Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006
Политическая карта мира

Геополитический узел
Южного Кавказа

Нахичеванская Автономная Республика

В.Ю. ХАЛАТОВ
доктор геогр. наук, профессор кафедры физической географии
Московского городского педагогического университета

Нахичеванская Автономная Республика, входящая в состав Азербайджана, представляет собой территорию, граничащую с Турцией, Ираном и Арменией, площадью 5,5 тыс. км2. В силу природной изолированности этот край всегда был самоуправляющейся единицей в составе того или иного государства.

Современный автономный статус в составе Азербайджана определен Карсским договором 1921 г. В автономии остро стоят проблемы дефицита земельных и водных ресурсов, роста численности населения, депрессивного состояния экономики, напряженных отношений с соседней Арменией.

С проблемой границ тесно связана проблема административного устройства республики, которым пытаются нейтрализовать искусственность государственных границ, появившихся в 20-х годах XX в. Это стало особенно актуально после начала событий в Нагорном Карабахе. Самый западный Ильичевский район (так при Гейдаре Алиеве, уроженце Нахичеванской Республики, был назван Норашенский район к 100-летию В.И. Ленина) в 90-е годы был переименован в Шарурский район. При этом из Шарурского района был выделен Садаракский. Последний представляет собой небольшой участок территории Эриванской губернии, который был присоединен к Нахичеванской автономии, согласно Карсскому мирному договору, «при условии, что Азербайджан не уступит его протектората третьему государству», Армении. Современная Республика Армения не денонсировала Карсский договор, но официально и не подтвердила признание его положений. Именно здесь находится участок турецко-азербайджанской границы (протяженностью от 9 до 11 км, по разным источникам), который и Турция, и Азербайджан всеми возможными средствами стараются защитить и укрепить. Выделение крошечного Садаракского района привело к увеличению здесь населения, росту административного центра Садарак.

Острая проблема, характерная для всех засушливых территорий, — это вода. Водные ресурсы в Нахичевани недостаточны. Здесь негде больше строить водохранилища и гидроузлы. Видимо, последним строящимся гидроузлом станет Вайхырский, на котором строительно-монтажные работы намечено завершить не позднее 2008 г. Наиболее перспективен с точки зрения вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот Шарурский район в нижнем течении реки Арпа. Но здесь рычаги давления находятся в руках Армении; она пока недостаточно полно использует ресурсы этой реки, но проекты строительства новых гидроузлов с водохранилищами в верхней части бассейна Арпы существуют еще с советских времен. Это позволит развивать среднегорную зону Вайка, связывающего Араратскую равнину с Зангезуром и Карабахом, но может стать яблоком раздора между Нахичеванью и Арменией. Определенные перспективы открывает использование водохранилища на Араксе. Но для подачи его вод в предгорную и среднегорную зоны необходимы мощные насосы и, следовательно, электроэнергия. А ее-то нет в Нахичевани, которая не снабжается электроэнергией из Армении, хотя в советский период она была подключена к энергосистеме Армянской ССР.

С водной обеспеченностью связаны проблемы земельных ресурсов и численности населения. Земельные ресурсы в республике ограничены. Наибольший удельный вес сельскохозяйственные угодья имеют в Садаракском и Шарурском районах — 35%; чуть меньше (30%) они составляют в Бабекском районе. В остальных районах республики они составляют 15 (в Ордубаде) — 25% (в Шахбузе).

Численность населения автономной республики растет быстрыми темпами. Так, в 2004 г. оно составило 365 тыс. чел., что почти на 40% больше, чем в 1978 г. Но если в советский период остроту нехватки земельных ресурсов смягчала политика вытеснения армянского населения за пределы Нахичевани, то сегодня эта проблема решается путем поощрения миграции нахичеванцев в Турецкую Республику на заработки.

На сегодня Нахичевань уже подключена к энергосистеме Турции. Отсюда же она получает и продовольствие. Население трудоустраивается в пределах Турции, в основном в Ыгдыре, Карсе, Эрзуруме, Байбурте и Артвине. Поощряется инвестирование в экономику Нахичевани турецкого капитала, который уже занимает здесь ведущие позиции. Более того, для закрепления населения в наиболее редко заселенных высокогорных районах (здесь в советский период было значительное армянское население) развивается животноводство на частной основе, что уже дает свои результаты. Делаются вложения для развития экспортного земледелия и садоводства, особенно в Ордубадском и Джульфинском районах. Иран в свою очередь построил газопровод в Нахичевань (иранский газ пришел в республику в декабре 2005 г.).

Джульфа — пограничная железнодорожная станция между Азербайджаном (Нахичеванская АР) и Ираном. Азербайджанские пограничники проверяют импортируемый иранский виноград на радиоактивность

Джульфа — пограничная железнодорожная станция
между Азербайджаном (Нахичеванская АР) и Ираном.
Азербайджанские пограничники проверяют
импортируемый иранский виноград
на радиоактивность

Понятно, что происходящие в Нахичевани процессы не могут оставить равнодушными соседей и другие заинтересованные стороны. Во-первых, интеграция Нахичевани в турецкую экономику и превращение ее де-факто в часть Турецкой Республики вызывает недовольство Ирана, реакцию которого при изменении политического статуса Нахичевани нельзя сравнить с его реакцией в вопросе Карабаха. По поводу Карабаха Иран выражает сдержанное недовольство действиями армянской стороны, но не более. В отношении Нахичевани этого уже не будет. Недовольна и Армения, которая связана Карсским договором, к денонсации которого она еще не готова из-за своей экономической слабости, нерешенности карабахской проблемы, реакции международного сообщества и вероятной войны с Турцией.

Сложившимся положением недовольна и Россия, которая по всем договорам должна присутствовать в Нахичевани. После вывода российских войск здесь образовался политический вакуум и наблюдается экономическая интеграция края в турецкую экономику. С этим Россия не может смириться, поскольку постепенно выкристаллизовывается ее кавказская политика, направленная на сохранение всего Кавказа в сфере своих геополитических и стратегических интересов. Очевидно, что при вступлении Азербайджана в НАТО, натовские базы в первую очередь будут созданы в Нахичевани, Баку и Гяндже. Созданию баз в Гяндже и Баку Россия официально не сможет воспрепятствовать, но база НАТО в Нахичевани автоматически приведет к вводу сюда российских войск, даже если Азербайджан будет категорически против этого, поскольку база НАТО будет рассматриваться как иностранное военное присутствие, а согласно Карсскому договору, в этом случае Россия вводит свои войска как гарант безопасности Нахичевани. Имеет право ввести войска и Турция, но с согласия России и при отсутствии российских войск.

Во время бурных событий начала 90-х годов российские войска были полностью выведены из Азербайджана. Сегодня и Грузия добилась решения о закрытии оставшихся российских баз в Батуми и Ахалкалаки; Россия уже начала вывод оттуда войск, имущества и техники. Центром военного присутствия в Закавказье Россия делает Армению, не встречая здесь пока никаких проблем. Войска в основном сосредоточены в Гюмри и Ереване.
А ведь раньше поговаривали и о Капане в Зангезуре — перемычке между Нахичеванью и Карабахом. Россия этим выбором дала понять о своем нейтральном отношении к Нахичевани и Карабаху, где за внезапное обострение ситуации ответственность будут нести Азербайджан и Армения, но никак не Россия. Но Россия всегда должна помнить, что установление контроля НАТО над Нахичеванью фактически приведет к политической переориентации Армении на США. Тем самым американцы полностью решат поставленную перед ними задачу вовлечения Закавказья в зону своих стратегических интересов, со всеми вытекающими отсюда последствиями для Ирана и юга России.

Как видим, ситуация вокруг Нахичевани, внешне кажущаяся спокойной, напоминает сжатую пружину. Возможен ли неконфликтный вариант решения нахичеванской проблемы, учитывающий интересы всех причастных сторон?

Думается, что да. Это — придание нового статуса Нахичевани, причем не политического, а экономического. Нахичевань, оставаясь в составе Азербайджана, открывает свои границы перед всеми своими соседями, которые становятся гарантами ее политической стабильности и безопасности. Это Россия, Турция, Иран, Азербайджан и Армения. Сама же Нахичевань становится демилитаризованной зоной. В противном случае — при неполном соблюдении условий Карсского договора какой-либо из подписавших его сторон — создается прецедент для невыполнения условий этого договора и другими странами, что чревато опасными последствиями.

С превращением Нахичевани в свободную экономическую зону откроются перспективы более полного использования преимуществ географического положения республики. Заработает железная дорога через Джульфу, что позволит наладить товаро- и пассажирооборот между Турцией и Ираном; Ираном, Закавказьем, Россией и Европой. Такой статус будет способствовать строительству нефте- и газопроводов; позволит разумно использовать то, что дали природа и история, то есть хорошие возможности для развития перекрестка торговли и цивилизаций.