Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2005

Контроль знаний


Викторина-повторение
по теме «Гидросфера»

6 класс

И.В. БЕРИНИЧ
учитель географии Качканарского центра образования «Урал»
Свердловская обл.

Доска оформляется по образцу светового панно телевизионной передачи «Своя игра». Слева в столбик даны названия 5 тем (5 серий вопросов). От каждой темы вправо наклеены листки с номерами вопросов от 1.1. до 1.5., от 2.1. до 2.5. и т.д.

Класс разбивается на команды (в моих классах — обычно на 4). Команды поочередно выбирают листки с заданиями. Задача команды — как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы по разделам темы. На обсуждение дается 10 секунд (исключения отмечены). Отвечает любой участник; могут помогать и другие. Например, один из команды по заданию 1.1. определил материк и пруд, другой включился и помог определить бассейн реки. За правильный ответ — 1 балл.

1. Терминология

Дайте определения понятий:

1.1. Материк, исток, бассейн реки, пруд.

1.2. Остров, залив, устье, река.

1.3. Полуостров, пролив, речная система, внутреннее море.

1.4. Водораздел, гидросфера, озеро, окраинное море.

1.5. 25 секунд! Из набора букв составьте как можно больше географических терминов (понятий), относящихся к гидросфере.

М В Р Н
Е Л З У
И Т О С
А П K О

2. Мировой океан

2.1. Исключите лишнее:

— течение, прилив, кратер, пролив;

— вершина, миля, море, промилле;

— цунами, заливы, овраги, отливы.

2.2. Исключите лишнее:

— волна, эхолот, мантия, круговорот;

— шельф, океан, желоб, вулкан;

— водоросли, остров, пустыня, полуостров.

2.3. Назовите «цветные» моря земного шара.

2.4. В чем сходство и различие:

— остров—полуостров,

— залив—пролив.

2.5. Назовите составные части гидросферы.

3. Все о реке

3.1. 25 секунд! Начертите схему речной системы, подпишите названия частей системы, дайте пояснения.

3.2. Какое значение имеют реки в хозяйственной деятельности человека? (Кратко, только перечислением.)

3.3. В какое время года наступает период половодья у тех рек, которые берут начало на ледниках горных районов?

3.4. Назовите различия между горной и равнинной рекой.

3.5. Назовите:

— три реки — на букву «Н»,

— четыре — на букву «А»,

— пять — на букву «Д».

4. Поверхностные воды

4.1. 25 секунд! Чем различаются сточные и бессточные озера? Сделайте чертеж. Почему сточные озера — обычно пресные, бессточные — соленые? Приведите примеры тех и других.

4.2. Что произойдет, если все ледники на Земле растают?

4.3. Из приведенного перечня рек и озер выпишите попарно озеро и связанную с ним реку: Байкал, Сырдарья, Нил, Нева, Ангара, Виктория, Ладожское, Аральское.

4.4. Почему реки не иссякают, не исчезают? Почему моря и озера не переполняются и не выходят из берегов, несмотря на то, что реки несут в них много воды?

4.5. Из списка рек выберите те, истоком которых служат:

а) родники и болота;

б) озера;

в) ледники.

Амударья, Ангара, Западная Двина, Нева, Москва, Сырдарья, Инд, Ганг, Янцзы, Амазонка, Миссисипи.

5. Знание карты

5.1. Тихий океан, Саргассово море, Черное море, Мексиканский залив, Берингов пролив, Суэцкий канал, о. Мадагаскар, Гавайские о-ва, п-ов Лабрадор, р. Конго, р. Нил, озеро Байкал.

5.2. Атлантический океан, Берингово море, Гвинейский залив, Персидский залив, Магелланов пролив, о. Сахалин, п-ов Индостан, п-ов Камчатка, р. Амазонка, р. Ганг, Каспийское море, Ладожское озеро.

5.3. Индийский океан, Карибское море, Красное море, Японское море, Бенгальский залив, пролив Дрейка, о. Новая Гвинея, п-ов Аравийский, р. Амур, р. Енисей, Аральское море, Онежское озеро.

5.4. Северный Ледовитый океан, Аравийское море, Средиземное море, Балтийское море, Гудзонов залив, Панамский канал, о. Огненная Земля, п-ов Индокитай, Скандинавский п-ов, р. Дон, озеро Эйр, Великие Американские озера.

5.5. 25 секунд! Определите 12 объектов, обозначенных на контурной карте.

Карту учитель готовит заранее. Важно, чтобы на ней был обозначен (жирным контуром) 1 океан, 2—3 моря или крупных залива, 1—2 пролива или канала, по 1—2 острова и полуострова, 2 реки, 1—2 озера.