Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2006

Читательский клуб


Депонент ноября

В ноябре — начале декабря «География» получила много писем с заметками, статьями, методическими разработками. Не все мы можем опубликовать. Есть, однако, ряд материалов, которые могут представить интерес для отдельных читателей. Поэтому мы проводим здесь краткий обзор наиболее интересного из неопубликованного — депонент статей. Читатели, желающие связаться с автором депонированной статьи, могут обратиться в редакцию за координатами.

Е.А. Гуськов. Сценарий внеклассного мероприятия по географии «Туристический экскурс по странам мира». — Пенза, 2005.
Автор, студент V курса Пензенского педагогического университета, обучающийся по специальности «география — биология», предлагает разработку, сделанную в ходе педпрактики с учащимися 10-го класса. Цели мероприятия. Образовательные: 1) привести в систему знания учащихся по политической карте мира; 2) сформировать общее представление о географическом положении некоторых стран; 3) обрисовать «экономическое лицо» рассматриваемых стран. Развивающая: продолжить формирование умений читать карту. Воспитательная: активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Ученикам предлагается сравнить Японию — развитую страну и Бразилию — крупную развивающуюся страну. Мероприятие проводится в форме сказочной постановки. Царь озадачен: царица собралась съездить в отпуск за границу. По предложению студента-практиканта царь приглашает две иностранные делегации. Одна из них поведала о японском «экономическом чуде» и вовлекла царя в чайную церемонию. Девушки из второй делегации заставили царя станцевать самбу и преподнесли ему баночку кофе. (В итоге царь решил съездить в обе страны).
Написано в стихотворной форме.
В постскриптуме автор просит напечатать его адрес: «Быть может, кто-то захочет сказать спасибо или просто написать». Выполняем просьбу:
Евгений Алексеевич Гуськов. 442783, Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Блохино,
ул. Первомайская, д. 23.


Г.Ф. Ха'митова. По странам и континентам. Кроссворд. — Пос. Октябрьский, 2005.
Галина Федоровна преподает географию в профессиональном училище № 24 в
пос. Октябрьский Октябрьского р-на Пермского края.
Кроссворд содержит 30 слов — наименований стран, городов и физико-географических объектов.


Андрей Язаджи из с. Авдарма (Гагаузия, Молдавия) в качестве отклика на статью
Д.В. Зайца и В.А. Кетковича «Гагаузы» («География», № 14/2005) прислал в редакцию буклеты Национального гагаузского историко-этнографического музея (в селе Бешалма) и Комратского музея, а также справочный материал «Гагаузия — новое явление в Европе».


Г.И. Бумантова. Удивительные просторы России. Повторительно-обобщающий урок; групповая проектная работа. — Пос. Игрим, 2005.
Галина Ивановна — учитель географии в Игримской средней общеобразовательной школе № 2 с углубленным изучением отдельных предметов (Березовский р-н Ханты-Мансийского а.о. — Югра Тюменской обл.).
Цель урока: закрепление знаний о географическом положении, рельефе и геологическом строении России; усвоение навыков групповой работы и работы с дополнительными источниками информации; воспитание любви и уважения к Родине.
Уроку предшествует опережающее задание: четыре группы разрабатывают свои проекты:
1) «Русская равнина», 2) «Западная Сибирь», 3) «Байкал», 4) «Камчатка». Урок открывается прекрасными строками Николая Рыленкова:

От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательными к ней.

В ходе занятия группы представляют свои проекты. Урок украшен стихотворными цитатами из А. Твардовского, Ю. Ефремова. Особо красиво звучат в проекте «Западная Сибирь» строки поэта манси Ю. Шесталова:

Здесь так много воды:
Глаза тонут в воде,
И синее небо тонет в воде,
И солнце, как рыба, попавшая в сеть,
Плещется, плещется в синей воде.


Т.Г. Маслова. Минеральные ресурсы России. Урок географии в 8-м классе. — Усачевская средняя школа, 2005.
Татьяна Григорьевна Маслова, проживающая в с. Бронево Каргопольского р-на Архангельской обл., учитель I квалификационной категории, ставит на уроке следующие цели: 1) изучить состав полезных ископаемых России и особенности их образования и размещения; 2) познакомить учащихся с основными месторождениями; 3) сформировать представление о связи между полезными ископаемыми, рельефом и тектонической структурой; 4) выявить пути рационального использования полезных ископаемых;
5) рассмотреть экологические проблемы горнодобывающей промышленности; 6) продолжить формирование умения работать с географическими картами и сопоставлять их.
Приведены базовые сведения, а также интересные факты о нефти и газе, алмазах Якутии и биоиндикации полезных ископаемых.

Редакция «Географии» благодарит авторов всех депонированных материалов
и ждет новых писем от всех читателей, всех учителей России
и русского языкового мира.