Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006

Рецензия


Картографический беспредел

Е.С. АНТОНЮК
Заслуженный учитель РСФСР,
учитель географии ГОУ СОШ
«Московская государственная пятьдесят седьмая школа»

Продолжение. См. № 23, 24/2005;
1/2006

Невнимательное отношение к легенде, конкретным условным знакам — к их раскодированию и выбору — приводит к неправильному пониманию содержания карты, к отторжению ученика от карты.

На развороте «Минеральные ресурсы» («Дрофа», 8-й класс, 2004 г.) три карты: основная — «Полезные ископаемые» (м.: 1 : 40 млн) и две дополнительные — «Энергетические минеральные ресурсы» (м.: 1 : 60 млн) и «Карта четвертичных отложений» (м.: 1 : 60 млн). С картой энергетических ресурсов — понятно: среди всех полезных ископаемых выделяется группа только энергетических. Если на первой карте полезные ископаемые показывались значками на «тектонической основе» (платформы и складчатые области), то на второй показаны ареалами бассейны угля и нефтегазовые провинции. Особенно меня удивляет стремление показать большое число этих провинций. Впечатление такое: страна залита нефтью, кругом нефть. Зачем же мы говорим о бережном отношении к ресурсам? Причем в прежних изданиях «Дрофы» (9-й класс) первоначально выделялось 10 провинций, затем (2002 г.) стало 6, а здесь — 12. Но я не поняла, какое отношение к теме разворота имеет карта четвертичных отложений. Было бы логично ее поместить рядом с геологической картой, так как с геологической карты «сняты» четвертичные отложения. Косвенное объяснение появления этой карты, конечно, можно придумать: среди этих отложений можно найти много полезных. Удивляет другое: как можно дать карту четвертичных отложений и не дать границы оледенений? Идет перечень названий, объединенных в 8 групп (качественный фон): 1) аллювиальные; 2) морские, дельтовые, лагунные; 3) ледниковые и водно-ледниковые; 4) элювиальные, делювиальные, эоловые; 5) солифлюкционные;
6) отложения горных склонов; 7) вулканогенные; 8) области распространения покровных суглинков. Но ведь это не просто слова, это термины, обозначающие целые понятия. Выделенные термины ни разу не упоминаются в тексте учебника для 8-го класса. Более того, в учебнике есть карта оледенений (днепровско-самаровского и московско-тазовского). К сожалению, границы оледенений упираются в государственную границу России*, и на ней показан только один вид отложений — распространение лёссовых пород, не упомянутых в атласе, разработанном, повторюсь, тем же авторским коллективом. И хотя существует много теорий происхождения лёссов, связь их распространения с оледенением видна на карте, а главное — имеет практическое значение.

В атласе («Дрофа», 9-й класс, 2005 г.) в легенде карты «Цветная металлургия» я нашла добычу алюминиевых руд и... бокситовых руд. Конечно, я знаю, что алюминиевые руды (так же, как и железные, медные и др.) бывают разные: бокситы, нефелины, алуниты. Я с лупой рассмотрела всю карту и нашла «добычу бокситовых руд» в двух местах. Нет, не в Бокситогорске, а в Северном районе к востоку от Онежского озера, в Карелии, второй — в Западной Сибири, в Омской области. Однако месторождения на карте металлургии не подписаны, и я решила посмотреть в районных картах. Увы! Ничего! Стоил этот нелепый поиск дня работы.

Нет, я не могу сказать, что во всем виновата «Дрофа». Как понимать, например, подпись «Территории наибольшего распространения планктона» к условному знаку «ареал» (это не «Дрофа», это «Сферы»). Два условных знака, придуманных в «Дрофе», меня просто очаровали — это знаки газопроводов и нефтепроводов. Наконец-то их стало видно**. К сожалению, не видно, откуда и куда идет нефть: нужны в некоторых местах (у рамок карт) стрелки и соответствующая надпись. В этом смысле хорошо сделана карта Северного Кавказа, где виден нефтепровод, идущий из западного Казахстана (Тенгиз). В атласе «Астрель» (9-й класс) на карте «Нефтяная промышленность» тоже показали этот нефтепровод — из центра Казахстана от озера Тенгиз (это неверно). Омская картфабрика (9-й класс) очень подробно проработала карты нефтепроводов и газопроводов, указав даже «число ниток», и провела трубопроводы не только в пределах России (как «Дрофа»), и довела не только до границ бывшего СССР (как «Астрель»), но и вывела их в Европу, и даже показала газопровод «Голубой поток» в Турцию. Наконец свершилось!

Но нет совершенства! На картах нефтяной и газовой промышленности не названы месторождения нефти и газа, показаны лишь центры нефтепереработки и газопереработки. На карте угольной промышленности специальным знаком отмечены основные районы добычи угля, но они не подписаны. А это значит, не подписаны Кузбасс, Донбасс, Печорский бассейн, Канско-Ачинский, Южно-Якутский. Неужели составители думают, что знание этих основных районов добычи врожденное? Кроме того, Донбасс показан только в России, Караганда вообще не показана. А разве нет поставок угля и руды из Казахстана на Уральские заводы? Для нефти и газа показали связи с ближним зарубежьем (правда, нефть в Баку не показали — где же знаменитый «исторический подход» в географии?), а уголь — «не того поля ягода»? На районных картах месторождения подписаны, но на фоновой окраске их не видно. АСТ-Пресс Школа (9-й класс, 2004 г.) тоже вывела трубопроводы за границы России.

В атласе (8—9-й классы) Федеральной службы вообще нет отраслевых (промышленных) карт — и в этом он, несмотря на приличный уровень картографии, проигрывает новым сериям. Достаточно посмотреть на карту «Транспорт» — тоска заедает: все дороги, трубопроводы упираются в границу России — «граница на замке». Даже линию Транссибирской магистрали прервали на казахстанском участке. Нет в нем Восточно-Европейской равнины, ужасная климатическая карта. Лучше всего районные карты: во-первых, и физические, и экономические — в одном атласе; во-вторых, где это возможно — на одном развороте; в-третьих, в одном масштабе.

Атласы Омской картфабрики имеют весьма достойный внешний вид, демонстрируют хорошую картографическую культуру. Но мне кажется, что составители не понимают, для кого они эти атласы делают. Я подозреваю, что они делают карты «для себя», вернее — для своих студентов (или абитуриентов). Может ли ученик 8-го класса осилить содержание карты, где более 50 обозначений, где вводятся понятия, не используемые в школьных курсах (вместо смешанных лесов — «подтайга», а таежная зона делится на северотаежную, среднетаежную и южнотаежную, и в каждой из них разные породы деревьев, и все при этом разного цвета)? Как можно давать типы расселения (12 типов!), не дав вообще карты плотности населения, которая позволяет нам выделить три зоны расселения — главную полосу, северную и аридную (я рассматриваю все постсоветское пространство) — и соответствующие этим зонам типы расселения — сплошное, очаговое и оазисное. Знаю, как трудно сопоставить зоны расселения и типы расселения, связанные с производственной деятельностью, с характером местности (реки, инфраструктура) и природной зоной. Я думаю, что не каждый студент потянет такой материал. Хорошую карту «Экологическое состояние природной среды» бессмысленно давать, не дав размещения населения.

Особенно обидно за карты районов. Что там произошло с обозначением промышленности — понять невозможно. В легенде отрасли обрабатывающей промышленности (значки) обозначены цветом — вроде как обычно. Но оказывается, составители за нас уже сгруппировали некоторые отрасли — значков в легенде получилось из-за этого намного больше. Есть центры, где несколько отраслей — две, три и т.д., например: «топливная, химическая», «топливная, химическая, машиностроение», «черная металлургия, машиностроение», «цветная металлургия, машиностроение», «машиностроение, химическая, пищевая» и т.п. (примеры взяты с карты Центральной России). Ясно, что в результате такой комбинаторики можно получить огромное число картографических образов, и каждому такому сочетанию соответствует значок определенного цвета. «Если на карте 10 знаков, то число возможных комбинаций превышает одну тысячу (точнее, оно равно 1 023)» (А.М. Берлянт. Образ пространства. — М.: Мысль, 1986. — С. 69). Когда я это увидела, то поняла, что работать с такими картами я не смогу. И теперь меня мучает совесть, что я скажу детям, а главное, их родителям, когда дело дойдет до районов, ведь это я рекомендовала им купить этот атлас, рекомендовала «вслепую», не видя его. На уроках год-два я еще выйду из положения (у меня есть старые, те самые — ГУГКовские), хотя, конечно, истрепались изрядно, но детям ведь надо что-то рекомендовать для домашней работы; давать задания по разным атласам (мало ли, кто что купит?) невозможно.

Особый разговор об изображении рельефа на физических картах. Что-то странное происходит, вирус какой-то распространяется с небывалой скоростью. Уже давно, с началом перестройки, стали появляться «позеленевшие» карты: высотная ступень 200—500 м в шкале высот, вместо того чтобы быть светло-коричневой или желтой, окрасилась в зеленый цвет, то есть зрительно превратилась в низменность. Нас, учителей и наших учеников, всегда радовало, что на карте легко увидеть низменности (до 200 м), возвышенности (200—500 м): первый светло-коричневый цвет, и плоскогорья (выше 500 м). Теперь такого не будет. Держится только одна Омская картфабрика. Что произошло? Кто придумал?

И еще новомодные направления нашей картографии: надписи точечных объектов (городов, месторождений) стали делать не вдоль параллелей, как принято было в нашей картографии, а параллельно верхней и нижней рамкам карты; размещение значков тоже ориентировано не по градусной сетке, а по рамкам. Спрашивается, какая разница: надписи и значки (если они есть) «организованы» в определенном направлении, а в каком — неважно. Оказывается — важно. Это правило не дань традиции ради традиции, и относится оно к картам, где видно сближение меридианов (Северная Америка, Евразия, Россия). Если надписи на таких картах размещать горизонтально, то они приходят в противоречие с линиями сетки — карта как бы разваливается. Кроме того, надписи, идущие вдоль параллели, зрительно подчеркивают ее, что способствует правильному ориентированию объектов. Некоторые издания стали таким образом подписывать и площадные объекты. В результате положение объекта неправильно обозначается надписью и неправильно воспринимается учеником. Особенно злоупотребляют непродуманно размещенными надписями новая «Дрофа» и «Астрель». Так, Смоленско-Московская возвышенность оказалась расположенной к северу от верхнего течения Днепра (т.е. на Валдайской возвышенности) и к югу от Днепра, но не простирается к востоку через канал имени Москвы. А Среднерусская возвышенность занимает только ее южную часть (к югу от истока Оки).

Любить учеников, любить свой предмет и любить истину, не отдавая никому предпочтения в этой триаде, — вот жизненная позиция Е.С. Антонюк. Елена Степановна известна географическому сообществу страны как автор внимательных, дельных и нелицеприятных разборов существующих учебников и учебных пособий. Ее критические (порой острые) рецензии, иногда вызывающие раздражение создателей произведений, заслуживших критику, направлены лишь к одной цели — чтобы географическое образование, которому Заслуженный учитель России отдает столько сил, было хорошим.
То есть доступным, приятным и полезным для учеников.
То есть реализующим наши географические идеи.
То есть достоверным, не грешащим против истины.
Но что видят наши дети на картах атласов, которыми вынуждены пользоваться на уроках?
Иногда ничего, потому что карта перегружена, донельзя уменьшена и буквально забита «дополнительным материалом».
Иногда не то, что есть на самом деле, потому что создателей карты интересовала не достоверность (истина), а рентабельность производства.
Иногда — головоломку, потому что карта по содержанию заведомо неусвояема подростками.
Иногда они смотрят на карту как бы сквозь замочную скважину, но не могут увидеть всего, потому что нет ключа: легенда из рук вон плоха.
Иногда видят что-то, но не могут за видимостью разглядеть, нащупать географические идеи, потому что основа всей географии — хорошие физические карты — исчезают в атласах для старших классов.
Как быть? Учительское профессиональное сообщество должно воздействовать на легкомысленных авторов, составителей и издателей карт. Формулировать общественную рекламацию и общественный заказ на нужный и хороший продукт.
Дорогой читатель, ваше мнение, ваши замечания о главном средстве обучения географии (а это атлас, и еще раз атлас; у учебника здесь третьестепенная роль) присылайте в газету. Обсуждение продолжается.


* В связи с этим не могу не отметить карту «Древнее оледенение» в атласе (8-й класс) Омской картфабрики, где показано только максимальное оледенение (покровное и горно-долинное). Ареал оледенения показан на запад от России — в странах нового и дальнего зарубежья: южная граница ледника проходит через Украину, Польшу, Германию. Я думаю, никто нам не пришлет ноту за нарушение государственных границ. Вот с этой картой можно работать и даже рассказать об отложениях, о влиянии оледенения на рельеф.

** Я бы на месте начальников дала премию тому, кто придумал эти знаки.