Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2005

Инструментарий


Составление плана местности

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Приступать к составлению плана местности можно тогда, когда учащиеся уже имеют представления о сторонах горизонта, азимутах, назначении и устройстве компаса, условных знаках и масштабе.

Если на листе бумаги нанесена какая-то точка местности — назовем ее начальной, известно и нанесено на этом же листе направление на север, то положение любой другой точки относительно начальной может быть определено, во-первых, азимутом направления на эту точку от начальной и, во-вторых, расстоянием между точками, наносимыми в выбранном масштабе.

Как наносят на план направления, мы объясним при описании хода съемки. Теперь же уделим внимание измерению расстояний.

Измерение расстояний

Рис. 1. Счет шагов тройками

Рис. 1.
Счет шагов
тройками

Расстояния обычно измеряют лентой, размеченной на метры и сантиметры. Это может быть знакомый всем портновский сантиметр, но он короток, всего полтора метра. Чаще пользуются рулеткой, ее лента может достигать 20—30 метров. Когда ведут точные измерения, применяют стальную ленту длиной 20 м, ее длина проверяется очень тщательно. Сейчас применяют и другие, гораздо более точные и гораздо более сложные, инструменты, однако прямое измерение лентой еще производят часто.

Но порой бывает достаточно приблизительных измерений, тогда оценивают расстояния на глаз или считая шаги.

Можно считать шаги по одному, произнося (вслух или про себя) при каждом шаге: раз, два, три, четыре... Но на шестом-седьмом десятке шагов, когда нужно будет произносить (хотя бы и про себя) длинные числа — пятьдесят семь, пятьдесят восемь, пятьдесят девять, шестьдесят, шестьдесят один... — счет начнет от шагов отставать, придется замедлять ход. Большинство считает шаги парами: начав движение с левой ноги, считают только шаги правой: и — раз — и — два — и — три — и — четыре... Специалисты говорят, что при счете на одну и ту же ногу невольно наступаешь на нее сильнее, и она быстрее устает, а потому предпочитают считать тройками: и — и — раз — и — и — два — и — и — три — и — и — четыре... (рис. 1). Такой способ без привычки кажется неудобным, но когда научишься, начинаешь считать тройками без всякого труда; преимущество в том, что при движении с левой ноги нечетные шаги всегда приходятся на левую ногу, четные — на правую, это служит контролем.

Не нужно измерять длину одного шага, пары или тройки шагов. Отмерьте на местности 100 метров и пройдите их своим обычным ходом, без напряжения (чтобы шаги не получились слишком длинными), считая пары или тройки шагов. Если, например, в 100 метрах уложилось 50 троек, то 5 троек составят 10 метров; если в 100 метрах — 70 пар шагов, то в 10 метрах будет 7 пар. Но такие круглые числа бывают редко. Чтобы не считать каждый раз, составьте таблицу, округляя расстояние до метра; точнее не нужно, все равно шагами доли метра вы не уловите. Вот такой будет таблица, если в 100 м насчитали 44 тройки.

Число троек Метры Число троек Метры
1 2 8 18
2 5 9 20
3 7 10 23
4 9 20 46
5 11 30 68
6 14 40 91
7 16 44 100

Нетрудно посчитать, что, если пройдено 36 троек шагов (то есть 30 + 6), это будет 68 м + 14 м = 82 м. Сколько метров составят 17 троек? Сколько метров составят 42 тройки? После 100 метров начинайте счет снова, только не сбейтесь, сколько сотен метров пройдено. И помните, что для другого эта таблица годится только тогда, когда он насчитал в 100 метрах столько же троек.

Магнитная стрелка показывает не точно на север. Например, в Москве и Подмосковье стрелка отклоняется на 5—7° к востоку. Но мы это отклонение учитывать не будем.

Что приготовить для съемки

Чтобы составить план местности, нужно иметь следующее оборудование:

— лист чертежной бумаги (размер выберите сами, для начала хорош 20 х 30 см);

— карандаш, лучше всего Т или ТМ (какие обозначения соответствуют этим в иностранной маркировке?);

— резинка;

— планшет — фанерка или лист твердого картона; по ширине и длине больше листа бумаги сантиметров на 10;

— подставка для планшета; это может быть тренога (например, фотографический штатив) или просто заостренная палка, например лыжная, которую можно воткнуть в землю; крепить планшет на подставку не обязательно;

— канцелярские кнопки (4—5 штук);

— таблица длины шагов;

— линейка длиной 20—30 см;

— компас.

Хорошо, если у линейки будет сверху ребрышко, по которому ее можно навести на нужный предмет. Это визирная линейка (рис. 2). Если визирной линейки нет, воткните в обычную плоскую линейку снизу две чертежные кнопки, по ним и будете наводить линейку на предмет (рис. 3).

Рис. 2. Сечение визирной линейки

Рис. 2.
Сечение визирной линейки

Приколите бумагу на планшет. Проведите вдоль края планшета стрелку — это будет направление север—юг. Такую же стрелку, параллельно, начертите вдоль края бумаги. Прикрепите на угол планшета компас так, чтобы направления на север на компасе и на планшете совпадали. Компас можно прикрепить к планшету липкой лентой (скотчем); можно просверлить в планшете отверстия и закрепить компас прочной ниткой. Но не используйте железную проволоку (например, скрепку): к ней будет притягиваться магнитная стрелка, и компас будет показывать неверно; медной или алюминиевой проволокой (от провода) воспользоваться можно.

Рис. 3. Самодельная визирная линейка

Рис. 3.
Самодельная визирная линейка

Если есть хорошая, длиной не менее 10 м рулетка, можно воспользоваться ею для измерения расстояний, это проще и точнее, чем шагами; тогда таблица длины шагов не потребуется. Но все дальнейшее описание съемки построено применительно к измерению шагами.

Ход работы

Выйдите на тот участок, который вы собираетесь снимать.

Оцените его размеры, сравните с размерами листа бумаги и выберите масштаб будущего плана. Начертите вдоль края листа бумаги линейный масштаб, чтобы не нужно было в дальнейшем каждый раз вычислять расстояния. (Если участок большой, нужно выбрать более крупный или более мелкий масштаб по сравнению с тем, который нужен для маленького участка?) Найдите где-нибудь в середине снимаемого участка такую точку, которую в дальнейшем будет легко узнать, — это будет начало вашей съемки. Нанесите эту точку на бумагу в середине планшета.

Вам нужно нанести на план какую-то точку, находящуюся на некотором расстоянии от начальной, — это может быть, например, дерево, угол дома, поворот дороги. Станьте на начальную точку и расположите планшет горизонтально. Освободите (отстопорьте) стрелку компаса. Подождите, пока стрелка перестанет колебаться, и разверните планшет так, чтобы ее северный (темный) конец совпал с обозначением севера на шкале компаса. Вы повернули планшет так, что стрелка север—юг на нем действительно совпала с этим направлением. Поставить планшет в такое положение — значит ориентировать его (рис. 4).

Рис. 4. Ориентирование планшета: а — планшет не ориентирован, б — планшет ориентирован
Рис. 4. Ориентирование планшета:
а — планшет не ориентирован,
б — планшет ориентирован

Положите линейку на планшет таким образом, чтобы ее край проходил через нанесенную на бумаге начальную точку съемки, а направлена линейка была на ту точку, которую вам нужно нанести. Проведите линию по линейке. Край планшета и стрелка север—юг направлены на север — этого мы добились благодаря ориентированию планшета.
А линия, прочерченная на бумаге, составит со стрелкой север—юг такой же угол, какой составляет с направлением на север направление на снимаемую точку, он будет равен азимуту направления на эту точку. Таким образом, мы построили угол, равный азимуту, не измеряя его в градусах. Это значит, что можно использовать компас, не имеющий градусной шкалы.

Измерьте расстояние шагами до точки, которую вы наносите. Определите, сколько это будет метров. Пользуясь линейным масштабом, нанесите эту точку на бумагу на линии, которую вы провели.

И так можно нанести любую точку, которая видна с начальной точки съемки. Но редко удается снять весь участок с одной точки: часть его может быть не видна. Найдите точку, с которой видны те места участка, которые вам не удалось увидеть с начальной точки. Нанесите эту точку на план точно таким же образом: прочертите на нее направление и измерьте расстояние до нее. А потом идите на эту точку и продолжайте съемку с нее. Когда вы наносите точку, с которой в дальнейшем будете вести съемку, направление на нее и расстояние до нее нужно измерить особенно тщательно: ошибка в ее положении повлечет за собой смещение всех точек, которые будут сняты с нее. Не поленитесь проверить ориентировку планшета, измерить расстояние шагами дважды или трижды.

Иногда не удается измерить расстояние по прямой между двумя точками; например, между ними вырыта яма. Найдите какую-нибудь промежуточную точку, измерьте расстояние до нее, а уже от нее — до той точки, которую вы наметили вначале (рис. 5).

Рис. 5. Непрямое измерение расстояния

Рис. 5.
Непрямое измерение расстояния

На некоторые точки можно и вообще не ходить. Проведите направление на недоступную точку (назовем это первым направлением), а расстояние не измеряйте. Потом перейдите на другую точку, которая уже нанесена на план, и проведите направление оттуда на недоступную точку (второе направление). На пересечении линий, обозначающих эти направления, и будет недоступная точка; ее мы нанесли способом засечки (рис. 6).

Рис. 6. Засечка
Рис. 6. Засечка

Но точность измерения углов у нас не очень высока, поэтому расстояние между двумя точками, откуда мы производим засечку, должно быть достаточно большим, чтобы угол между первым и вторым направлениями составил 60—90°. Это наглядно показано на рисунке 7.

Рис. 7. Засечка, произведенная неправильно (с точек 1 и 2) и правильно (с точек 1 и 3). Серый фон показывает возможную ошибку в определении направлений; пунктирной линией очерчена площадь, в пределах которой может находиться точка, наносимая путем засечки с точек 1 и 2, сплошной линией — с точек 1 и 3. Видно, что при засечке с точек 1 и 3 она гораздо меньше

Рис. 7.
Засечка, произведенная неправильно (с точек 1 и 2) и правильно (с точек 1 и 3).
Серый фон показывает возможную ошибку в определении направлений;
пунктирной линией очерчена площадь, в пределах которой может
находиться точка, наносимая путем засечки с точек 1 и 2,
сплошной линией — с точек 1 и 3. Видно, что при засечке
с точек 1 и 3 она гораздо меньше

По этим точкам, пользуясь условными знаками, мы нарисуем план местности (рис. 8).

Рис. 8. План школьного двора
Рис. 8. План школьного двора

При съемке плана вы измеряли многие расстояния. Измерьте расстояние по плану между теми точками, между которыми оно не измерялось, а потом проверьте расстояние прямым измерением на местности. У вас почти наверняка получится некоторое расхождение, но если вы измеряли тщательно, оно будет невелико.

Когда вы будете вычерчивать план набело, можете использовать цветные карандаши. Но в ходе съемки пользуйтесь только простым: гораздо проще исправлять ошибки.