Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2005

О новой брошюре


Тугой клубок
взаимосвязанных факторов

Некоторые впечатления от учебного издания: Ю.Н. Голубчиков. Природные зоны в жизни людей. 7—8 классы. — М.: Чистые пруды, 2005. — 32 с. (Библиотечка Первого сентября, серия «География». Вып. 5)

С большим удовольствием и вниманием прочитал 32 страницы этого произведения. Читаешь об уже известных фактах и закономерностях, а интерес не пропадает. Написано хорошо, аргументированно. Интерес подогревает и мысль о том, что последние 15 лет жизни (и в Министерстве, и в издательстве), потраченные на то, чтобы убедить учителей географии отказаться от раздельного изучения курсов физической и экономической географии в школе, прожиты не зря (хотя консерватизм и инертность учителей иногда поражают). Читаешь «Природные зоны в жизни людей» и снова возвращаешься к мысли о том, как круто все замешано матушкой Природой. От природных условий (в первую очередь, от рельефа и климата) зависят особенности проживающих в этих условиях народов, направления хозяйственной деятельности населения. Меняется географическое положение территорий — меняются и качественные характеристики составляющих этот замес компонентов.
Учителю остается только наглядно и образно показать на уроках географии, как меняются эти природно-этнографические и природно-хозяйственные отношения от одной территории к другой, и уроки будут интереснее. Это не голословное утверждение, а факт проверенный
28-летним стажем преподавания географии. Разматывать тугой клубок взаимосвязанных факторов, определяющих географическую специфику изучаемых территорий, очень интересно и для учащихся, если их научить этому, и для преподавателя, когда удается эту объективно существующую связь показать образно и доказательно.
Сейчас, когда есть уже комплексно-страноведческие учебники, географические атласы и карты, есть методические письма Министерства образования и разработана концепция преподавания географии, интегрирующая физическую и экономическую географию в единых комплексно-страноведческих курсах школьной географии, маниакальное упорство, проявляющееся в раздельном изучении курсов, просто удивляет.
Есть надежда, что книга Ю.Н. Голубчикова будет еще одним аргументом за интеграцию школьной географии и переход к интересному преподаванию географии путем раскрытия перед учащимися объективно существующих взаимосвязей между природой, населением и хозяйством, специфичными для каждой отдельной территории мира.
Ученикам всегда будет интересно узнать, почему в одном месте пасут оленей, а в другом разводят овец и коз; почему и чем африканцы отличаются от европейцев; как объяснить сосредоточение наибольшего количества беднейших стран в пределах экваториального и тропического климатических поясов...
Уважаемые учителя! Откажитесь от изучения порознь геологии, климатологии, гидрологии, геоморфологии, демографии, экономики, социологии на уроках школьной географии и поверьте: учащиеся полюбят географию, чтобы стать в дальнейшем геологами, гидрологами, экономистами... а возможно, и учителями географии.

В.И. СИРОТИН,
главный редактор картографического Издательства ДИК