Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2006

Cлова нужны для того, чтобы выражать смыслы


Словарная работа
на уроках географии в 6—7 классах

Л.М. БУЛГАКОВА
учитель географии гимназии № 6,
г. Губкин Белгородской обл.

В процессе обучения географии учащимся 6—7-го классов надо усвоить большое количество новых географических терминов и названий. Что же представляют собой новые слова, которыми им надо овладеть?

Во-первых, это термины, означающие понятия разной степени обобщенности: горизонт, план, масштаб, низменность, возвышенность, равнина, исток, устье, бассейн, водораздел, порог, землетрясение, вулкан, гейзер, выветривание, оазис, барханы и др. При объяснении значения этих слов учащиеся делают смысловые ошибки: считают равниной только идеально ровную поверхность, атмосферу определяют как воздух и т.д.

Во-вторых, это названия океанов, морей, рек, озер, заливов, проливов, материков, островов, полуостровов, населенных пунктов, народностей, стран и т.д.

В названиях учащиеся допускают чаще всего неправильные ударения, например, в словах Баренцево (море), Берингово (море), и различные искажения. Сложные для учащихся в фонетическом отношении слова искажаются по образцам знакомых слов: Антарктида — по аналогии с антракт, Ботнический (залив) переименовывается в Ботанический по аналогии с ботаникой, группы гласных и согласных переставляются так, чтобы удобнее их было произносить.

Таким образом, различные по смысловой и фонетической сложности термины требуют разных методов словарной работы. К сожалению, далеко не каждый учитель владеет способами анализа слова и уделяет словарной работе достаточно времени и внимания.

Обычный порядок введения новых терминов таков:

1. Термин вводится в процессе объяснения материала по новой теме.

2. Значение термина раскрывается до рассказа учителя или (чаще) в процессе рассказа.

3. Учащиеся записывают новый термин на данном уроке и закрепляют его значение на последующих. Новое слово учитель четко пишет на доске, выделяя трудные орфограммы цветным мелом и голосом, заранее предупреждает возможные ошибки: «Мис-су-ри — буква с повторяется два раза».

Удобен для словарной работы небольшой стенд из плотной бумаги или картона размером 40 x 50 см с кармашками. В них учитель вставляет полоски бумаги с новыми словами, написанными тушью, трудные орфограммы выделены другим цветом.

Способы объяснения слов зависят от их происхождения и сложности. Самое интересное и плодотворное для ребят занятие в этой работе — этимологический анализ слов. Стоит только учителю задать вопрос: «От какого имени произошло название Атлантический океан?» — как учащиеся тотчас же вспомнят миф об Атланте, который они слышали на уроках истории Древнего мира, и распространенная речевая ошибка в этом классе не повторится.

В тех школах, где изучается английский язык, можно предложить учащимся сделать перевод некоторых английских названий на русский язык. Таким образом слово прочно запоминается, а между отдельными учебными предметами устанавливаются связи.

Морфологический анализ нового слова полезен в том случае, когда он наиболее экономно подводит учеников к раскрытию смысла термина («Найдите в слове водоупорный корни и определите таким образом его значение»).

Фонетический анализ необходим всегда, если слова сложны по звуковому составу: «В слове Лабрадорское (течение) после б идет буква р».

Работа над многозначностью слова и паронимами (словами, схожими по звучанию) предупреждает смешение терминов. Например, многозначное слово «колония» хорошо запоминается, если учитель предложит учащимся вспомнить все известные его значения.

Закрепить новую лексику можно с помощью нескольких приемов.

Выделение новых терминов. Если словарь ведется в алфавитном порядке, учащимся предлагается выписать все новые слова, относящиеся не только к изучаемой теме. Возможен и другой вариант: после своего рассказа учитель предлагает школьникам найти в учебнике те названия, которые он не упомянул, и указать соответствующие объекты на карте. Все это воспитывает у учащихся способность к анализу.

Классификация пройденного материала. Например, все географические названия какого-то материка разнести по следующим рубрикам:

а) моря;

б) реки;

в) страны;

г) зоны;

д) крупные месторождения полезных ископаемых и т.д.

Этим достигается систематизация знаний, и учащиеся овладевают приемом обобщения.

Объяснение понятий и терминов. Чтобы учащиеся сознательно усвоили термины и понятия, им предлагаются постепенно усложняющиеся задания для самостоятельной работы.

1. Соединить слово с его определением. До урока на переносной или классной доске учитель чертит несколько квадратов. В одних квадратах написаны слова, в других — их определения. Квадраты обозначены цифрами, которые учащиеся записывают в тетрадь попарно так, чтобы слово соответствовало его определению.

Например, записаны: 1 — пойма, 2 — муссон, 3 — часть речной долины, затапливаемая в половодье; 4 — ветер, меняющий направление по сезонам.

Учащиеся записывают: 1—3; 2—4.

2. Вставить общее слово. На доске написано определение с пропущенным родовым признаком. Например, «Бархан — это ... из песка, отложенного ветром». Учащиеся должны вставить родовое понятие — «холм» или «повышение». При такой словарной работе предупреждается распространенная ошибка — пропуск родового слова.

3. Дописать существенные признаки*. Например, бассейн — местность ... , полуостров — часть суши ... Задание усложнено, потому что родовые понятия учащимся установить легче, чем видовые отличия.

Словарные диктанты. В методической литературе по географии известны различные виды диктантов, мы остановимся на некоторых.

1. Комментированный диктант. Учитель называет географический объект. Ученик-комментатор дает определение объекта и показывает его на стенной карте. Учащиеся вслед за комментатором отыскивают название на картах, а потом записывают его вместе с определением или необходимыми пояснениями в тетрадь.

2. Объяснительный диктант с последующей записью на доске. Учитель диктует классу первое слово, например, тропики. Учащиеся записывают его и самостоятельно дают определение: «Тропики — это граница положения Солнца». В то время как диктуется второе слово, к доске выходит ученик и записывает на ней определение первого слова и т.д.

3. Работа над многозначностью слов. Например, объяснить известные значения слов: колония, бассейн, порог.

Новое слово и связанное с ним понятие учащиеся запомнят только в том случае, если они смогут сознательно употребить его в связной речи. Самый простой пример закрепления новых слов — придумывание с ними предложений.

Для того чтобы учащиеся активно работали на уроке, им можно предложить вести взаимооценку своих ответов: правильности и полноты ответа, речевых недостатков. Таким образом ни одно искаженное слово не останется незамеченным.

Ведение учетных листков на последней страничке в тетради по географии — эффективное средство борьбы за речевую грамотность. Слушая ответ учащегося, учитель записывает слова, в которых сделаны ошибки, в его учетный листок. Это могут делать и ученики-контролеры. Преимущество этого приема перед устным замечанием учителя несомненно: ученик спокойно отвечает, его ответ не перебивается.

Хорошие результаты дают словарные пятиминутки, которые проводятся на уроке. Из газет и радио учащиеся узнают много новых названий. На словарной пятиминутке они спрашивают учителя о расположении нового для них географического объекта, о происхождении его названия, иногда по заданию учителя сами разыскивают по картам новые объекты, раскрывают их смысл, а потом рассказывают об этом. Такая работа воспитывает внимание к слову.

При завершении больших тем можно предложить учащимся составить вопросники по изученному материалу. На уроке к доске вызываются по два ученика. Один — задает вопросы, другой — отвечает. Задания могут быть различные: показать на карте объект, сравнить его с другими, написать какое-либо название на доске, угадать его по ряду признаков, объяснить происхождение слова, придумать с ним предложение и т.д. Если школьники научились составлять хорошие вопросники, такой обобщающий урок пройдет живо и интересно.

Повторение терминологии в разнообразных географических играх также дает положительный результат.


* Предполагается, что учитель ранее проводил с учащимися работу по выделению существенных и несущественных признаков предметов, явлений.