Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2005

Географические новости


 

ЖИВАЯ КАРТА

июнь
2005

Архангельская область, Приморский район

Пуск ГОКа на месторождении
им. М.В. Ломоносова

29 июня на горно-обогатительном комбинате на месторождении алмазов им. Ломоносова (100 км к северу от Архангельска) был первый официальный рабочий день. Торжественное открытие комбината состоялось накануне. Комбинат позволит производить в год до 1 млн каратов алмазов.
На месторождении сосредоточена 1/5 общероссийских запасов алмазов. Беломорские алмазы отличаются высоким выходом ювелирных камней. Месторождение, состоящее из шести кимберлитовых трубок (Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова), было открыто в 1980 г. По оценкам, эффективная эксплуатация месторождения возможна в течение 50 лет.
Подготовку к промышленному освоению месторождения в 1992 г. начала компания «АЛРОСА».
Мощность первой очереди ГОКа — 1 млн т руды в год.
В 2009 г. планируется запуск второй очереди («большой ГОК») с годовой мощностью
5,6 млн т руды.

АННNews

 

Россия

Cтала крупнейшей
алмазодобывающей страной мира

Министерство финансов РФ впервые обнародовало статистические данные по добыче, экспорту и импорту алмазов. Согласно этим данным, в I полугодии 2004 г. Россия добыла 17,8 млн каратов алмазов стоимостью 948 млн долл, в 2003 г. соответственно 33 млн каратов и 1 676 млн долл.
Таким образом, по объему производства алмазов в физическом выражении Россия занимает 1-е место в мире, обгоняя традиционного лидера в этой сфере Ботсвану. По стоимости произведенных алмазов Россия занимает 2-е место после африканской страны. В среднем карат африканских алмазов стоит около 60 долл. в то время как российских — 51.
Российская алмазная статистика открыто публикуется впервые с 50-х годов. Рассекречивание данных явилось одним из условий вступления России в права председателя Кимберлийского процесса, в котором участвуют около 50 стран, договорившихся с января 2003 г. ввести глобальную систему контроля за торговлей алмазами.

lenta.ru

 

Россия — Эстония

Подпись под Договором о границе отозвана

Уже после того, как вышел номер 12 «Географии», где была помещена статья (с. 41—42) об изменениях границы с Эстонией, во всех СМИ прошло сообщение, что правительство России отозвало свою подпись под договором о границе, так как Эстония не отказалась от территориальных претензий к России.

 

Сахалинская область

Протесты экологов против
деятельности нефтяных монополий

Участники акции «Зеленая волна» и представители малочисленных народов Севера 28—30 июня блокировали дороги на Лунское к нефтяным объектам компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани лимитед» и к береговому комплексу компании «Эксон нефтегаз лимитед» у залива Чайво. Пикетчики протестуют против негативного влияния объектов нефтедобычи на окружающую среду и традиционный образ жизни народов.

ИА REGNUM

 

Курганская область — Ямало-Ненецкий а. о.

Поставка снегоуборочных машин

Ямальцы налаживают сотрудничество с ОАО «Кургандормаш». Это предприятие выпускает современную технику по ремонту и уборке дорог, она пользуется спросом в Москве, Тюмени, в ближнем зарубежье.
ОАО «Кургандормаш» уже заключило договор с ООО «Ноябрьскнефтеспецстрой» на поставку трех снегоуборочных машин. Планируется, что объем заказов для жилищно-коммунальных и дорожно-строительных предприятий округа достигнет 10 млн руб.

Уралинформбюро

 

Мурманская область — Норвегия

Проект «нефтяной» железной
дороги в Норвегию

«Киркенес — это пригород Пекина, расположенный на расстоянии всего 10 тысяч километров от центра китайской столицы» — эта шутка появилась в Норвегии в связи с проектом связать Норвегию и Россию железной дорогой. Для этого необходимо проложить всего сорокакилометровую линию между приграничным Никелем на Кольском полуострове и норвежским Киркенесом. В случае реализации плана «маленький Мурманск», как называют норвежцы Киркенес из-за большого числа наших сограждан, проживающих там, и городских указателей, продублированных на кириллице, будет привязан к огромной российской железнодорожной сети, в том числе к Транссибирской магистрали, тянущейся до самого Пекина. Открывающаяся перспектива для путешествий кружит головы жителям норвежской глубинки, однако еще более пьянит экономическая выгода. Север Норвегии намерен принять участие в российском нефтяном пире, став главной перевалочной базой для «черного золота», идущего через Атлантику. Мечты о прокладке железной дороги между Норвегией и Россией появились еще до революции, но реализация откладывалась из-за многочисленных трудностей: трассу пришлось бы тянуть среди гранитных скал и болот. Однако теперь, с началом российского нефтяного бума на севере, необходимые для прокладки дороги 300 млн долл. не кажутся столь уж большой суммой. Значительную часть финансирования готовы взять на себя норвежские пароходства. По мнению норвежских экспертов, Мурманский порт уже сегодня не справляется с отправкой нефти за океан. Минувшей зимой, например, на подъездных путях скопилось более 2 тыс. железнодорожных цистерн, ждущих перегрузки в танкеры. В ближайшие годы нагрузка на Мурманск еще более возрастет из-за начала добычи нефти на российском шельфе в Баренцевом море. Первым заработает в 2007 г. месторождение «Приразломное» возле Новой Земли. Незамерзающий порт Киркенеса, способный принимать супертанкеры, мечтает взять на себя транспортировку 5 млн т российской нефти в год. По расчетам, железная дорога Никель—Киркенес будет функционировать в качестве нефтяной артерии по крайней мере сто ближайших лет.
Депутаты стортинга (норвежского парламента) от северных регионов уже приступили к лоббистской деятельности в Осло, добиваясь включения железнодорожного проекта в правительственный план развития севера. Идею поддерживают также экологические организации и профессиональные объединения рыбаков, поскольку перевалка нефти по суше «передвинет» опасные морские перевозки западнее. Баренцево море, считающееся главным рыбным садком Норвегии, будет меньше подвержено риску загрязнения.
До сих пор главным препятствием на пути строительства дороги являлось общее нежелание политической элиты Норвегии ввязываться в нефтегазовое сотрудничество с Россией на Севере. Скепсис был вызван как неурегулированным пограничным спором с Москвой за участок моря между Шпицбергеном и Новой Землей, так и экологическими соображениями: северные моря норвежцы хотели бы видеть без пятен нефти. Однако быстрое истощение собственных запасов углеводородов на шельфе Северного моря заставило Осло пересмотреть свою энергетическую политику на востоке. «Если небольшие суда уже сегодня доставляют русскую нефть из Мурманска в Киркенес для перегрузки в супертанкеры, так не будет ли безопаснее доставлять ее по суше?»
Норвежские компании вступили в конкуренцию с американцами и британцами за право участия в разработке российских морских месторождений.

Новые известия, 09.06.2005

 

Россия — Эстония

«Ельцин обещал отдать Эстонии
восточный берег Нарвы и все земли сету»

Президент Эстонии Арнольд Рюйтель заявил, что в 1992 г. у него с тогдашним президентом РФ Борисом Ельциным была договорённость о более приемлемом для Эстонии договоре. По его словам, нынешняя граница Эстонии могла бы проходить на 10 км восточнее реки Нарвы, а народности сету могли бы отойти те 13—14 деревень, которые находятся сейчас на территории России. Рюйтель рассказал также, что тогда же шла речь и об ингерманландцах, живущих в Занаровье, и Ельцин обещал подумать над этим вопросом.
Это заявление Рюйтеля бывший министр иностранных дел назвал «договором за стаканом водки».

DELFI

 

Смоленская область, Починковский район

Родина Александра Твардовского

23 июня на хуторе Загорье прошли торжества по случаю 95-летия замечательного поэта.

ИА REGNUM

 

Пермская область—Коми-Пермяцкий а. о.

Подписан закон об образовании
Пермского края

1 июля президент РФ подписал Федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта Российской Федерации — Пермского края — в результате объединения Пермской обл. и Коми-Пермяцкого а. о.

ИА REGNUM