Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2005

Люди


Летопись
«СТРАНОВЕДЧЕСКОГО
УЧЕБНИКА»

III и IV туры конкурса

Здравствуйте, уважаемые коллеги-географы!
Я работаю в двух школах, по совместительству учу осужденных. С Великобританией был однажды смешной случай. Приходит в школу взрослый мужчина и говорит: «Хочу знать все об Англии». Для начала я ему дала атлас и предложила самому найти страну. Через день приходит и возмущается, что искал 2 часа, думал, что уж если она ВЕЛИКОбритания, так должна быть большой, а на карте такая маленькая.
Как шла работа над параграфом? Великая страна, горы книг.
В.М. Сокольский (МГУ) в «Географии» № 42/2004 очень компактно и ярко представил нам образ Великобритании. Интересными были для меня и опубликованные в «Географии» «британские» статьи Э.Л. Файбусовича (Санкт-Петербургский ун-т экономики и финансов), Т.Н. Нефедовой (Институт географии РАН), Н.А. Слуки (МГУ). Спасибо за информацию, она помогла наметить разделы. Сюжеты о традициях, великих англичанах, «родом из Британии» я поставила в параграф как дополнительный текст (учебник — не справочник). Но Владимир Павлович приучил и нас, и детей начинать тему с интересного.
Ввожу в параграф вопрос об английских учебных заведениях. Он для учащихся интересен, хотя бы даже из любопытства: «А как там?». Тем более что в английских вузах обучается много русских студентов.
Великобритания — страна урбанизированная, поэтому и посвятила городам один из разделов. Чтобы учащиеся лучше усвоили города, предлагаю задание по построению кривой Ципфа. Мои ученики такие задания любят. Только вот нет современных статистических данных по городам.
Картосхему не успела начертить. Но считаю, что вопрос подходящий, ведь экономика Великобритании всегда сильно зависела от внешнеторговых связей.
Спасибо за задание, не даете скучать, побуждаете к самообразованию.
Всего вам доброго. До свидания.

Нина Владимировна МАЛАШЕВА,
учитель географии школы № 25
г. Касли
Челябинская обл.

Здравствуйте!
Посылаю вам свою Мексику, она далеко и рядом. Огород с ее «подарочками» — картофель, помидоры, фасоль, подсолнечник, пеRкло на солнце до +50° (наконец-то на Урале!), только полосатые монстры-колорадости не дают радости.
Интересной, красивой, таинственной стране в школьной программе отводится немного времени, изучайте мол ее обзорно, сравнительно, самостоятельно.. За все годы работы я только три урока полностью посвятила Мексике. Самый первый — в первый год работы (1973) — мне очень запомнился. В моде были уроки — пресс-конференции. Ученики выбрали не США, Бразилию, а именно Мексику. На доске рядом с ацтекским орлом красовалась птица кетцаль (квезал) — зеленая, сверкающая, с длинным пером — священная птица ацтеков и майя, образец красоты и изящества, «птица счастья». Если лишить ее свободы, то она умрет от скорби, от разрыва сердца. Дети читали Маяковского:

Корявые камни
Мехико-сити
Прошедшее вышепчут мне...

Или:

А птички в этой печке
Красивей всякой меры...

Были рассказы о фильмах Сергея Эйзенштейна; о центрах происхождения культурных растений Н.И. Вавилова; о ненавистных гринго, оторвавших у Мексики приличный кусочек территории. Были и сомбреро, и музыка, и даже Карлос Кастанеда.
В библиотечном веке больше было интеллектуалов, интересующихся детей. На прошлое всегда смотришь с радостью и сожалением: уже прошло.
Мексика сегодняшняя. Спасибо за массу новых сведений, не даете отстать от жизни учительнице с периферии.
Приятно, что некоторые моменты моей работы заслужили ваше внимание, — значит, не устарела я еще со своими знаниями. А ведь учила меня в ЧГПИ географии зарубежных стран А.С. Маркова — та самая, что завоевала с Георгием Куликовым олимпийское золото в Рязани (фото Анны Сергеевны на Всероссийской олимпиаде см. в № 11/2005, с. 42).

Н.В. МАЛАШЕВА
г. Касли