Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2005

Опыт


Туристическое страноведение

Т.В. ПОТАПОВА
учитель географии школы № 1900
г. Москва

Идея создания музея

В ноябре 2004 г. в школе в рамках «Недели географии» среди учащихся 5—10-х классов был проведен социологический опрос под девизом «Путешествуем по свету». В течение недели в кабинете географии висели политическая карта мира и лист ватмана. На карте кружком с цифрой мы отмечали страну, в которой побывали учащиеся нашей школы, а на листе ватмана под соответствующей цифрой каждый, кто в этой стране бывал, писал фамилию, имя и класс.

Выяснилось, что ученики нашей школы очень много путешествуют, гораздо больше, чем мы, учителя. Наши ребята побывали в 66 странах мира. На уроках ребята делятся впечатлениями об увиденном, вспоминают что-то интересное.

Любой предмет, любая вещь, фотография, привезенные из какой-либо страны, смогут что-то рассказать о ее истории, культуре, традициях, людях. Через любую вещь можно узнать что-то интересное о стране и людях, ее населяющих. И мы решили создать музей.

Да, в наше время ребята много ездят и по нашей стране, и по всему миру. Ребята бывают в разных странах, но вот вопрос: а что они там видят?

Очень часто у ребят складывается поверхностное представление об увиденной ими стране. На вопросы: «Что больше всего запомнилось?», «Что понравилось в стране?», отвечали: море, солнце, дискотека, рестораны, магазины, наш номер и т.п. Имея огромные возможности увидеть мир, не все ребята эти возможности используют.

При этом у меня появилась возможность использовать в преподавании географии знания ребят: можно показать ребятам, как важно формировать не поверхностное восприятие страны (например, в соответствии с рекламными проспектами), а стараться уловить, увидеть что-то, отражающее дух страны, её внутренний мир.

И я поняла, что моя задача, как географа, постараться направить учащихся в нужное русло.

Так и родилась идея создания музея, в котором были бы представлены различные страны мира. Конечно, не обошли мы вниманием и свою страну, культуру и традиции народов России. Наш музей получил название «Культуры мира», потому что XXI век объявлен ООН веком культуры мира.

Знакомясь с культурой, традициями различных народов, мы начинаем их лучше понимать, что и помогает развитию дружеских, добрососедских отношений между народами, странами. И это главное.

История создания музея

Перед летними каникулами 2003 года учащиеся узнали о создании школьного музея. Мы попросили ребят привозить в музей все интересное.

В начале учебного года ребята начали приносить экспонаты. Потом к этому процессу присоединились и директор, и учителя, и технический персонал школы.

В дальнейшем шло формирование фондов музея, появились различные экспонаты, как современные, так и достаточно старые — конца XIX века: прабабушкино веретено, бабушкина прялка, домашняя утварь, утюги, горшки, одежда, рушники.

На сегодняшний день в музее есть экспонаты из 26 стран.

Одновременно с формированием фондов музея шло оформление экспозиций. Ребята собирали информацию для музея, делали книжки-раскладушки, макеты, украшения, вышивки.

В музее есть карта с обозначением стран, которые посещали учащиеся школы. В витрине представлены предметы — символы стран: обувь — клопфы, ветряная мельница (Нидерланды), кастаньеты (Испания), статуэтка богини Афродиты (Кипр). Собраны также археологические экспонаты, предметы быта различных народов, типы жилищ (макеты и изображения жилищ народов мира, России), традиционные народные костюмы (выставка кукол, описание предметов одежды, фотографии), экспонаты творчества народов России и других стран.

Специальные экспозиции посвящены праздникам, традициям и обрядам разных народов, сделаны описания, приведены фотографии. Собраны образцы денег разных стран (83 монеты и 15 банкнот из 37 стран), а также старые монеты (XVIII—XIX вв.).

Воспитательная роль музея

У нас есть совет музея, состоящий из 6 человек (учащихся 6—8-го классов). Члены совета составляют описания музейных предметов; у каждого есть своя тема, над которой он работает (например, «Предметы русского народного быта»). Сейчас ребята собирают по своим темам материалы. В перспективе — подготовка по данной теме музейных экспозиций и экскурсий.

В следующем учебном году мы планируем провести фотовыставки: «Культурное наследие Москвы и Подмосковья», «Культурное наследие стран мира». Сейчас для этих фотовыставок идет сбор фотографий 20 ґ 30, сделанных ребятами во время различных поездок, а также описаний к фотографиям. Хочется подготовить фотовыставку о людях разных стран — какие они: что едят, чем занимаются, как работают, как отдыхают, во что одеты и т.д..

Учащиеся выполняют для музея творческие работы: создаются рефераты, макеты (жилищ), книжки-раскладушки («Традиционные жилища народов мира», «Традиционные жилища народов России», «Традиционные средства передвижения»), готовятся украшения, вышивка, шитье.

Творческие отчеты о поездках включают описание, фотографии, видеоматериалы.

Готовятся выставки о различных народах («Ярмарка народов России»). Школьники помогают учителям использовать музейные материалы в учебном процессе.

Хотя наши ребята много ездят по разным странам, часто взгляд на страну бывает поверхностным. Главная задача нашего музея — способствовать развитию любознательности ребят, чтобы они могли почувствовать «дух» страны и в привезенных материалах и экспонатах отразить это.

Важно помочь ребятам понять, как узнать страну. Отдыхать, купаться, загорать можно и не уезжая за границу. А страна — это и природа, и достопримечательности, и главное — люди. И очень важно формировать правильное, терпимое отношение к людям и стране, которую ты посещаешь. Хочется верить, что наш музей будет способствовать этому.

Я провела среди учащихся анкетирование. Вот вопросы, которые были заданы:

1. Поездка в какую страну понравилась вам больше всего и почему?

2. Что больше всего запомнилось?

3. Что вас больше всего удивило?

4. Что вы узнали о стране такого, о чем раньше не имели представления?

5. Что вас поразило в жителях страны? Люди — какие они?

Такую анкету можно проводить после каждых летних каникул. Обязательно узнаете для себя очень много интересного, такого, что можно использовать на уроках.

Хочу привести несколько примеров.

Вот какие ответы были даны на вопросы («Что вас больше всего поразило, удивило?», «Что узнали о стране, о чем раньше не имели представления?»):

Испания — испанцы практически живут на улице, там нет четкой границы между жилищем и улицей, дети там почти не спят, ходят вместе с родителями по ресторанам и ночным клубам.

ОАЭ — когда мы были в аэропорту ОАЭ, там было 4 туалета: для арабских женщин и мужчин и для русских (европейцев) женщин и мужчин. Сначала я хотела зайти в туалет арабских женщин, оказалось, что они снимают обувь.

Турция — делают много вещей из кожи, при этом сами ее не носят: очень жарко.

Венгрия — я думал, что венгерский язык простой, а он оказался сложен, как японский.

Великобритания — там очень чисто, и люди сидят на траве и едят сэндвичи. Двери там стеклянные.

Италия — в Венеции совсем нет машин.

Но любая страна — это не только памятники и достопримечательности, это прежде всего люди. Ребята видят это и многое замечают:

Болгария — люди очень доброжелательные, гостеприимные, общительные.

Испания — жители приветливые, отзывчивые, почти все испанцы старше семи лет говорят по-английски.

Великобритания — все люди беспрекословно исполняют законы, хорошее отношение друг к другу, полное доверие и уважение, удивительно пунктуальные люди.

Италия — внешняя дружелюбность скрывает полное равнодушие к приезжим и другим людям вообще.

Финляндия — все разговаривали на английском языке.

Европейцы — вообще менее дружелюбны, чем русские.

Египет — открытые люди, вместе с тем иногда ведут себя развязно, очень приставучие (особенно торговцы около храмов).

Турция — веселый, дружелюбный народ; многие девушки ходят в парандже.

Дальние поездки, особенно если они хорошо подготовлены, если от них ожидают интересных результатов, учат ребят уважать традиции другого народа, быть терпимее, не смеяться над непривычными для нас вещами.