Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2006

От первого лица


ЕГЭ по географии: как это делается

Л.Е. ПЕРЛОВ
член предметной комиссии Единого государственного экзамена по географии
Москва

Простой поиск в «Яндексе» по запросу о ЕГЭ — едином государственном экзамене — выдает ошеломляющий результат: не менее 1 622 сайтов, 42 125 страниц! В книжных магазинах литература по ЕГЭ давно выделена в отдельные разделы, настолько велико ее количество. Но далеко не всегда ему сопутствует соответствующее качество.
В большинстве своем и эта литература, и материалы в Интернете содержат варианты заданий, использовавшихся в ЕГЭ предыдущих лет, либо аналогичные им.

При подготовке к сдаче экзамена будущий выпускник частенько закупает все, что удается на эту тему найти, после чего все это подряд решает.
В некоторых сборниках содержатся и ответы — это упрощает работу. Эффективность такой подготовки, как правило, невелика, но ничего другого не предлагается. Разумеется, подготовку к ЕГЭ проводят учителя в школах, но их возможности также не слишком велики. В лучшем случае, кроме тех же источников информации, учитель получит определенную подготовку на тематических курсах повышения квалификации, однако обучить таким образом всех учителей вряд ли возможно; для этого потребуется еще несколько лет.

Как известно любому ребенку, существует замечательно эффективный способ узнать, как устроен механизм, особенно дорогой: его следует разобрать, чтобы посмотреть, что там внутри. Попробуем разобрать механизм ЕГЭ по географии и посмотрим, как он устроен. Я не собираюсь ни ругать, ни защищать принципы организации и целесообразность проведения единого экзамена. Но как один из тех, кто разрабатывает эти задания, попробую рассказать о том, как это делается.

Отправной документ — Спецификация экзаменационной работы. Она составляется ежегодно и утверждается в Министерстве науки и образования РФ. Спецификация определяет основные характеристики будущих заданий; здесь же обозначается основной «скелет» КИМов (контрольно-измерительных материалов) — распределение их по уровням, количественное соотношение заданий базового (А), повышенного (В) и высокого (С) уровней сложности. Спецификация устанавливает также, какие типы тестов могут быть использованы для заданий того или иного уровня. Так, спецификацией ЕГЭ 2005 года было установлено, что всего в каждом варианте КИМов будет 50 заданий, в том числе: 32 — в части А (задания с выбором ответа), 12 — в части Б (задания с кратким ответом) и 6 — в части С (задания с развернутым ответом). В 2006 году число заданий в части С увеличивается на одно, в части А — уменьшается на одно.

Каждому разделу программы присваивается трехчленный числовой код. Например, раздел «Особенности географического положения материков и их частей» — код 2.10.3. Специальный документ — кодификатор содержит перечень тем и разделов с указанием их кодов.

Для разработчиков самая важная часть Спецификации — обобщенный план будущей экзаменационной работы. В нем перечислены пронумерованные позиции от А1 до С6 или С7. Каждая позиция соответствует определенному коду кодификатора. Позиции с одним и тем же кодом встречаются в частях А, В и С. Таким образом, знания по тем или иным особо значимым разделам проверяются не только на базовом, но также на повышенном и высоком уровнях. Здесь же указываются уровни сложности заданий, тип конструкции теста, ожидаемый процент выполнения по конкретному заданию, а также максимальный балл за его выполнение. Для заданий базового уровня это один балл, для повышенного уровня — до двух, для высокого уровня — до трех баллов.

В ЕГЭ используется несколько типов конструкции тестов. Для заданий базового уровня сложности (часть А), как правило, это задания с выбором ответа. Отвечающему предлагается выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос из четырех предлагаемых вариантов. Это классика тестирования, такого типа задания наиболее распространены и известны. Вот пример (все примеры, которые используются в этой статье, взяты из демонстрационной версии ЕГЭ 2006 года).

Основные запасы пресной воды на Земле сосредоточены в

1) озерах

2) реках

3) ледниках

4) подземных водах

Вот более сложный вариант такого теста, но конструкция его такая же.

В каком из высказываний содержится информация о процессе урбанизации в России?

1) В настоящее время в городских агломерациях сосредоточено уже более половины городского населения России.

2) Большинство городов России расположены в главной полосе расселения.

3) Численность населения России последние десять лет постепенно сокращается.

4) Численность населения Европейской части России с 30-х годов прошлого века к настоящему времени возросла на 45%.

В качестве материала для размышления для заданий базового уровня могут предлагаться фрагменты карты.

Какой буквой на фрагменте карты России обозначена река Енисей?

1) А 2) В 3) С 4) D

Задания повышенного уровня сложности (часть В), а также одно-два задания части А могут быть сформулированы иначе. Конструкция этих тестов должна подразумевать краткий ответ — слово, словосочетание, число, последовательность букв. Используются, например, задания на установление соответствия двух элементов.

Установите соответствие между территорией Земли и исследователями и путешественниками, которые ее исследовали.

Территория

1) Антарктида

2) Алеутские острова

3) Центральная Азия

Путешественники

А) Ф. Магеллан и Марко Поло

Б) В. Беринг и А. Чириков

В) Р. Амундсен и Р. Скотт

Г) П.П. Семенов-Тян-Шанский и Н.М. Пржевальский

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3
     

Задания части В этого типа также могут содержать фрагменты карты.

Установите соответствие между субъектом Российской Федерации и буквой, которой он обозначен на фрагменте политико-административной карты страны.

Субъект РФ

1) Псковская область

2) Мурманская область

3) Оренбургская область

Буква

А) А

Б) Б

В) В

Г) Г

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1 2 3
     

В части В используются задания, требующие выбора объектов из массива выборки по заданному критерию. Вот пример такого задания.

Выберите три вида транспорта, доля которых в грузообороте России наиболее велика.

А) морской

Б) речной

В) железнодорожный

Г) трубопроводный

Д) автомобильный

Е) воздушный

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания.

Некоторые задания предусматривают необходимость ранжирования перечисленных объектов в соответствии с указанным критерием.

Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них уровня урбанизации.

А) Египет

Б) Мексика

В) Эфиопия

Г) Бельгия

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

1 2 3 4
       

Задания высокого уровня сложности, содержащиеся в части С, требуют развернутого ответа. Например, обоснования содержащегося в задании утверждения.

Почему в Уральском экономическом районе остро стоит проблема нехватки воды? Одна из причин — воды рек Урала сильно загрязнены.

Укажите еще две причины.

В некоторых случаях для ответа требуется проанализировать статистическую информацию, сделать выводы и аргументировать свой ответ.

Используя приведенные в таблице данные для стран А и Б, определите страну, в которой доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины более высокой доли пожилых людей в населении этой страны.

Демографические показали стран А и Б

Показатели Страна А Страна Б
Общая численность населения, млн чел. 19,8 38,8
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел. 4,0 10,4
Численность населения в возрасте от 15 до 65 лет, млн чел. 13,2 24,6
Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел. 2,6 3,8
Рождаемость, ‰ 12,6 17,5
Смертность, ‰ 7,3 7,5
Сальдо миграций (на 100 жителей) + 4,0 + 0,6
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 80,1 75,5

В соответствии с требованиями Спецификации составляются варианты КИМов. Каждый вариант — это полный комплект, 50 заданий. Для ЕГЭ 2005 года было подготовлено 20 вариантов. Все варианты комплектуются так, чтобы уровень сложности их был одинаков. Каждое задание (А1, А2 и так далее) включается в вариант в соответствии с кодом. Таким образом, различаются они не структурой, а только конкретными заданиями. Содержание сбалансировано по количеству заданий, содержащих картографические материалы.

Несложно подсчитать, что только для ЕГЭ-2005 потребовалась 1 000 заданий. Откуда же они берутся? Тем более что единый экзамен в порядке эксперимента проводится с 2002 года. Основной источник — единая база данных. Сегодня она содержит более 60 тысяч заданий различной конструкции и уровня сложности. Разумеется, не все они пригодны для включения в варианты КИМов. Так, не включаются вопросы, выходящие за пределы школьной программы. Также непригодны задания, допускающие возможность неоднозначного ответа. Случается, что один и тот же вопрос по-разному трактуется авторами различных учебников. Так, наблюдательные учителя, по всей вероятности, заметили, что в КИМах отсутствует термин «Волго-Вятский экономический район», а также вопросы, требующие применения этого понятия. Можно спорить о целесообразности выделения и изучения этого района. Но совершенно бесспорно одно — этот район отсутствует в системе районирования, приведенной в учебнике под редакцией А.И. Алексеева. Поскольку для очень многих школ этот учебник является основным, было бы неверно требовать от детей соответствующих знаний, которые им просто негде было получить.

Не включаются в КИМы и те задания, которые были опубликованы в открытой печати, приводились, например, в демонстрационных версиях или использовались в методических пособиях для подготовки к ЕГЭ. Получается, что массив выборки не так уж и велик. Поэтому база постоянно пополняется новыми заданиями. В комплекты КИМов новые задания включаются каждый год. Входившие ранее в состав КИМов задания проходят статистический анализ по нескольким тестологическим критериям. Один из них — реальный процент выполнения. Задания, имеющие низкий процент выполнения в предыдущие годы, требуют особо внимательного анализа. Необходимо объяснить причину низкого уровня ответов: недостаточное внимание к данному материалу в процессе изучения, недостаточная четкость формулировки, сложность и т.д. Такие задания, если они не имеют особой значимости, могут не включаться в содержание ЕГЭ. Впрочем, не всегда. Но если данная информация является значимой и обязательной для усвоения, задания, проверяющие ее наличие, могут быть включены в экзаменационные варианты. Это важно, так как если мы будем постоянно исключать задания с невысокими статистическими показателям, мы тем самым выводим те или иные разделы курса из процесса подготовки к экзамену. Как следствие, эти вопросы просто перестают рассматриваться и при изучении курса. В то же время практика показала, что присутствие тех или иных вопросов (тем) в материалах ЕГЭ стимулирует их изучение и усвоение. Так произошло, например, с заданиями на определение направлений по фрагменту карты.

Итак, «черновой» комплект заданий сформирован. Но это не конец работы, а в сущности — начало. В первые годы проведения эксперимента по ЕГЭ, например в 2003 году, его материалы по географии вызывали настоящий шквал критики, причем сплошь и рядом вполне заслуженной. В основном предъявлялись претензии в части некорректности вопросов, а также содержащихся в них многочисленных фактических ошибок. Одна из таких публикаций, причем весьма резкая и нелицеприятная, принадлежит и автору данной статьи. В 2005 году по содержанию заданий претензий уже практически не было. Хочется надеяться, что созданная и отработанная за годы эксперимента система контроля и проверки качества заданий для ЕГЭ наконец начала эффективно работать. Задания проходят несколько стадий контроля. Их проверяют перед внесением в базу данных. Их еще раз проверяют перед тем, как включить в рабочие варианты КИМов. При необходимости разработчиками вносятся необходимые коррективы. Скомплектованные начерно варианты проверяются специалистами-тестологами на предмет допустимости и целесообразности их использования в качестве КИМов.

Несколько экспертов, физико- и экономикогеографов, просматривают задания, подтверждая достоверность их содержания с точки зрения географической науки, учителя и методики — с точки зрения соответствия стандарту. Все замечания, сделанные экспертами, документируются. В спорных случаях привлекаются дополнительные эксперты, часто принимается коллективное решение по тому или иному заданию или по его формулировке. Если согласованное решение принять не удается, задание удаляется из комплекта и заменяется аналогичным из базы либо составленным вновь и внесенным в базу. Специалисты-разработчики и эксперты — разумеется, разные люди. Рабочие варианты многократно распечатываются и вычитываются. Каждый комплект заданий должны просмотреть не менее двух разработчиков, не считая того, кто этот комплект составил.

В короткой статье, конечно, невозможно сколько-нибудь подробно рассказать о столь сложном и многоэтапном процессе, как подготовка заданий для ЕГЭ. Да это, пожалуй, и не нужно. В конце концов, любитель вкусно поесть, как правило, совершенно не интересуется технологией приготовления утки по-пекински. А то недолго и аппетит потерять. Точно так же, потребителей нашей продукции в конечном счете интересует результат — корректные, непротиворечивые, эффективно работающие КИМы. тем не менее общее представление о механизме их создания, полагаю, небесполезно учителям, готовящим своих учеников к сдаче ЕГЭ по географии.