Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2005

Корреспонденция


НАМ ПИШУТ

Письма читателей — важный источник информации для редакции. Мы узнаём мнения о напечатанных материалах, о том, что еще хотели бы найти читатели в газете. Приходят разработки уроков — вне зависимости от того, продолжается ли конкурс «Я иду на урок», или он заменен каким-то другим. Учителя шлют статьи по общим вопросам методики преподавания географии.

Многое мы публикуем, но поместить в газете всё нет возможности — объема издания не хватит. Сделаем краткий обзор материалов, пришедших за первое полугодие текущего года.

Мы получили методическую статью Светланы Викторовны Дубровиной из села Красноярка Омской обл., посвященную развитию познавательной активности на уроках географии.

С.И. Демина* из г. Кирова рассказывает о системе конкурсов как средстве развития учащихся, уделяя особое внимание закреплению географических терминов, изучаемых в 6—8-х классах; приведены конкурсные вопросы, предложен способ обобщения и систематизации результатов.

Работа Наталии Владимировны Скакуновой из г. Губкина Белгородской обл. представлена городским управлением образования по результатам конкурса «Учитель года»; рассказывает о формировании познавательной деятельности учеников путем использования научно-практической работы и эколого-краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время. Автор рекомендует экологические экскурсии для школьников и рассказывает о них.

Систему мониторинга качества знаний рассматривает Галина Ивановна Жаркова из пос. Веселый Иркутской обл.

Галина Митрофановна Зайцева из с. Калинино Чувашской Республики исследовала проектную деятельность учащихся по географии.

Разработки уроков, как всегда, многочисленны.

Это преимущественно темы 6-го и 7-го классов — «Минералы и горные породы» (Н.В. Скакунова); «Вулканы» — Татьяна Александровна Швалева, пос. Мари-Турек Республики Марий Эл; «Движение воздуха. Ветер» — Олеся Васильевна Фельцан, Мурманск; «Ледники» — Г.В. Дедух, Белгород ; «Южная Америка», «Природа Африки» — Г.И. Жаркова. И как всегда, мало уроков по природе и хозяйству России, экономической географии мира; урок на тему «Зарубежные страны Европы» прислан из Мочалинской средней школы Республики Марий Эл; урок-практикум по теме «Европейский Юг — Северный Кавказ» прислала Эльвира Викторовна Бондаренко из пос. Правохеттинский Ямало-Ненецкого автономного округа; урок-обобщение по социально-экономическому развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока подготовила С.В. Дубровина.

Особое место занимают интегрированные уроки. Такие разработки пришли из Мочалинской средней школы Республики Марий Эл. Уроки по темам «Цветная металлургия» (география + химия) и «Смеси и чистые вещества» (природоведение + химия) разработаны преподавателями географии Тамарой Яковлевной Касницкой и Натальей Михайловной Клешниной, химии — Зинаидой Александровной Локтевой и Елизаветой Николаевной Филатовой, природоведения — Ириной Сергеевной Ермиловой. Интегрированный урок по теме «Масштаб» подготовили для 6-го класса преподаватель географии Елена Владимировна Соломыкина и преподаватель математики Маргарита Исааковна Печорская в селе Мача Республики Саха (Якутия). Анжела Васильевна Левина из Саратова прислала план интегрированной предметной недели по географии, истории и английскому языку, посвященной Великобритании.

Часто приходят уроки в форме викторин, КВН. Так, Г.И. Жаркова разработала КВН по Африке с экологической тематикой; Татьяна Васильевна Букина из пос. Благоево Республики Коми — викторину «Африканское ассорти». В Лицее естественных наук г. Кирова Александр Юрьевич Трифонов подготовил сборник заданий турнира по географии для 6—11-го классов.

Ираида Юрьевна Уткина (Москва) подготовила урок, согласно ее собственному определению, по «нестандартной для географии» теме «Конституция Российской Федерации».

Читатели рассказывают о своих областях, городах, поселках. Н.С. Крюкова из Тобольска прислала очерк и подборку иллюстративных материалов, посвященных 60-летию Тюменской области и 70-летию Ханты-Мансийского автономного округа, а также символике Тюменской области. От нее же пришли комплекты открыток с видами Тюмени и Тобольска, в том числе переиздания дореволюционных тобольских открыток.

Урок о городе Лакинске Владимирской области, посвященный его 35-летию, подготовила учительница из этого города Наталья Юрьевна Корзухина.

Из деревни Бутырки Иркутской области пришел очерк «Бутырки вчера, сегодня, завтра» — работа учеников под руководством учительницы географии Галины Федоровны Савицкой.

Приходят материалы на общеполитические темы. Так, профессор Горно-Алтайского государственного университета А.П. Макошев оценивает политические инициативы В.В. Путина по изменению политической системы в Российской Федерации.

В.А. Хамитов из пос. Октябрьский Пермской области рассказывает о старинных картах Антарктиды — это примерно то, о чем наша газета писала в № 6/2000. Ученики под руководством Г.Ф. Савицкой разработали проект морского города.

Очень ценны для нас оценки, замечания и пожелания читателей. Отзывы прислали Егор Егоров из Краснодара, председатель Минского общества русской культуры «Русь» Геннадий Иванович Власов. Оба прислали пожелания относительно новых публикаций, причем в письме Г.И. Власова — обширный список регионов и отдельных пунктов, которым следует уделить внимание в последующих публикациях. Студент Астраханского университета В.Е. Сениченко возражает автору статьи об Астраханской области (№ 41/2004), говоря, что не так уж все в области плохо, и подкрепляет это мнение многочисленными ксерокопиями из газет.

Мы благодарны читателям, без связи с которыми нам было бы невозможно работать. Все присланные материалы хранятся в редакции довольно длительное время, и если кого-то заинтересуют какие-то из упомянутых в обзоре тем, напишите нам. Мы запросим разрешение авторов и при их согласии вышлем вам их адреса.


* Просим извинить, авторы писем не всегда указывают имя и отчество полностью.