Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2006

XV Всероссийская олимпиада


Задача 7. Этномозаика

Автор задачи — А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
канд. геогр. наук, доцент
Московского педагогического государственного университета,
президент Российской ассоциации учителей географии

Автор задачи выступает на разборе спустя два дня после проверки: «Складывается печальное впечатление, что школьники разучились читать»

Этнический состав населения этой части материка разнообразен. Соседствующие народы принадлежат к разным расам, исповедуют различные религии, говорят на разных языках и имеют различные системы письменности.

Определите, каким этническим ареалам на карте соответствуют описания народов (или групп народов), которые приведены ниже. Как называются народы, населяющие каждый из ареалов, в каких странах они проживают, на каких языках говорят и какие религии исповедуют? Ответьте также на дополнительные вопросы. Ответ оформите в виде таблицы.

Буквенное обозначение народа № ареала на карте Название народа (группы народов) Страна (страны) проживания Язык (языки), на котором говорят жители Допол-
нительный вопрос 1
Допол-
нительный вопрос 2
А            
Б            
...            
М            

 

Группу, проверяющую седьмой вопрос, пришла подбодрить доктор пед. наук И.И. Баринова

Группу, проверяющую седьмой вопрос,
пришла подбодрить доктор пед. наук
И.И. Баринова

ОПИСАНИЯ НАРОДОВ
и дополнительные вопросы

А. Некогда язык этого народа был языком дворян и знати. Сегодня на нем говорит большинство населения страны, где этот народ в основном проживает. Письменность основана на собственной графической основе. Подавляющее большинство верующих — монофиситы (относятся к коптской церкви).

Дополнительный вопрос 1: Мировой центр происхождения какой тонизирующей сельскохозяйственной культуры находится в этом ареале?

Дополнительный вопрос 2: Кто из наших соотечественников был награжден в 1901 г. Русским географическим обществом серебряной медалью за путешествие к соленому озеру, расположенному на краю этого ареала?


Б. Проживают на юге арабской страны и на севере соседней страны Тропической Африки, где расположена одноименная с их общим названием пустыня. Исторический ареал расселения изменился после сооружения плотины крупной гидроэлектростанции — людей пришлось отселять из зоны затопления. Современная письменность построена на основе арабской графики, вытеснившей древний коптский алфавит.

Дополнительный вопрос 1: Как называются гидроэлектростанция и водохранилище, подпираемое её плотиной?

Дополнительный вопрос 2: Как звали представительницу этого народа, которая правила в Древнем Египте и отличалась необычайной красотой?


В. Название народов этой группы переводится как «люди». Общая их численность превышает 150 млн человек. Для многих характерно двуязычие или многоязычие, один из самых распространенных языков — суахили. Еще до прихода колонизаторов они умели выплавлять медь и железо.

Дополнительный вопрос 1: Как называется всемирно известный водопад на реке, пересекающей южную часть этого ареала, и кем он открыт?

Дополнительный вопрос 2: Приведите пять названий народов, входящих в эту группу.


Г. В этом ареале на территории двух небольших стран-соседей совместно проживают два субэтноса. Представители первого — низкорослые земледельцы — составляли коренное население. Вторые — высокорослые кочевники — пришли на эту территорию значительно позже, но подчинили себе первых. После падения колониального режима между двумя этими субэтносами возник этнический конфликт с многочисленными жертвами и беженцами.

Дополнительный вопрос 1: На территории какой страны находится исток великой реки, наиболее удаленный от ее устья (если расстояние от истока до устья считать по прямой)?

Дополнительный вопрос 2: Кто открыл озеро, в которое впадает исток этой реки, и дал ему современное название?


Д. Общее название народов этой группы происходит от греческого слова, переводимого как «кулак»; об их малом росте писал еще Гомер. Образ жизни этих людей мало изменился с тех далеких времен.

Дополнительный вопрос 1: С какими особенностями мест обитания этих народов связан их малый рост?

Дополнительный вопрос 2: Что угрожает существованию их первобытной цивилизации?


Е. Бесписьменный язык этого народа относится к нило-сахарской языковой семье. В отличие от девушек, которые бреются наголо, высокорослые воины носят на голове косички. Их тело украшают шрамы по числу поверженных врагов или убитых на охоте диких животных.

Дополнительный вопрос 1: Каково основное хозяйственное занятие этого народа и что составляет основу его продовольственного рациона?

Дополнительный вопрос 2: Какой всемирно известный национальный парк находится вблизи ареала проживания этого народа?


Ж. В отличие от соседей, у представителей этого народа глаза с узким разрезом и складкой во внутреннем углу для защиты от песка и слепящего солнца. Общаясь между собой, они щелкают языком и свистят с закрытым ртом; звуки произносят горлом, с участием мышц живота и груди.

Дополнительный вопрос 1: С каких европейских языков название этого народа переводится как «люди леса» или «люди кустарника»?

Дополнительный вопрос 2: Каковы особенности среды обитания этого народа и как они повлияли на характер его традиционной хозяйственной деятельности?


З. Этот народ переселился на территорию современного ареала проживания из района Африканского Рога в середине XIX в. Его представители преобладали в армии существовавшего здесь тогда царства и занимали важные посты при дворе императора. Свыше половины верующих — мусульмане-сунниты.

Дополнительный вопрос 1: Какие иные религии распространены у этого народа?

Дополнительный вопрос 2: Как называлось государство, которому служили представители народа?


И. Скотоводы-кочевники. Разводят верблюдов, меньше — крупный рогатый скот. Составляют основную часть населения одноименной страны.

Дополнительный вопрос 1: Между какими тремя метрополиями был поделен исторический ареал расселения этого народа к ХХ в. и как назывались эти три колонии?

Дополнительный вопрос 2: Какую религию исповедует этот народ?


К. Проникли на эту территорию с крупного полуострова соседнего континента. Постепенно смешивались с местным населением, которому привили свою религию.

Дополнительный вопрос 1: В какую империю частично входил ареал расселения этого народа в XIX в.?

Дополнительный вопрос 2: Какую техническую сельскохозяйственную культуру выращивают представители этого народа, занимающиеся земледелием?


Л. Устаревшее название этого народа — «ньям-ньям», что на языке соседей означает «пожиратель». Путешественники отмечали здесь явные признаки каннибализма — шеи воинов украшали ожерелья из человеческих зубов. В 1894—1897 гг. в западной части ареала поднялось восстание против колонизаторов.

Дополнительный вопрос 1: Против какой метрополии было поднято восстание?

Дополнительный вопрос 2: Водоразделом каких бассейнов служит одноименное с названием народа плоскогорье?


М. Представители этой группы народов — одни из самых высоких людей на Земле; принято считать, что они отличаются самым черным цветом кожи на планете. Сохраняют традиционное хозяйство — разведение крупного рогатого скота, примитивное земледелие и рыболовство.

Дополнительный вопрос 1: С какой великой рекой связано название этих народов?

Дополнительный вопрос 2: С каким из народов, населяющих соседние ареалы, представители этого народа вовлечены в один из самых кровопролитных современных конфликтов?

Система оценки

Элемент задачи Баллы
За правильное определение соответствия народ—ареал (три первых столбца таблицы) по 1 (всего до 12)
За верное определение стран проживания и языков (два последующих столбца) по 0,1 за каждый столбец (всего 0,2 х 12 = 2,4)
За ответы на дополнительные вопросы (два последних столбца) по 0,25 за каждый вопрос (всего 0,5 х 12 = 6)
Итого до 20

Ключ

Комментарий жюри

Вопрос выбрали 138 школьников.

Типичная ошибка — несоответствие ареалов на карте описаниям в задании. Тогда даже правильные ответы на дополнительные вопросы неверно привязывались к карте.

Многие школьники, к сожалению, недостаточно хорошо умеют пользоваться тематическими картами атласа. Мало знают об истории исследования Африки, теряются в именах путешественников. С трудом связывают карту народов Африки с политической картой, а тем более — с этапами формирования политической карты Африки.

Е.Р. ХОХЛОВА,
канд. геогр. наук, доцент Тверского государственного университета;
А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ;
Л.В. МУРАВЬЕВА,
ст. преподаватель ТвГУ;
А.А. ДОРОФЕЕВ,
канд. геогр. наук, доцент ТвГУ;
Т.В. АВЕРЬЯНОВА,
ст. преподаватель ТвГУ