Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2006

Опыт


Социальный проект
«Озеро напротив»

В.П. МАХАТКОВА
консультант проекта,
учитель географии СШ № 5 г. Клинцы
Брянская обл.

Группа учеников 9-го класса работает над социальным проектом «Озеро напротив».

Цель проекта: привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения озера.

Воспитательные задачи: развитие навыков общественной деятельности, формирование бережного отношения к природе.

План работы

1. Беседа консультанта с учащимися о проблемах экологии, в частности, об отношении к водным богатствам страны.

2. Рассмотрение методики интервьюирования компетентных людей.

3. Занятие по обществознанию: «О структуре муниципальных органов власти».

4. Занятие по русскому языку: «Правила составления анкеты, обращения в высшие инстанции», «Написание обращения к общественности через СМИ».

5. Опрос жителей по пунктам анкеты.

6. Составление плана интервью и выбор лиц, которых нужно интервьюировать.

7. Интервью с компетентными людьми.

8. Обработка результатов анкетирования и интервьюирования.

9. Выработка вариантов решения проблемы.

История образования озера

В начале XVIII в. здесь добывали глину для использования в строительстве первых зданий нашего города. Позднее в этом углублении забили ключи и заполнили его водой, но ключей было недостаточно, и образовалось болото.

В начале XIX в. поселился богатый человек; чтобы облагородить свое имение, он избавился от болота, и на его месте появился пруд.

В 60-е годы XIX в. была проложена труба для заполнения котлована водой, запустили мальков. Водилось много рыбы. Жители с удовольствием рыбачили, купались. Очисткой пруда занимались постояльцы богадельни.

В конце XX в. из-за нехватки средств швейная фабрика отказалась от очистки озера, и с тех пор оно засоряется.

Анкета

Вопросы

% ответивших

1. Вы часто проходите мимо озера возле школы?
• Ежедневно 63
• Часто 25
• Иногда 12
2. Вы обращаете внимание на внешний вид и санитарное состояние озера и территории возле него?
• Да 58
• Иногда 23
• Бывает 12
• Нет 7
3. Как изменилось состояние озера за последние годы?
• Не изменилось 2
• Стало лучше 0
• Стало хуже 79
• Стало катастрофическим 19
4. Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
• Очистить озеро 89
• Проводить агитационные беседы 3
• Не сорить 8
5. Как вы относитесь к тому, чтобы очистить озеро?
• Негативно 0
• Безразлично 15
• Положительно 85
6. Кто должен заниматься этой проблемой?
• Администрация города 45
• Администрация школы 2
• Местное управление жилищно-коммунального хозяйства 28
• Жители района 17
• Спонсоры 8

Интервью по проблеме загрязнения озера

 

Кто берет интервью Баликунис Наталья Шевцова Евгения Баликунис Наталья
Дата 15.02.06 10.02.06 10.02.06
Фамилия, имя, отчество интервьюируемого Маслиевич
Елена Витальевна
Бородавкин
Дмитрий Викторович
Гончаров
Михаил Михайлович
Должность Заместитель начальника Госпотребнадзора Специалист по охране окружающей среды при администрации города Заместитель главы администрации города
Вопросы
Насколько важна проблема в городе? Проблема вашего озера не так остра, как другие. В нем никто не купается, не бывает большого скопления людей. Проблема важна, так как любой водоем в черте города — это и большой плюс экологии и эстетике города, и потенциальная опасность. Проблемы экологии очень важны, особенно в нашей радиационной зоне.
Должна ли эта проблема рассматриваться органами власти? Да, так же, как и все экологические проблемы. Однозначно — должна. Затягивание решения этой проблемы не может продолжаться долго: возможно серьезное ухудшение экологической ситуации. Да. Весной этот вопрос будет вынесен на заседание совета по гражданской обороне.
Должен кто-либо нести ответственность за решение этой проблемы? Почему? Ваше озеро не имеет никакого статуса, не стоит на учете в Роспотребнадзоре. Пока не определен конкретный «хозяин» озера, ответственность должна взять на себя городская администрация. Конечно, должен. Это находящиеся вблизи предприятия, учреждения, уличные комитеты.
Насколько разработано законодательство для решения данной проблемы? Все очень сложно. Ведь даже если вы подали заявку на анализ воды, кто будет платить 1,5 тыс. рублей за эту работу? Законодательство на федеральном уровне существует, но механизм его реализации в конкретном случае не совсем ясен. Законодательство есть, но нет финансовой базы для решения всех проблем.
Какие разногласия по этой проблеме или способам ее решения существуют в городе? Все должно решаться законодательно. Подать заявление, запрос в городской совет для выделения средств на решение вашей проблемы. Наиболее важный вопрос — определение ведомственной или иной принадлежности озера. В связи с реалиями экономической ситуации в городе и на близлежащих предприятиях — именно здесь и кроются разногласия. Первое, что мы сделаем, — определим принадлежность озера предприятию. Далее будем искать средства для его очистки, а это порядка 5 млн рублей.

Варианты решения проблемы

1. Выявление злостных загрязнителей озера.

2. Выпуск и распространение среди жителей района агитационных листовок.

3. Конкурс рисунков «Чистое озеро» с целью развития гражданских качеств у учащихся.

4. Организация санитарных пятниц.

5. Написание заметки в средства массовой информации.

6. Просьба к администрации города закрепить пруд за предприятием.

7. Обращение к председателю совета депутатов о выделении финансовых средств на очистку водоема возле школы.

8. Пропаганда культуры природной безопасности и чистоты окружающей среды.