Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2005

Предмет


Нужна ли геология в школе?

С.А. КУЧЕР
аспирантка факультета глобальных процессов
МГУ им. М.В. Ломоносова

В настоящее время мы становимся свидетелями небывалого развития образования и растущего осознания его жизненно важной роли для экономики и социального развития. В связи с этим встает вопрос о целостности образования.
Геология имеет все основания занимать достойное место в образовательном процессе. Она способствует формированию научного мировоззрения, осознанию взаимосвязи наук, повышению экологической грамотности, осознанному выбору специального образования. Отвечая за обеспечение общества минеральными ресурсами, она имеет исключительное практическое значение. Причинно-следственные связи феноменов биологии и географии корнями уходят в геологию. Геологические процессы имеют химическую, физико-химическую и физическую природу, но они не сводятся к отдельным законам этих наук, а носят более общий характер, выражающийся в особой форме движения, которую философы называют планетарной или геологической. Формирование современного научного мировоззрения на базе фундаментальных естественных наук без геологии вряд ли возможно.
Геологическую историю Земли можно проиллюстрировать на таком примере. Пусть каждый миллион лет соответствует одной секунде условного кинофильма. Тогда продолжительность всего фильма займет примерно 1 час 20 минут. В течение нескольких минут происходило формирование Земли из протопланеты. Затем в течение примерно 30 минут идут так называемое доархейское время и архейская эра, когда образовались кора, океаны, атмосфера. Ближе к концу этого получаса на Земле зародится жизнь, хотя пока довольно примитивная — водоросли, простейшие. В протерозойскую эру, которая продлится более получаса, возникли зоны повышенной проницаемости земной коры, которые образовали системы разломов. Возможно, это было одной из причин выхода растений на сушу. Тогда же возникают почти все типы животных, за исключением позвоночных, — черви, моллюски. И наконец, в последние 10 минут — в них уместились палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры — происходит быстрый расцвет фауны, связанный с тем, что у животных выработался прочный скелет или твердая внешняя оболочка. Две последних секунды этого фильма будут содержать эпохи великих оледенений и появление человека, а вся история нашей цивилизации уложится в 1/200 часть последней секунды. Узнать все это позволяют изучение окаменевших останков животных в осадочных породах и радиоуглеродный метод датировки.
Базовые геологические знания включены во все школьные естественнонаучные предметы: ботанику, зоологию, общую биологию, химию, природоведение и, конечно, в географию. В курсе биологии рассматривается эволюция жизни на Земле и, в связи с этим, геохронологическая шкала, а также круговорот некоторых химических элементов. Основные особенности химического и минерального состава земной коры рассматриваются в курсе химии. Однако знания эти отрывочны, неполны.
Анализ общеобразовательных программ по географии для средней школы показывает, что они предусматривают в основном географические знания о поверхности Земли, её географической оболочке, внешних экзосферах Земли — атмосфере, гидросфере, биосфере, а также техносфере. Их литогенная основа (литосфера, её строение, история развития, процессы формирования и т.п.) в школьных общеобразовательных программах изучается в незначительных объемах либо не изучается вовсе.
Но дополнить и объединить сведения из геологии в единый курс тоже надо умеючи. В этом отношении пока непочатый край работы. Школьные учебники по геологии, отвечающие общеобразовательным или разноуровневым программам, отсутствуют, программ и методик нет. И то, что будет разработано, должно учитывать общее содержание школьного образования.
Школьникам даются только отрывочные начальные геологические сведения, объем которых (до 20 часов за весь период обучения) явно недостаточен.
В ряде регионов, таких как Татарстан, Тюменская область и др., региональный компонент школьных программ предусматривает изучение геологии. Однако в отличие от зарубежных стран (Англия, Франция и др.), федеральная компонента школьных учебных планов практически не раскрывает основ геологических знаний, выпускники школы оказываются геологически неграмотными.
Геологической составляющей образования уделяется незаслуженно малое внимание. Между тем незнание или недооценка геологических процессов, происходящих в недрах Земли, не только лишает комплексного знания о мире, но и, как следствие, влечет за собой серьезные технические и экологические катастрофы, крупные финансовые и социальные потери.