Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2005

Опыт


Краеведческие проекты
на базе школьного музея

Н.Ю. СТЕПАНОВ
учитель географии школы № 905 г. Москвы,
руководитель школьного краеведческого музея
«Мое родное Подмосковье»

В своей краеведческой деятельности в школе на базе школьного музея мы уже давно (с 1984 г.) используем метод, который сейчас называют методом проектов. Суть его состоит в том, что учащиеся выполняют творческие задания интеллектуально-практического характера, которые позволяют полнее и глубже изучить все стороны жизни родного края. Работа над проектом затрагивает различные области деятельности: учебную и внеурочную, полевую, архивную и др.
Тематика проектов очень разнообразна, зачастую на стыке многих предметов: география, биология, история, москвоведение, экология, изобразительное искусство, литература, математика, физика. Возможные направления творческих работ: географическое краеведение; экология и охрана природы; историческое краеведение; этнография; культура и искусство; методика и педагогика; экономика; социальная сфера; музейное дело; спорт; политика; медицина; туризм и путешествия; коллекционирование.
Школьный краеведческий музей «Мое родное Подмосковье» был открыт в 1987 г. Продолжением его стало создание районного краеведческого музея «Ивановское», открытого в сентябре 1999 г.
При выборе темы проекта необходимо учитывать склонности и интересы учащихся — авторов проектов, а также потребности школьного музея и школы. При выполнении проектов разрешается помощь со стороны родителей и других членов семьи. Можно выделить пять этапов работы над краеведческим проектом: подготовительный, поисковый, оформительский, методический и защита проекта.
Результаты, представленные к защите (презентации), должны иметь справочные данные, теоретические описания, рекомендации по использованию, схемы, карты, эскизы, рисунки, фотографии и иную документацию, полностью отражающую содержание проекта. Защита проекта проводится на уроке, на занятиях кружков, на школьной конференции по краеведению. Лучшие проекты участвуют в районных, городских, всероссийских и международных конференциях и конкурсах (в зависимости от уровня и качества проекта).
Наиболее активно краеведческими проектами на базе музея школьники начинают заниматься с 7-го класса.
К этому времени ученики уже овладели определенными навыками учебной, в том числе краеведческой, деятельности.
Выполнение проектов может быть как групповым, так и индивидуальным. Некоторые индивидуальные проекты рождаются из групповой деятельности: собирают все, делает один. Чаще всего учащиеся выбирают групповую форму. Оптимальный состав группы — два-три человека (обычно это одноклассники, которые между собой дружат или которых связывают общие интересы, например коллекционеры). В составе группы всегда выделяется лидер, который как локомотив определяет движение всей группы, направленное на достижение результата. Индивидуальную форму проекта выбирают наиболее подготовленные и амбициозные учащиеся с сильным характером и самостоятельным мышлением, одаренные в какой-то области (художники, поэты, конструкторы, исследователи).
Одним из первых проектов в нашем музее стала диорама «Силурийский период». Участники проекта работали с литературой по палеонтологии, подробно изучили силурийский период: какие геологические события происходили в то время, какой был климат, какие растения и животные наиболее характерны, их образ жизни и особенности поведения. Изготовили коробку диорамы из подручных материалов. Десятиклассницы написали картину масляными красками, укрепили ее на задней стенке. Учащиеся из 9-го и 8-го классов изготовили растения из бумаги, пленки, перьев и ниток; животных из керамики и пластика. В нижней части диорамы укрепили откидывающийся лист картона. В открытом положении на картоне показано, кто и где изображен в диораме. К уже готовой диораме была составлена лекция-экскурсия «Жизнь в силурийском периоде».
В 1998 г. в школьном музее был реализован нумизматический проект «Периоды монетной чеканки России». Его авторы — учащиеся 8-го класса. Особенностью этого проекта стала очень высокая степень самостоятельности авторов. Связано это с тем, что нумизматика была любимым занятием старшего проектной группы Максима, который увлекался коллекционированием монет с первого класса. Несмотря на юный возраст, его компетентность в данном вопросе была настолько высокой, что руководителю оставалось лишь иногда поправлять участников группы. Обработали нумизматическую коллекцию, подготовили адаптированные тексты по теме проекта, выбрали иллюстрации и картосхемы, отобрали монеты для музея. Музейную часть проекта оформили в виде 12 планшетов, соответствующих разделам проекта. К презентации была подготовлена лекция-экскурсия по планшетам, на которых размещены тексты, монеты, картосхемы, иллюстрации. Презентация проекта прошла с успехом на Всероссийской краеведческой конференции. Участники проекта получили дипломы 1-й степени.
Все оформленные проекты активно используются как в учебной, так и во внеурочной деятельности школьного музея. По материалам проектов авторы работ проводят тематические экскурсии и беседы-лекции (иногда выездные). Краеведческие проекты нашего школьного музея — постоянные участники и лауреаты окружных, городских и всероссийских слетов, конкурсов и конференций по краеведению и экологии.