Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2006

Дистанционное обучение


ЗАОЧНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

О.В. Крылова. Как научить школьников выражать географические идеи
(развитие речи на уроках географии)
(72 часа; публикуется в «Географии» с сентября; индекс 04-003)

КРЫЛОВА Ольга Вадимовна — доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО, автор учебников «Физическая география. 6 класс», «Материки и океаны. 7 класс», обеспечивающих развивающее обучение и признанных победителями конкурса Национального фонда подготовки кадров, а также многочисленных учебных и методических пособий по географии. Стаж работы учителем более 25 лет.

Систематическая работа над речью — непременное условие не только успешного усвоения знаний и умений по географии, но и общего интеллектуального развития школьников. А еще эта работа может быть очень интересной и ученику, и учителю.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Уровень речевого развития учащихся — одно из условий успешного обучения. Но кто и как развивает речь ученика? Бытует мнение, что это и прерогатива, и обязанность учителей-словесников, а у других предметников и специального времени для такого обучения нет. При этом редкий урок географии обходится без устных ответов учащихся и записей в тетрадях.

Цель курса — разобраться вместе с коллегами-географами, что представляет собой речевая деятельность ученика на уроках; понять, почему многие школьники неохотно отвечают устно, а их письменные работы оставляют желать лучшего; найти способы выхода из ситуации. Традиционные работы по географии — описания и характеристики объектов и явлений, объяснения взаимосвязей (временныRх, пространственных, причинно-следственных и др.) — одновременно являются формами устной или письменной речи и, следовательно, должны рассматриваться учителем не только с узко «предметных» позиций.

Курс опирается на постулат: речь является формой существования мысли. Следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность, и вопрос в том, как организовать ее средствами школьной географии.

В лекциях учителю предлагается методика организации учебной познавательной деятельности учеников в процессе решения учебных задач, основанных на специально разработанном содержании — учебных и художественных текстах, рисунках и репродукциях, картах.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из задач учителя-предметника. Виды речи. Устная речь: грамматическая структура и формы высказывания. Содержание и формы, анализ и оценивание устных ответов по географии.

Лекция 2. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся. Роль теоретических знаний в формировании картографических умений. Дидактические возможности школьных атласов и контурных карт. Использование исторических карт в обучении географии. Учебные картографические проекты по географии.

Лекция 3. Письменные работы по географии. Письменная речь: грамматическая структура и формы высказывания. Письменная речь как результат специального обучения. Содержание и формы, анализ и оценивание письменных работ по географии.

Лекция 4. Чтение и речевое развитие учащихся. Роль учебника в обучении географии. Формы и приемы работы с текстом на уроках географии. Дидактические критерии оценки учебного текста.

Контрольная работа № 1.

Лекция 5. Об искусстве географического описания. Что значит смотреть и видеть. О развитии наблюдательности и умения замечать обыкновенное: описание привычных объектов и природных явлений. Живопись на уроках географии.

Лекция 6. От географического описания к характеристике. Типы учебного материала на уроках географии. Читаем: учебные тексты, научные статьи, дневники путешествий. Описание и характеристика. Творческие работы учащихся.

Контрольная работа № 2.

Лекция 7. Современные информационные возможности и школьная география. Ресурсы сети интернет и их использование. Виртуальные музеи. Учебные проекты по географии с использованием видео- и интернет-ресурсов.

Лекция 8. Слушаем, пишем, выступаем перед аудиторией. Выбор темы учебного реферата по географии. Требования к оформлению и критерии оценки учебного реферата. Учебная лекция как форма самостоятельной работы учащихся.

Итоговая работа.

Все лекции сопровождаются методическим практикумом.

Учителя и преподаватели о курсе:

К.С. Лазаревич. Изучение географии России по природным зонам

Приведенные в лекциях факты прекрасно иллюстрируют теоретический материал, повышают познавательный интерес учащихся.

Особенно понравились мне вопросы и практические задания, предложенные после каждой лекции. Использовала и планирую использовать их в дальнейшем на своих уроках.

Что касается контрольных работ, то мне кажется, они были достаточного уровня сложности, однако лично у меня сложности возникали только с математическими подсчетами. Пришлось помучиться с калькулятором. Очень интересно и полезно было выполнять итоговую работу — готовить и проводить семинар по предложенной теме.

Надежда Александровна ЗОРИНА,
Москва

Материал доступен для понимания и усвоения, его можно использовать на уроке. Интересны вопросы и задания. Они способствуют как развивающему, так и другим видам обучения. Думаю, что материал лекций мог бы послужить основой будущего учебника для учащихся и учителей.

Контрольные работы вполне по силам, а иногда сложны. Некоторые вопросы контрольных работ можно предложить и учащимся.

Огромное спасибо за организацию курсов. Хотелось бы продолжения, но уже по другим темам.

Алла Валерьевна ИВАНОВА,
г. Кириши, Ленинградская обл.

Материал лекций курса меня удовлетворил. Лекции читаются легко, с увлечением. Тематика курса нужная, этого материала в учебниках недостаточно. В лекциях интересные факты, они доступны не только для учителя, но и для учащихся, что немаловажно в условиях сельских школ, где получение дополнительного материала проблематично.

Контрольные работы были по силам, работать с цифровым материалом было интересно. Хотелось бы, чтобы в материалах курса было больше цифр, показывающих хозяйственную деятельность людей.

Понравилось, что в лекциях давались задания, схемы, которые можно использовать на уроках в различных классах, не потребовались расходы на дополнительную литературу.

В целом материал курса оцениваю как полезный учителю.

Наталья Алексеевна КОЛУБАЕВА,
с. Сырт, Оренбургская обл.

Лекции, предложенные слушателям, были яркими, интересными и лаконичными. А вот контрольные работы, хотя и были довольно простыми, отличались чрезмерной математизированностью. В них трудно было проявить свою индивидуальность.

Олег Иванович АЛЕЙНИКОВ,
Педагогический университет,
Калуга

За годы работы накоплен материал из публикаций газеты «География». А сейчас весь материал собран воедино, что облегчит дальнейшую работу, а для молодых педагогов — просто кладезь!

Контрольные работы были несложными, но требующими математических вычислений — на мой взгляд, не столь важных. Контрольные работы можно было дать в виде представления разработок различных форм проведения занятий по природным зонам, что явилось бы своеобразным обменом опыта работы между коллегами и педагогической копилкой.

Благодарю вас за то, что не даете нам «закисать», предлагаете одну из форм повышения своей квалификации.

Газиля Тимирзяновна НИЗАМУТДИНОВА,
г. Кодинск, Красноярский край

Изложенный в лекциях материал отличается лаконичностью, образностью. Здесь четко выделены особенности природной зоны, их взаимосвязь с развитием и размещением хозяйства.

Курсы дали мне возможность по-новому взглянуть на преподавание предмета в современных условиях.

Контрольные работы заставили задуматься о необходимости «очеловечивания» предмета, воспитания сопричастности детей к судьбам своего края, своей Отчизны.

Спасибо за курсы, за возможность обогащать свои знания, за идеи, за новые мысли.

Буду и впредь активно сотрудничать с газетой, так как она дает мне возможность развиваться.

Лилия Григорьевна ВОВЕНКО,
г. Сочи

Большое спасибо, курс «Изучение географии России по природным зонам» очень доступен для усвоения и дает огромный материал для проведения интересных уроков географии.

Николай Сергеевич ТИХОНОВ,
Москва

Качество лекций полностью удовлетворило. Простой стиль их изложения позволяет использовать данный материал на уроках. Лекции несложные, однако дают возможность развития познавательного интереса, требуют самостоятельной работы с источниками дополнительной информации.

Работы выполняла с удовольствием, приемы, использованные автором, обязательно буду применять на уроках. Несложные расчеты в работе позволяют делать интересные умозаключения и выводы.

Цель, которую я перед собой ставила, — получить новые приемы и подходы к изучению курса географии России — достигнута. Я благодарна вам за совместную работу. Комментарии эксперта для меня имели большое значение — дали возможность понять, что я на верном пути, были стимулом для дальнейшей творческой работы.

Надежда Викторовна СЕМЕНЕЦ,
г. Радужный, Ханты-Мансийский а. о. — Югра

Учителя, их ученики
и руководители образования

С.В. Рогачев. Уроки понимания карты (основы пространственного анализа)

Главный результат применения теоретических знаний и практических умений и навыков, которые дает курс, это то, что наконец то учителя и учащиеся будут заниматься действительно географией. Учащиеся четко будут отличать наш предмет от других предметов. Так как на таких уроках учащиеся действительно будут изучать пространство — как в нем все устроено. Будут, например, анализировать, почему этот город стоит тут и почему именно он крупный, а не другой, как связаны с этим городом соседние территории, влияет ли он на них, каковы следствия этого влияния и так далее, а в результате — формировать пространственное воображение и географическое мышление.

На курсах повышения квалификации Тамбовского областного ИПК, как методист и учитель, предложу свой опыт изучения и реализации некоторых тем курса «Уроки понимания карты» учителям географии области. Думаю, многие захотят пройти обучение по программе этого курса.

Светлана Дмитриевна АЛЕНИНА,
зав. кабинетом Тамбовского областного института
повышения квалификации работников образования,
учитель гимназии № 12 им. Г.Р. Державина г. Тамбова

Раньше, смотря на карту, мы видели лишь какие-то непонятные символы, паутины рек и т.д., все сливалось в непонятный массив. Теперь же от бывшего непонимания не осталось и следа. Сквозь карту можно увидеть схемы.

Надежда Александровна провела «урок понимания карты» очень интересно и доступно, все схемы показывала на конкретных примерах. А в последний урок наш класс то и дело превращался в какой-либо участок карты: ряды парт были горами или реками, а Надежда Александровна — каким-либо городом, промышленным центром. И на наглядном примере мы узнавали, какая схема лежит в основе образования этого города. (Ольга Ягафарова,
11 «А»)

Отзыв ученицы об уроке, проведенном
Н. А. СЕМЕНОВОЙ, учителем СОШ № 6
г. Красноуральска, Свердловская обл.

На основании лекций курса провел работу «Составление картосхем». Учащиеся работали в группах и справились с заданиями практически без помощи учителя.

Ребята сделали первые шаги к тому, чтобы научиться выделять на карте главное и выражать это главное картосхемой. У многих возникло понимание того, что карта несет не такую уж и сложную информацию. Работа продолжила развитие у ребят логического мышления, самостоятельности.

Благодаря курсу «Уроки понимания карты» мне удалось изменить взгляд на методику преподавания географии. До знакомства с данным курсом у меня были попытки применения схематизации на уроках, но не доставало теоретических основ. Используя данную методику на уроке, изучаемый материал стал более интересным и насыщенным.

Андрей Владимирович ШЕНФЕЛЬД,
Дрокинская СОШ Емельяновского р-на,
Красноярский край

После этого курса уже не хочется идти в класс как прежде. Хочется урок строить по-новому. Чтобы дети видели в карте все многообразие причинно-следственных связей, анализировали их и получали от этого удовольствие.

Ольга Александровна ШАГОВА,
методист Института развития образования
Омской области, учитель географии

Провела урок на основе лекций курса. Особенно хорошо получилось моделирование пространства кабинета. Ребята с удовольствием участвовали в дискуссии. Активно работали с конфигурациями, анализируя карту и приводя примеры размещения городов.

Урок помог учащимся взглянуть на карту вдумчиво, «влюбленными глазами», а понимание карты ведет к пониманию нашего предмета. При первичной проверке учащиеся показали хорошее усвоение принципов организации пространства.

Светлана Анатольевна ДЕМИДОВА
СОШ № 3 г. Березники, Пермский край

Для меня этот курс принес гораздо больше пользы, чем огромное количество часов на курсах повышения квалификации за последние десять лет. Этот курс значительно прибавил мне мастерства как учителю географии. Помимо всего — это удивительный источник вдохновения для меня и моих учеников на много лет вперед (родилось огромное количество задумок).

Наталья Витальевна ЯКОБС,
гимназия № 2 «Квантор» г. Коломны,
Московская обл.

На зачетном уроке по лекциям курса рассмотрели много выразительных примеров. Принесла даже старенький фотоаппарат — для объяснения аналогии с диафрагмой. Переставляли парты в классе, чтобы смоделировать определенные природные конфигурации. Поэтому вопросов не было, всем было понятно, даже сидящим на уроке завучам со всего района. Они были удивлены, а по ходу урока и сами загорелись желанием параллельно с детьми выполнить задания по атласам на розданных мною бланках-схемах. Глаза их горели, как у детей.

Хотелось бы выразить благодарность организаторам дистанционных курсов повышения квалификации. Они действительно удобны и нужны.

Спасибо автору курса за помощь учителям. Любой творчески работающий учитель или даже тот, кто хоть немного задумывается, почему ребенок не запомнил, где находится тот или иной географический объект, или почему ему неинтересно знать это, не останется равнодушным к этим лекциям. Сегодня, мне кажется, в школах остались и работают те, кто действительно уважает свою профессию, любит детей и волнуется за будущее поколение, а значит — и будущее России.

Альбина Гиндулловна ФАХРИСЛАМОВА
СОШ № 1 д. Улукулево, Маскалинский р-н,
Республика Башкортостан

А вот отзыв «грозного проверяющего» об «Уроке понимания карты» в мастерском исполнении А.Г. Фахрисламовой:

Урок понимания карты прошел на высшем уровне: методически правильно слажен, материал изложен доступно, просто, продумана каждая деталь. Все цели и задачи урока были достигнуты. Более того, у меня возникло желание узнать «А что же дальше?», прийти на следующий урок. И я не сомневаюсь, что ученики при таком же мнении. Вы умница! Так держать!

С.Г. МУЛЮКОВА,
методист отдела образования Маскалинского р-на