Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2005

Идеология желанной географии


ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.

Конституция Российской Федерации
ст. 43, п. 4

 

По материалам анкетирования родителей, проведенного учителями России в рамках конкурса «Я иду на родительское собрание» (условия его были объявлены в № 39, 43, 46; обзор материалов начат в
№ 7, 8, 10, 14).

Реальная география намного
интереснее учебника
Позиция сахалинцев

В соответствии с условиями конкурса я провела не только анкетирование, но и беседы-интервью с несколькими родителями моих учеников. Вот вкратце то, что они отвечали на мои вопросы.

1. Предположим, что мы начинаем создавать систему образования с нуля. За какие знания по географии для ваших детей вы бы, не задумываясь, согласились отчислять определенный процент своего дохода?

— За умение работать с картой.

— За изучение всех стран мира.

— За экскурсии по Сахалинской области.

— За умение ориентироваться на местности.

2. Что в действующих учебниках для 8—10-го классов, по которым учатся ваши дети, чрезмерно сложно?

— Сухо и неинтересно написан материал, особенно темы по экономике.

3. Каково ваше отношение к школьному предмету «География?»

— Без географии не обойтись. Как бы ни было трудно, географию нужно учить, так как если физика и химия не пригодились в жизни, то география — наоборот.

— Реальная география намного интереснее учебника.

— В школе всегда любила географию, до сих пор с благодарностью вспоминаю преподавателя географии. Помню, на каждом уроке была карта, много наглядности.

— Предмет мне никогда не давался и нелюбим мной, но телевизионные передачи, путешествия по миру, рассказы о разных народностях, их мировоззрении, условиях жизни смотрятся в нашей семье с удовольствием.

— География — это живая развивающаяся наука, изучать ее необходимо всю жизнь. В современном мире все изменяется очень быстро.

Интервьюировала М.А. МАРТЫШКОВА,
г. Холмск
Сахалинская обл.

 

Плюсы, минусы и перспектива
Выводы на основе опроса
воронежских родителей

Положительное

1. Советское школьное географическое образование 70—80-х годов (время обучения родителей) оставило неплохое наследие.

2. Положительным компонентом содержания географического образования является обучение работе с картой.

3. Многие учащиеся работают с дополнительной литературой — научной, научно-популярной, художественной, а также с периодической печатью.

Слабые звенья географии в школе

1. Недостаточное количество времени уделено в программе работе с картой (лишь около 40% респондентов могут мысленно привязывать события к карте).

2. Содержание курсов по географии России запоминается не в форме конкретных образов (как то: «русские березы», «Москва — столица» и т.д.), а в форме заученных абстракций («растительность», «урбанизация» и т.д.).

3. Все-таки учебники перегружены информацией (цифровой, фактической).

4. Знания по экономической географии у населения — «слабое звено» образования.

Рекомендации

1. Уделить больше внимания работе с картой, в том числе с тематическими картами при выполнении практических работ.

2. Учитывая плохую материальную обеспеченность семей учащихся, постараться добавить в учебники карты и картосхемы (как в учебнике 8-го класса), совмещая теорию и атлас в одной книге.

3. В учебниках сократить цифровой материал, оставляя главное.

4. Нужно больше экскурсий.

Г.П. КОЗЛОВА,
учитель СОШ № 30
г. Воронеж

 

Куда исчезла из учебников красота?
Интервью с брянскими родителями

— В начале 6-го класса дети так хотели изучать новый предмет! Но интерес вскоре пропадает. Какой-то уж очень сухой язык, словно и не для детей составлялся учебник. Говорят, что учительница интереснее рассказывает о путешественниках, а в учебнике неинтересно. Не хотят читать. Слишком трудно для понимания шестиклассника изложена тема «Относительная и абсолютная высота» (Марина, предприниматель; Наталья, безработная).

— Сложный и большой объем материала в 6-м классе. Например, тема «Река». Мы с мужем посчитали — 15 новых понятий: кроме собственно понятия река, еще — русло, речная долина, речная система, бассейн реки, водораздел, питание реки, половодье, пойма и т.д. А надо знать и названия рек, найти и показать по карте. И это всё в одном параграфе. Вот сидим и учим весь вечер одну географию (Светлана, пока не работаю, воспитываю маленького сына).

— Учебник 9-го класса «География: население и хозяйство России» (автор А.И. Алексеев, В.В. Николина) устарел морально. Нет информации о новых формах организации предпринимательства, о крупных компаниях России и т.п., нет характеристики состояния российской экономики на современном этапе. Почему-то не рассматриваются страны СНГ, а ведь наша область — граница трех государств: Белоруссии, Украины и России. Когда-то мы хорошо знали их (и не только по учебникам) — это ведь наши соседи (Андрей, рабочий).

— Я уже одиннадцать лет как окончил школу. Хорошо помню наши уроки географии. Почему-то запомнились путешествия по материкам и странам в 7-м классе. А вот в 10-м классе мы все учили политическую карту мира, сдавали зачеты. Было интересно. Но сейчас я с закрытыми глазами могу показать даже самое малое государство Азии и назвать его столицу. С карты надо начинать обучение географии (Роман, рабочий).

— Я географию учила давно. Интересными были уроки зарубежной географии. Мы изучали страны: их географическое положение, природу, исторические и культурные ценности, население. Как-то интересно было изучать хозяйство этих стран. Мы много знали городов, находящихся за рубежом, а сейчас спроси выпускника про Магнитогорск — не каждый и ответит, где находится (Марина Максимовна, пенсионерка, раньше работала ткачихой).

— Я хочу сказать о несогласованности материала учебника и карт атласа. Мой ребенок учится в 5-м классе, изучает природоведение (автор А.А. Плешаков). В тексте при изучении гидросферы даны крупнейшие моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое. Мы долго искали по карте атласа для 3—5-го классов, но смогли лишь предположить, где находится Филиппинское море (Анна, медсестра).

— У меня создалось впечатление, что сейчас география — это сплошные схемы. Куда же исчезла из учебников красота бескрайней степи, могучей тайги? Реки теперь изучают по их падению, уклону, поперечному сечению, расходу воды. Думаете, это дети изучают с удовольствием? Да они и учебник-то не хотят открывать, когда неинтересно (Наталья, воспитатель).

— Мало внимания уделяется работе с картами, да и откуда взять время на уроке, если сокращены часы изучения программного материала в 6-м классе, 7-м и 10-м. Можно изучить всё обзором, но и знания будут обзорными: кое-что и кое-как. Удивляюсь, как еще учителя умудряются учить детей грамотно работать с контурными картами (Галина, медсестра).

— Мне нравились уроки, когда работали по картам атласа и контурным картам. Изучение карты мира — моя любимая тема. Наверное, поэтому и сейчас люблю открыть и полистать атлас. Хочу привить эту любовь сыну (Михаил, шофер).

— Мне кажется, нужно изменить программу, снизить уровень сложности. Необходимо глубже изучать свой край.

— Хочу, чтобы мой ребенок с радостью открывал учебник географии и ждал с нетерпением следующего урока. Пора уже в каждом классе иметь компьютер, а то у нас одни разговоры о новых компьютерных технологиях.

Раньше базовые магазины поставляли пособия ежегодно. А теперь мы остались без самого главного в географии, да и вообще на школу никто не обращает внимания (Ирина, учитель).

— Посвятить больше тем изучению карты, государств.

— Чтобы каждый ученик имел возможность купить себе глобус.

— Очень сложный переход от изучения природы к экономике России в 9-м классе.

Беседовала Л.К. ГАРОЧКИНА,
Отличник народного образования РФ,
учитель СШ № 7 г. Клинцы
Брянская обл.