не торопятся этот опыт получить. Случается также, что опыт такого рода у потенциального работодателя имеется, но совершенно не вдохновляет его на повторение эксперимента. Решающим аргументом в пользу сотрудничества для принимающей стороны может послужить перспектива заполучить совершенно бесплатную рабочую силу для выполнения таких работ, на которые и за деньги-то трудно найти исполнителей.

Источники первичной информации могут быть самые различные: пресса, телевидение, личные знакомства, знакомства и связи родителей и коллег, Интернет наконец. Выход на руководство Северокавказской мегалитической экспедиции, с которой мы сотрудничали четыре года, был найден с помощью одного из бывших детей-«экспедиционников», работавших в Крыму в 1992—1995 годах. А связь с руководством Национального парка «Водлозёрский», с которым экспедиция сотрудничает третий год, предоставили родители одной из учениц (мама — сотрудник Международного фонда дикой природы WWF).

Хочу особо отметить необходимость предварительного личного контакта с потенциальной принимающей стороной. Никакой Интернет его не заменит. Очень важны субъективные впечатления и даже ощущения руководителя, возникающие при личном контакте. Мне случалось отказываться от очень интересных на первый взгляд предложений, именно исходя из личных впечатлений. Это не перестраховка, а разумная осторожность.

Комплектование группы — многофакторный процесс. Для детей чрезвычайно важен пример старших в группе. Поэтому состав экспедиционной группы у нас разновозрастной, с разницей между старшими и младшими, в идеальном случае, в два года. Старшие ребята в группе выполняют функции воспитателей, бригадиров и, что чрезвычайно важно, носителей традиции. Младшие обеспечат преемственность в последующие годы работы.

В экспедиции неизбежны значительные физические нагрузки, как при выполнении основной работы, так и в процессе переездов и дежурства. Поэтому в группу не стоит включать детей «для поправки здоровья», о чем часто и настойчиво просят родители. Эта форма работы — для здоровых детей. Разумеется, стопроцентно здоровых сейчас, пожалуй, практически нет. Однако требования к состоянию здоровья должны быть жесткими. Без диспансеризации и надлежащего допуска участкового терапевта (педиатра) ни один ребенок в группу попасть не должен. Как ни странно, родители часто пытаются скрыть серьезные хронические заболевания собственных детей. Даже справки бывает подделывают. Таким путем у нас на Кавказе, в пыльном раскопе, оказался мальчик с бронхиальной астмой. По счастью, все обошлось.

Национальный парк «Водлозёрский»; Коскосалма, остров Канзанаволок. Кухня базового лагеря экологической экспедиции лицея № 1525 «Воробьевы горы», 2003 г.

Национальный парк «Водлозёрский»;
Коскосалма, остров Канзанаволок.
Кухня базового лагеря экологической
экспедиции лицея № 1525
«Воробьевы горы», 2003 г.

Кандидат в группу, кроме медицинского допуска, должен получить положительные отзывы будущих руководителей группы, учителей, которые с ним (с ней) работают, а также своих одноклассников или старших ребят, уже имеющих экспедиционный опыт. Значимость мнения учителей и детей совершенно одинакова. Ребята об этом знают и, надо сказать, к своей рекомендации относятся весьма ответственно. Тем более, что вопрос — «Почему вы против участия Васи?» — им никто не задает. Точно так же, как они не спрашивают об этом учителей. Не следует ставить людей в положение доносчиков. Если кто-то против, значит, имеет для этого основания. По практике работы — дети объективны в своих оценках и чрезвычайно критичны к кандидатам-новичкам.

Согласие родителей, разумеется, тоже входит в «протокол допуска». Я бы вообще не стал об этом упоминать, если бы не выяснилось, что дети иногда забывают (или не считают нужным) ставить родителей в известность о своих экспедиционных планах.

Работа с родителями начинается задолго до выезда. Главное здесь — четкая и возможно более полная информация о целях экспедиции, порядке комплектования группы, требованиях к участникам. Первичная информация, без указания конкретного места работы, дается на сентябрьских родительских собраниях. Далее информация конкретизируется по мере уточнения деталей. В январе-феврале, после формирования предварительного списка кандидатов, проводится собрание детей-кандидатов с родителями. Неявка родителей снижает шансы ребенка на участие. Неявка без предварительного предупреждения — сводит эти шансы к нулю. Меня не раз упрекали в излишней в этом отношении строгости. Однако излишним я это не считаю. Информация о месте и времени собрания дается минимум за две недели до его проведения. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы освободить вечер. Неявка на собрание — это показатель недостаточно серьезного отношения родителей, да и детей, к предстоящему делу. В сущности, это — тоже элемент конкурсного отбора. В отдельных случаях, иногда по инициативе детей, требуется индивидуальная беседа руководителя с родителями.

Весьма непростой вопрос — подбор педагогов. По существующим правилам государственное финансирование школьных экспедиций в Москве позволяет включить в её состав руководителя, его заместителя и педагога-воспитателя. Им оплачиваются расходы на проезд (только железная дорога и иногда рейсовый внутримаршрутный транспорт), а также суточные и зарплата. Очень важно, чтобы руководители были единомышленниками, с точки зрения педагогических взглядов. Любые дискуссии на этот счет, конечно, возможны и желательны, но либо до отъезда, либо по возвращении.

Наши экспедиционные группы работают и живут в полевых условиях. Безопасность детей требует обязательного включения в состав группы профессионального врача или квалифицированной медсестры. Весьма желателен также взрослый повар. Помимо качества еды, это позволяет руководителям полностью сосредоточиться на педагогике, а не на кастрюлях. Производитель работ (постоянный представитель принимающей стороны) начальником для детей не является. Любые его распоряжения (это важно) должны отдаваться только через руководителей группы.

Ближайшие к детям руководители — бригадиры. Это старшие ребята, участвовавшие в экспедициях предыдущих лет. Как правило — в двух, реже — в одной. Их роль велика, а социальный статус в группе очень высок. Кандидатуры бригадиров обычно предлагают сами ребята, причем, как правило, не ошибаются.

Психологически очень значимый момент — обустройство базового лагеря экспедиции. Дети строят себе дом, пусть временный. До окончания работы никто не отдыхает и не занимается личными делами. Закончил со своей палаткой — помогаешь другим. Здесь необходима предварительная работа руководителя с бригадирами и другими «ветеранами». Помимо прочих соображений, их обязанность — поддержание соответствующего настроения в группе. Новички частенько падают духом, оказавшись «на пустом месте», да еще и без мамы. К тому же, — как правило, впервые в жизни. В таких случаях спокойная уверенность и ободряющая шутка старшего товарища совершенно незаменимы.

С принимающей стороной заранее оговаривается степень готовности базы к прибытию группы, необходимые сооружения (печка, туалеты, мусоросборник, щиты под палатки). К сожалению, что-то обязательно окажется не готовым. Благоустройство базы — вообще занятие перманентное. Дети при этом проявляют массу фантазии и вкуса.

Хозяйственные дела, в том числе и дежурство по кухне, вполне могут быть не тягостной обязанностью, а приятным разнообразием. Более того, среди детей попадаются настоящие любители готовки и мытья посуды. В значительной степени это зависит от повара, с которым нашей группе последние два года очень повезло: по основной профессии он психолог, руководитель отдела в МГУ. Так что дежурство по кухне для детей одновременно было и полезнейшим психологическим тренингом.

Общий принцип: «Мы едем работать», конечно, не подразумевает каторжную пахоту с утра до ночи. Тем более, что на севере, например, понятие времени суток вообще довольно относительно. Рабочий день продолжается не более четырех-пяти часов. Все остальное время, за вычетом хозяйственных дел, отдых в различных формах, как организованный, так и свободный. Важна правильная пропорция форм отдыха. Опасна заорганизованность, избыток «мероприятий». Но не менее вреден и избыток свободного времени. Дети далеко не всегда могут себя занять, особенно новички. Избыток свободного времени дает простор небезопасным фантазиям. Способов занять детей на отдыхе бесконечное множество, а если не хватает фантазии — есть обширная литература об этом.

Отдельный вопрос — проблемы финансирования. Школьные экспедиции — достаточно дорогостоящее дело. Кроме того, государственное финансирование их в рамках летней оздоровительной кампании осуществляется, на мой взгляд, совершенно непродуманно. Так, никому не советую назначать выезд на первую половину июня: уедете без денег, их просто не успеют перечислить. И вас же потом сильно отругают за то, что поехали за свой счет, — был такой случай в прошлом году.

Национальный парк «Водлозёрский», Коскосалма, остров Канзанаволок. Отдых группы экологической экспедиции лицея № 1525 «Воробьевы горы», 2003 г.
Национальный парк «Водлозёрский»,
Коскосалма, остров Канзанаволок.
Отдых группы экологической экспедиции
лицея № 1525 «Воробьевы горы»,
2003 г.

Бюджет не оплачивает детям транспортные расходы. Кроме того, по совершенно непонятным причинам не финансируется медицинское сопровождение группы. А без врача группу не выпускают, даже билетов не продают. Внести его в смету нельзя. Следовательно, в приказ на выезд врач тоже не попадет. Расходы по медицинскому сопровождению перекладываются на родителей, как и расходы на повара. Хорошо, если удается найти подходящих людей, согласных работать без оплаты. Но их транспортные и прочие расходы все равно приходится оплачивать группе. Зарплата руководителя и его заместителей устанавливается почему-то не по их квалификационной категории. Руководителю — по 12-му разряду ЕТС, заместителю — по 11-му, педагогу-воспитателю — по 10-му. Лишены логики и установленные нормы бюджетного финансирования питания и хозяйственных расходов детей. По-моему, они вообще никем не просчитываются, взяты с потолка. Для меня до сих пор остается загадкой, каким образом, например, суточные руководителей оказались меньше суточных на питание детей! Видимо, предполагалось, что руководители, питаясь из одной кастрюли с детьми, съедят меньше на соответствующую «дельту».

Главное «пугало» для руководителя — финансовая отчетность. Все мои попытки увидеть документ, инструкцию, определяющую порядок отчетности, и перечень требований, благополучно провалились. Ревизор может сделать любое замечание, даже вполне абсурдное, и потребовать возврата денег. Так, в прошлом году мне было заявлено, что я не имел права наградить бригадиров кастрюльками-кофеварками по 40 рублей штука! Еле отбился. По счастью, документ, запрещающий дарить детям кастрюли, мне предъявить не смогли. Часто ревизоры отказываются признавать в качестве отчетных документов приходные ордеры, требуя кассовые чеки. При том, что Россия велика. Кассовые аппараты и в Москве-то не у всех, а уж где-нибудь в деревне Куганаволок Пудожского района Карелии и подавно. Особенно трудна процедура отчета для начинающих руководителей. Потому-то первый их опыт в этом деле часто оказывается последним.

Абсолютный приоритет для руководителя — это обеспечение безопасности детей. Любое действие должно определяться в первую очередь соображениями безопасности. Конечно, жизнь и тем более работа в полевых условиях подразумевают определенную степень риска. Стопроцентной безопасности просто не бывает. Но риск этот должен быть сведен к минимуму.

О любимом деле можно говорить и писать бесконечно. Не буду больше злоупотреблять терпением читателей. Скажу только, что многочисленные проблемы и головная боль руководителя школьной экспедиции с лихвой окупается детской и родительской благодарностью и удовлетворением, какое может дать только хорошо сделанная работа.