Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2005

Смотр-конкурс РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК


Эколого-географическое
краеведение
Ханты-Мансийского автономного округа

Б.А. Колобова, Г.Н. Гребенюк.
Практикум по эколого-
географическому краеведению:

Учебно-методическое пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений. —
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та,
2004. — 91 с.

Изучение округа необходимо начинать с выявления благоприятных и неблагоприятных особенностей природы для жизнедеятельности населения. Задания с экологической основой предполагают личностную оценку (оценить, например, природные условия своего района для сельскохозяйственного производства, составить план природоохранных мероприятий местной реки или другого водоема и др.). Работа по данному направлению поможет получить навыки, которые позволят в последующей профессиональной деятельности воспитывать у школьников бережное отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру подрастающего поколения. Учащиеся овладеют умением оценивать экологическую ситуацию страны в целом, своего края, природных условий для жизни населения и его хозяйственной деятельности в регионе и планировать конкретные пути решения экологических проблем; научатся разрабатывать содержание и методику проведения деловых игр на уроках и внеклассных мероприятиях.

Деловая игра
«Если бы я был главой администрации»

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа — из трех человек: глава администрации, независимый эксперт, ученый-эколог.

Нижневартовский порт
Нижневартовский порт

Задание 1. На основании изученных материалов по землеведению, геологии, экологии, данных о природно-ресурсном потенциале ХМАО и других источников оцените экологическую ситуацию одного из населенных пунктов Нижневартовского района по следующим критериям: загрязнение атмосферы, вод, почвенного покрова; истощение рыбных запасов; ухудшение лугов и пастбищ; общая оценка.

При работе по данной проблеме необходимо дать оценку природных условий для жизни населения и его хозяйственной деятельности, выявить благоприятные и неблагоприятные для жизни населения особенности природы, составить план природоохранных мероприятий, доказав их эффективность.

Задание 2. Разработайте и защитите проект хозяйственного использования определенной территории Нижневартовского района, создав антропогенный ландшафт, гармонично сочетающий в себе особенности природных и социальных факторов. Предложите конкретные пути решения выявленных экологических проблем для улучшения жизни населения в данном населенном пункте.

Задания для самостоятельной работы

1. Используя различные источники, составьте картотеку организаций, занимающихся природоохранной деятельностью в нашем округе и городе.

2. Разработайте маршрут экскурсии, раскрыв особенности и причины решения одной из экологических проблем района. Защитите данный проект.

3. Дайте краткую характеристику существующей системы особо охраняемых территорий в округе.