Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2005

Курсы повышения квалификации


С.В. РОГАЧЕВ

Уроки понимания карты
(основы пространственного анализа)

Размещение узлов и ядер человеческой деятельности обусловлено физической географией в большей мере, чем привыкли думать наши ученики, и явно в большей мере, чем об этом позволяют судить наши учебники. Но стоит лишь внимательно всмотреться в карту — и открываются простые, хотя и не заметные с первого взгляда, обусловленности.
В курсе мы даем некоторые приемы и примеры вдумчивого рассмотрения карты. Образовательные достижения: 1) формируется уважение к карте как к познавательному инструменту; 2) карта мира лучше постигается, ведь она предстает как осмысленная система; 3) воспитывается пространственное мировидение; 4) устанавливается смысловая связь между физико- и экономикогеографическими школьными курсами.
В основе курса — элементы лекций, читаемых на протяжении 12 лет на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и в Московском институте открытого образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Что изучает пространственный анализ? Для чего нужны уроки понимания карты?
18 Лекция 2. Понятийный аппарат пространственного анализа
19 Лекция 3. Природные каналы проницаемости и размещение человечества
20 Лекция 4. Природные барьеры и размещение человечества
Kонтрольная работа № 1 (срок выполнения — 30 ноября 2005 г.)
21 Лекция 5. Природные рубежи и размещение человечества
22 Лекция 6. Анализ структурообразующих линий
Kонтрольная работа № 2 (срок выполнения — 30 декабря 2005 г.)
23 Лекция 7. Сложные физико-географические конфигурации
24 Лекция 8. Моделирование территории
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 февраля 2006 г.). Итоговая работа представляет собой моделирование в классе пространственных конфигураций, обнаруживаемых на географической карте. Работа может быть организована по образцу деловых игр.

ЛЕКЦИЯ 2

Понятийный аппарат
пространственного анализа

ПРИМЕР 6

Если высадить на совершенно изолированный остров с абсолютно ровной и одинаковой повсюду поверхностью десант переселенцев и равномерно развести их по территории так, чтобы на каждом квадратном километре было, например, ровно по 10 человек, то по прошествии некоторого времени мы увидим, что равномерная картина расселения преобразуется в неравномерную. Где-то произойдет сгущение населения в более или менее крупные узлы, где-то образуются слабозаселенные периферии.

Это произойдет в результате разделения труда: новому обществу потребуются изделия, которые нельзя или невыгодно производить в маленьких (по 10 человек) коллективах; потребуется торговля, возникнет необходимость в функциях управления, в более или менее профессиональном искусстве, в обучении детей и т.п. Все это приведет к сгущению части населения в крупных селах, поселках, потом — городках, городах, столице. Это, повторяем, произойдет даже в условиях идеального (придуманного) острова, не испытывающего никаких внешних влияний и не имеющего (изначально) никаких внутренних различий.

Как в итоге разместятся люди на идеальной изолированной однородной территории? Модели такого размещения — только под действием законов пространственной самоорганизации человечества — строит теория центральных мест, разработанная в ХХ в. немецкими учеными Вальтером Кристаллером и Августом Лёшем. Это высший пилотаж пространственного анализа*.

Теория центральных мест — своего рода научное пиршество географии, но пиршество чисто духовное, для утонченных интеллектуалов, абстракционистов от географии. На реальной территории не бывает однородности и не бывает изолированности (как бывает в поставленном, отрежиссированном физическом или химическом эксперименте). Нетрудно понять, что вся моделируемая система самоорганизации населения на идеальном острове будет кардинально переиначена, а вернее, сломана, если мы введем хотя бы некоторые реалистичные черты.

ПРИМЕР 6'

Остров находится под влиянием мощной материковой цивилизации; пусть материк-метрополия лежит с запада. Тогда вся система расселения будет ориентироваться на взаимодействия с материком. Главный узел — «вход в страну» — при прочих равных условиях расположится на западе, и вся система расселения как бы поляризуется (как железные опилки в поле магнита), cориентируется на внешний центр силы.

ПРИМЕР 6''

По острову протекает судоходная река с притоком. Тогда главные узлы будут приурочиваться к реке и, скорее всего, к ее особым точкам: месту принятия притока или к устью.

ПРИМЕР 6'''

Остров почти от края до края рассечен непреодолимым горным барьером. Тогда главный узел в конечном счете сформируется там, где этот барьер можно-таки будет объехать в узкой равнинной полоске между морем и оконечностью хребта. Но еще раньше по сторонам барьера, скорее всего, возникнут свои узелки, каждый из которых будет отвечать интересам своей половинки острова. И лишь когда — в ходе углубления разделения труда — половинки почувствуют тягу к объединению жизни, «половинчатые» столицы уступят первенство связующему узлу.

Вы можете продолжить кроить остров по своему усмотрению и рождать при этом совершенно новые резоны размещения. С удовольствием займутся этой работой (моделированием) и ваши ученики. Важно только, чтобы это не были пустые фантазии. Важно, чтобы, придумывая ту или иную поверхность острова (или придумывая внешнее окружение ему), школьники пытались мотивированно объяснять, почему при таких измысленных ими условиях главный город разместится именно здесь, а остальные — именно так. Поначалу они наговорят много ерунды. Но понемногу — лекция за лекцией (у нас), урок за уроком (у них) — будет формироваться пространственное мышление, будут вырабатываться аналитические способности.

Прежде чем отправляться в дальнее плавание по реальной карте мира, смоделируем пространство и пространственные процессы в классе.

ПРИМЕР 7

Предположим, что некто решает сделать обучение в вашем классе платным и начинает продавать входные билеты в ваш кабинет. Где должен засесть этот некто? Ясно, что при входе в класс, в дверях. Чтобы сбирать плату и не пускать незаплативших. (Таков — в принципе — механизм возникновения большинства крупных городов на Земле: некий центр, захватывая ключевое положение, берет на себя функции контроля над человеческими, товарными, денежными и инфомационными потоками на определенной территории; в сущности город — это пространственный рекетир.)

Как только вы смоделируете рекетира-билетера на входе, фантазия школьников сразу разыграется. Кто-то из учеников заявит, что он не станет платить, а залезет в окно. Кто-то пообещает проломить перегородку из рекреации. Кто-то «влезет в вентиляцию». Дети, у которых воспитано чувство достоинства, скажут, что вообще тогда на уроки ходить не будут. Наиболее отчаянный пообещает дать этому некто в зубы (но не возникнет ли тогда у самого воителя соблазн сесть на отвоеванном входе с билетной книжкой и самому стать «городом на входе в страну»?).

У тех, кто понял и принял игру по географической, пространствоведческой сути, а не по форме, должны родиться свои «предпринимательские» пространственные стратегии:

— А тогда я сяду в начале прохода между первым и вторым рядами и буду сбирать плату еще и здесь.

— А я между вторым и третьим.

Это — условие для возникновения городов второго, более низкого, уровня иерархии. Если стоящий в «горном проходе» в классных дверях контролирует все пространство и собирает по копейке с каждого из тридцати «обитателей», то захватившие «устье» каждого ряда (контролирующие каналы проницаемости пространства) могут собирать по копейке с десяти.

— А я тогда полезу через парты.

— А мы не пустим — плати.

Создается основа для возникновения локальных центров низших иерархических уровней. Они могут контролировать пути лишь нескольких соучеников.

— А я не полезу: «нога болит», «юбка короткая», «лучше заплачу и пойду спокойно по проходу».

Выясняется, что хотя любое пространство при желании можно преодолеть в любом направлении, все-таки не всем и не всегда это хочется делать, и не всегда это рационально. Можно проломить перегородку, но окажется, что штраф, который потом взыщут с родителей, будет на два порядка выше, чем все входные копейки за все годы обучения. Можно лезть через парты («преодолевать гряды»), но разорванные при этом колготки принесут куда больше огорчений, чем несколько десятков копеек, заплаченных за проход.

Точно так же и в реальной географии: можно везти хрусталь коротким горным проходом, но при этом часть будет побита. Транспортники часто предпочитают везти негабаритные и опасные грузы, вести тяжелые составы не по сложным горным трассам, а, пусть и с большим крюком, в объезд — по равнине. Так дальше, но рациональнее. Пространственная связь старается пролечь по такой траектории, чтобы минимизировать издержки передвижения:

— затратить меньше энергии;

— потерять меньше вещества;

— доехать по возможности быстрее;

— заплатить меньше денег;

— испытать меньше отрицательных эмоций;

— наименее вероятно подвергнуться опасности.

Приведите пример из жизни под каждый из перечисленных критериев минимизации издержек преодоления пространства. В каких случаях какие одерживают верх над прочими?

На основе рассмотренных примеров сформулируем несколько жизненных (реалистичных) наблюдений.

1. Не бывает территории самой по себе (как в примере 6), всякое пространство в большей или меньшей степени испытывает внешние воздействия, поляризовано, имеет некоторую генеральную ориентацию на главный для него внешний объект.

2. Не бывает равной проницаемости во всех направлениях.

2а. Во всяком пространстве есть заведомо предпочтительные траектории (заготовленные природой каналы) для распространения связей.

2б. Во всяком пространстве есть препятствия, барьеры, а иногда и запретительные барьеры для распространения связей.

Из примера 2' (лекция 1), если мы приложим его к нашему острову, выносится еще одно соображение:

3. Не бывает пространства однородного по скалярным характеристикам. А коли так, то, согласно примеру 3’ (лекция 1), из-за перепадов скалярных характеристик не могут не возникать внутренние градиенты, рождающие векторы пространственных связей.

Наиболее простым из приводимых в школьной географии примеров градиентов служит объяснение возникновения ветра (из-за разности скаляров давления). Точно таков же по своей пространственной сути механизм возникновения миграций (например, из районов с меньшим ВВП на душу в районы с большим), торговых потоков (из районов с низкой стоимостью товара в районы с более высокой ценой на него) и т.д.

Мы, в сущности, уже ввели основные понятия и категории пространственного анализа. Выберем теперь их из предыдущих наблюдений.

Основным объектом изучения в пространственном анализе являются пространственные связи (межместные взаимодействия) — проявление градиентов.

Настоящая наука изучает связи, а не объекты. Люди привыкли видеть объекты, мыслить объектно, но любой объект — порождение связей. И само рождение, и существование, и развитие любого объекта определяется связями. Вспомним диалектическую максиму: «Взаимодействие есть суть и конечная причина вещей». Мы думаем: «Есть город». Но его самого по себе нет; он есть (он зародился и существует) лишь поскольку, поскольку на него фокусируются связи.

Пространственные связи могут принимать форму некоторой линии, узкого потока (звериная тропа, дорога, река, постоянный ветер в ущелье), а могут распространяться широким фронтом (освоение новых земель, распространение биологического вида, атмосферный фронт, диффузия нововведений в сельском хозяйстве). Запомним понятия поток и фронт.

Если большинство связей на определенной местности генерируется каким-то центром (ядром) или ориентируется на него, говорят о поляризации пространства (пространство поляризовано этим ядром).

Пространственные связи ищут прямых путей. И в условиях «ровной» территории связь между двумя точками, которые характеризуются разными потенциалами, проляжет по прямой, по наиболее близкому пути. Близость (удаленность) — еще одно важнейшее понятие пространственного анализа (пример 5 в лекции 1). Но мы уже установили, что не всегда кратчайший путь — самый лучший. Связи проходят через пространство, проницаемость которого различается от места к месту (школьники проходят по физике диэлектрическую проницаемость среды и легко поймут, о чем речь). Итак: проницаемость. Есть места самой природой как бы предназначенные, чтобы по ним легко было ходить, ездить, прокладывать дороги. Таковы, например, ровная, не изрезанная оврагами степь, морской пляж, речная терраса, сама река (не замерзшая — для судов, замерзшая — для санного пути), тундра под настом.

Иногда речь идет о хорошей проницаемости во всех направлениях: ровный степной участок. Иногда — о проницаемости лишь вдоль одной предпочтительной линии: вдоль реки, по пляжу вдоль морского берега (поперек далеко не убежишь — упрешься в склон). По аналогии с физикой в первом случае можно говорить об изотропии пространства, во втором — об анизотропии и о каналах проницаемости. Каналы могут быть равнопроводимы в обоих направлениях (взад-вперед), как упомянутый уже морской пляж, а могут быть «полупроводниковыми» (одно дело — сплав по реке, другое — взводное движение; одно дело — дорожка под горку, другое — натужный подъем). Напомним также недавно приведенный нами пример из военной географии.

ПРИМЕР 8

В южной части Русской равнины наступать в восточном направлении оказывается легче, чем в западном. Из-за действия силы (ускорения) Кориолиса западный берег рек (а они здесь текут в основном на юг) обычно круче, чем восточный. Следовательно, при форсировании рек войска', находящиеся западнее, имеют естественное преимущество (См.: С.В. Рогачев. Верхнее Поднепровье и Подесенье/Образная карта России. Вып. 9//География, № 16/2005, с. 31.).

Есть места, над которыми природа словно бы специально поработала, чтобы сделать передвижения здесь трудными, а то и невозможными: лесные дебри, изрезанная оврагами территория, болото, горные нагромождения, ледяные торосы. Здесь правильнее говорить не о проницаемости, а о барьерности пространства. Так же как и каналы проницаемости, труднопроницаемые участки могут быть равнонепроницаемыми во всех направлениях, а могут быть более или менее проницаемы в одном, но практически запретительно непроницаемыми в другом, чаще всего перпендикулярном первому, направлении. В этих случаях можно говорить о выраженных пространственных барьерах.

Одни и те же реальные географические объекты могут выполнять функции и каналов проницаемости, и пространственных барьеров. Это в значительной мере зависит от ориентации объекта по отношению к пространственным связям. Например, река — это канал проницаемости или барьер?

ПРИМЕР 9

Верхняя Волга для распространения связей Москвы в одних случаях выступает барьером, в других — каналом проницаемости.

Вспомним, что в примере 5’ (лекция 1) мы так и рассматривали Волгу: от Москвы к Астрахани — проводник, к Архангельску и Петербургу — барьер.

Вдоль горных хребтов (а это, казалось бы, несомненные барьеры), у их подножий и даже по склонам по направлению простирания хребта часто удобно тянуть пути, но поперек горного хребта и движение, и транспортное строительство очень затруднены. Возвышенность может быть досадным препятствием при переваливании через нее, а может быть природной путеводной нитью, если на ее «спине» дороге удается пройти через низменную переувлажненную (барьерную) местность.

ПРИМЕР 10

По физическим (общегеографическим) картам Белоруссии и Центральной России отследите, как идет главная дорога, связывающая Москву с Западной Европой, Москва—Смоленск—Минск. Она всюду, где только возможно, прижимается к возвышенностям (Минская, Оршанская, Смоленско-Московская), словно боясь соскользнуть с них в болотистые, поздно обсыхающие весной низменные полесья.

Итак, еще одна важная для пространственного анализа характеристика — ориентация (экспозиция).

Территория, лежащая за барьером по отношению к некоему ядру пространственных связей, находится в относительной изоляции от этого ядра.

ПРИМЕР 11

Территории, лежащие к юго-востоку от Москвы, более изолированы от нее, нежели лежащие к востоку. Так как восток подвязан к Москве древним каналом проницаемости — путеводной долиной Клязьмы, а юго-восток изолирован широким барьером труднопроницаемых Мещерских болот. Мещера издавна считалась «медвежьим углом», глухоманью, социокультурным изолятом, убежищем (рефугиумом) архаики.

Когда точка, геометрически более близкая к некому объекту, оказывается реально (географически) более удаленной, нежели более удаленная, говорят о пространственной инверсии.

ПРИМЕР 12

По физической (общегеографической) карте Румынии или по карте юго-восточной части зарубежной Европы докажите, что Трансильвания — естественный европейский изолят. Логически свяжите ваши наблюдения по карте с легендами о вампирах и графе Дракуле.

В тезаурус (копилку) наших понятий и категорий добавляем: изолированность, изоляты. Характеристика, противоположная изолированности — открытость.

ПРИМЕР 7'

Уберем мысленно стены вашего кабинета географии и перенесем те же парты и ряды на лужайку. Позиции рекетира-контролера на входе сразу будут подорваны (входа-то как такового не будет), и ему придется искать иные, куда более изощренные способы взимания платы. Из этого примера нетрудно вывести догадку, что сами формы организации социально-экономической и политической (!) жизни в открытой ровной степи и в изолированной хребтами и нарезанной на ячейки горной стране будут разными. А в лесной, пересеченной полупроницаемыми дебрями и возвышенностями местности должны будут сложиться свои модификации форм организации общества. Чем не мотивация для подрастающего гражданина повнимательнее присматриваться к физической карте?

Какими пространственными формами мы будем оперировать?

Это просто: ареалы, линии, точки.

Ареал (площадь) обладает свойствами плотности, емкости, привлекательности и, как уже говорилось, проницаемости. Нам важно будет в дальнейшем обращать внимание на высокоплотные ареалы, резко выделяющиеся на окружающем разреженном фоне. Формирование таких высокоплотных ареалов может происходить по двум типам причин (иногда они действуют вместе).

Первый — известная уже нам «вертикальная» обусловленность (примеры 1—3 из лекции 1). Таков, например, «остров» плодородного Владимиро-Суздальского ополья посреди малоплодородных полесий. Экстремальный пример — оазис в пустыне. Условимся называть такие ареалы массивами.

Второй — стягивание сил и средств в определенный ареал с обширного пространства. Таковы крупные городские агломерации, созвездия городов, мегалополисы. Такие ареалы суть разросшиеся, непомерно раскормленные точки-центры. Будем называть такие активные сгущения ядрами.

Линии фигурируют в пространственном анализе в четырех основных (и принципиально разнящихся) качествах:

1)

— граница (раздел сред с разными качествами, как в примере 3);

2)

— барьер (линейно вытянутое препятствие; об этом уже шла речь выше);

3)

— поток (реальная связь, или потенциальный канал проницаемости пространства);

4)

— фронт (как бы сумма окончаний параллельных пространственных связей; это активный рубеж продвижения влияний, исходящих от некоего ядра или центра).

Те точки, которыми интересуется пространственный анализ, представляют собой скрещение, фокусирование линейных связей, стягивание ареалов в узлыцентры. Узлы, как уже отмечалось, могут перерастать в ядра.

АРЕАЛЫ, КАНАЛЫ ПРОНИЦАЕМОСТИ, БАРЬЕРЫ И Т.П., ВЗЯТЫЕ ВМЕСТЕ ВО ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, ОБРАЗУЮТ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОНФИГУРАЦИИ. Их-то мы и будем рассматривать в следующих лекциях.

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

1. Возьмите карту (общегеографическую, физическую) Европейской России и внимательно в классе вместе с учениками отследите все упомянутые в примере 5’ (лекция 1) барьеры и каналы проницаемости (сверхпроводимости). Попробуйте отобразить их на упрощенной схеме на чистом листе бумаги, используя удобные вам условные знаки для обозначения разных по проницаемости (барьерности) пространственных элементов.

2. Чем различаются между собой граница и фронт?

3. Начертите схему класса (пример 7) в понятиях пространственного анализа. Представьте стены в виде непроницаемых барьеров, проходы — как каналы проницаемости (окна, вентиляционный люк и даже простенок, который один из наших персонажей грозится «пробить ломом», можно отметить как части барьера, потенциально проницаемые, но с большими затратами и риском). Классные ряды — барьеры полупроницаемые. Отметьте повышенную привлекательность «камчатки» для определенной части класса.

Теперь конвертируйте абстрактную аналитическую схему в географическую. Пусть непроницаемые барьеры станут высокогорными хребтами и т.д. Разместите на этой схеме узлы пространственных связей человечества — города и обоснуйте их размещение. Выполняя эту работу с учениками, можно придумать собственные названия (топонимы) для каждого классного хребта, возвышенности (гряды), долины и даже для труднодоступного перевала (или тропки сквозь непроходимое болото) — вентиляционного лаза.

4. После выполнения задания 3, взяв хорошую физическую (общегеографическую) карту Ирана (вариант: Болгарии), попытайтесь изобразить схему его территории в понятиях пространственного анализа.

Какие соображения при этом появились?

5. Проведите с учениками (может быть, для первого случая — не со всем классом, а с группой энтузиастов) занятие на местности, в ходе которого продемонстрируйте неравную проницаемость пространства в разных местах и в разных направлениях.

— Можно, например, ведь пойти напрямую через слякоть болотца, но при этом напрягаться, буксуя, и потом отмывать обувь, а можно — обойти по сухой возвышенной гряде.

— Можно влезть на склон напрямую (штурмуя склон), но потом пять минут отдуваться, а можно обойти долинкой и ложбинкой и прийти к тому же месту через те же пять минут, сохранив ровное дыхание и получив удовольствие от размеренной прогулки. Если ваши школьники проведут штурм склона один раз — наверное, они еще не заметят недостатки такого способа форсирования пространства. Но если вы попросите их повторить маршрут несколько раз, на втором (третьем, четвертом?) заходе все больше будет таких, кто пойдет дальним путем ложбинками. А если вы еще предложите всем представить себя с вагончиками, груженными рудой, хлебом, мобильными телефонами или стереодисками...

Обратите внимание. Важно, чтобы работа на местности не свелась к простому наблюдению: «По дороге идти лучше, чем по бездорожью». Важно попытаться объяснить (или хотя бы выдвинуть гипотезы объяснения), почему та или иная дорога (тропа, улица) в вашей местности пролегла именно так. Какими подарками природы трасса воспользовалась, каких природных препятствий она старалась избегать, от каких увиливала?

6. Приведите примеры пространственных инверсий в вашей местности. Найдите случаи, когда геометрически (по прямой) более близкий объект оказывается реально существенно дальше более удаленного. Почему так?

7. Приведите примеры, иллюстрирующие то, как положение в открытой местности, на бойком месте или в изоляте накладывает отпечаток на жизнь, хозяйство, культуру того или иного места.

8. Как вы понимаете слова «фокусирование пространственных связей»?

9. Чем то, что мы назвали словом «ядро», отличается от того, что названо «массивом»?


* В школьной литературе теория центральных мест изложена в учебнике В.Н. Холиной — на том уровне доходчивости, на каком высший пилотаж вообще может быть доходчив в средней школе.

Ключевое слово: ПРОНИЦАЕМОСТЬ ПРОСТРАНСТВА