Геополитический узел
Южного Кавказа
Нахичеванская Автономная
Республика
В.Ю. ХАЛАТОВ
доктор геогр. наук, профессор кафедры физической
географии
Московского городского педагогического
университета
Нахичеванская Автономная Республика, входящая
в состав Азербайджана, представляет собой
территорию, граничащую с Турцией, Ираном и
Арменией, площадью 5,5 тыс. км2. В силу природной
изолированности этот край всегда был
самоуправляющейся единицей в составе того или
иного государства.
Современный автономный статус в составе
Азербайджана определен Карсским договором
1921 г. В автономии остро стоят проблемы
дефицита земельных и водных ресурсов, роста
численности населения, депрессивного состояния
экономики, напряженных отношений с соседней
Арменией.
С проблемой границ тесно связана проблема
административного устройства республики,
которым пытаются нейтрализовать
искусственность государственных границ,
появившихся в 20-х годах XX в. Это стало особенно
актуально после начала событий в Нагорном
Карабахе. Самый западный Ильичевский район (так
при Гейдаре Алиеве, уроженце Нахичеванской
Республики, был назван Норашенский район к
100-летию В.И. Ленина) в 90-е годы был переименован
в Шарурский район. При этом из Шарурского района
был выделен Садаракский. Последний представляет
собой небольшой участок территории Эриванской
губернии, который был присоединен к
Нахичеванской автономии, согласно Карсскому
мирному договору, «при условии, что Азербайджан
не уступит его протектората третьему
государству», Армении. Современная Республика
Армения не денонсировала Карсский договор, но
официально и не подтвердила признание его
положений. Именно здесь находится участок
турецко-азербайджанской границы (протяженностью
от 9 до 11 км, по разным источникам), который и
Турция, и Азербайджан всеми возможными
средствами стараются защитить и укрепить.
Выделение крошечного Садаракского района
привело к увеличению здесь населения, росту
административного центра Садарак.
Острая проблема, характерная для всех
засушливых территорий, — это вода. Водные
ресурсы в Нахичевани недостаточны. Здесь негде
больше строить водохранилища и гидроузлы.
Видимо, последним строящимся гидроузлом станет
Вайхырский, на котором строительно-монтажные
работы намечено завершить не позднее 2008 г.
Наиболее перспективен с точки зрения вовлечения
новых земель в сельскохозяйственный оборот
Шарурский район в нижнем течении реки Арпа. Но
здесь рычаги давления находятся в руках Армении;
она пока недостаточно полно использует ресурсы
этой реки, но проекты строительства новых
гидроузлов с водохранилищами в верхней части
бассейна Арпы существуют еще с советских времен.
Это позволит развивать среднегорную зону Вайка,
связывающего Араратскую равнину с Зангезуром и
Карабахом, но может стать яблоком раздора между
Нахичеванью и Арменией. Определенные
перспективы открывает использование
водохранилища на Араксе. Но для подачи его вод в
предгорную и среднегорную зоны необходимы
мощные насосы и, следовательно, электроэнергия. А
ее-то нет в Нахичевани, которая не снабжается
электроэнергией из Армении, хотя в советский
период она была подключена к энергосистеме
Армянской ССР.
С водной обеспеченностью связаны проблемы
земельных ресурсов и численности населения.
Земельные ресурсы в республике ограничены.
Наибольший удельный вес сельскохозяйственные
угодья имеют в Садаракском и Шарурском районах —
35%; чуть меньше (30%) они составляют в Бабекском
районе. В остальных районах республики они
составляют 15 (в Ордубаде) — 25% (в Шахбузе).
Численность населения автономной республики
растет быстрыми темпами. Так, в 2004 г. оно
составило 365 тыс. чел., что почти на 40% больше, чем в
1978 г. Но если в советский период остроту нехватки
земельных ресурсов смягчала политика вытеснения
армянского населения за пределы Нахичевани, то
сегодня эта проблема решается путем поощрения
миграции нахичеванцев в Турецкую Республику на
заработки.
На сегодня Нахичевань уже подключена к
энергосистеме Турции. Отсюда же она получает и
продовольствие. Население трудоустраивается в
пределах Турции, в основном в Ыгдыре, Карсе,
Эрзуруме, Байбурте и Артвине. Поощряется
инвестирование в экономику Нахичевани турецкого
капитала, который уже занимает здесь ведущие
позиции. Более того, для закрепления населения в
наиболее редко заселенных высокогорных районах
(здесь в советский период было значительное
армянское население) развивается животноводство
на частной основе, что уже дает свои результаты.
Делаются вложения для развития экспортного
земледелия и садоводства, особенно в Ордубадском
и Джульфинском районах. Иран в свою очередь
построил газопровод в Нахичевань (иранский газ
пришел в республику в декабре 2005 г.).
|
Джульфа — пограничная
железнодорожная станция
между Азербайджаном (Нахичеванская АР) и Ираном.
Азербайджанские пограничники проверяют
импортируемый иранский виноград
на радиоактивность
|
Понятно, что происходящие в Нахичевани
процессы не могут оставить равнодушными соседей
и другие заинтересованные стороны. Во-первых,
интеграция Нахичевани в турецкую экономику и
превращение ее де-факто в часть Турецкой
Республики вызывает недовольство Ирана, реакцию
которого при изменении политического статуса
Нахичевани нельзя сравнить с его реакцией в
вопросе Карабаха. По поводу Карабаха Иран
выражает сдержанное недовольство действиями
армянской стороны, но не более. В отношении
Нахичевани этого уже не будет. Недовольна и
Армения, которая связана Карсским договором, к
денонсации которого она еще не готова из-за своей
экономической слабости, нерешенности
карабахской проблемы, реакции международного
сообщества и вероятной войны с Турцией.
Сложившимся положением недовольна и Россия,
которая по всем договорам должна присутствовать
в Нахичевани. После вывода российских войск
здесь образовался политический вакуум и
наблюдается экономическая интеграция края в
турецкую экономику. С этим Россия не может
смириться, поскольку постепенно
выкристаллизовывается ее кавказская политика,
направленная на сохранение всего Кавказа в сфере
своих геополитических и стратегических
интересов. Очевидно, что при вступлении
Азербайджана в НАТО, натовские базы в первую
очередь будут созданы в Нахичевани, Баку и
Гяндже. Созданию баз в Гяндже и Баку Россия
официально не сможет воспрепятствовать, но база
НАТО в Нахичевани автоматически приведет к вводу
сюда российских войск, даже если Азербайджан
будет категорически против этого, поскольку база
НАТО будет рассматриваться как иностранное
военное присутствие, а согласно Карсскому
договору, в этом случае Россия вводит свои войска
как гарант безопасности Нахичевани. Имеет право
ввести войска и Турция, но с согласия России и при
отсутствии российских войск.
Во время бурных событий начала 90-х годов
российские войска были полностью выведены из
Азербайджана. Сегодня и Грузия добилась решения
о закрытии оставшихся российских баз в Батуми и
Ахалкалаки; Россия уже начала вывод оттуда войск,
имущества и техники. Центром военного
присутствия в Закавказье Россия делает Армению,
не встречая здесь пока никаких проблем. Войска в
основном сосредоточены в Гюмри и Ереване.
А ведь раньше поговаривали и о Капане в Зангезуре
— перемычке между Нахичеванью и Карабахом.
Россия этим выбором дала понять о своем
нейтральном отношении к Нахичевани и Карабаху,
где за внезапное обострение ситуации
ответственность будут нести Азербайджан и
Армения, но никак не Россия. Но Россия всегда
должна помнить, что установление контроля НАТО
над Нахичеванью фактически приведет к
политической переориентации Армении на США. Тем
самым американцы полностью решат поставленную
перед ними задачу вовлечения Закавказья в зону
своих стратегических интересов, со всеми
вытекающими отсюда последствиями для Ирана и юга
России.
Как видим, ситуация вокруг Нахичевани,
внешне кажущаяся спокойной, напоминает сжатую
пружину. Возможен ли неконфликтный вариант
решения нахичеванской проблемы, учитывающий
интересы всех причастных сторон?
Думается, что да. Это — придание нового статуса
Нахичевани, причем не политического, а
экономического. Нахичевань, оставаясь в составе
Азербайджана, открывает свои границы перед всеми
своими соседями, которые становятся гарантами ее
политической стабильности и безопасности. Это
Россия, Турция, Иран, Азербайджан и Армения. Сама
же Нахичевань становится демилитаризованной
зоной. В противном случае — при неполном
соблюдении условий Карсского договора
какой-либо из подписавших его сторон — создается
прецедент для невыполнения условий этого
договора и другими странами, что чревато
опасными последствиями.
С превращением Нахичевани в свободную
экономическую зону откроются перспективы более
полного использования преимуществ
географического положения республики.
Заработает железная дорога через Джульфу, что
позволит наладить товаро- и пассажирооборот
между Турцией и Ираном; Ираном, Закавказьем,
Россией и Европой. Такой статус будет
способствовать строительству нефте- и
газопроводов; позволит разумно использовать то,
что дали природа и история, то есть хорошие
возможности для развития перекрестка торговли и
цивилизаций. |