Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2006

Штрихи к портрету


БРЯНСК*

Б.Б. РОДOМАН
доктор геогр. наук,
ст. научн. сотрудник НИИ
развития профессионального образования
М.Р. СИГАЛОВ
канд. геогр. наук,
доцент Московского авиационного института

Брянск (424 тыс. жителей в 2005 г.) расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, по берегам реки Десны при впадении в нее реки Болвы. Это один из древнейших российских городов. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 г., но основан был гораздо раньше (985 г.) как славянское укрепленное поселение на правом высоком берегу Десны, окруженное оврагами, поросшими лесом (дебрями — отсюда, очевидно, первоначальное название — Дебрянск).

После распада СССР Брянск оказался центром пограничной области. Занимая удачное транспортно-географическое положение на железнодорожной трассе, связывающей две столицы — Москву и Киев, город хорошо вписывается в систему хозяйственных связей соседних государств и имеет удобный выход для своей многообразной продукции не только на российский, но и международный рынок. Это же побуждает ориентировать внушительный индустриальный потенциал города на режим инноваций, наукоемких технологий, обеспечивающих конкурентоспособность известным производителям.

Современный Брянск состоит из четырех непохожих и неравных частей, разделенных широкими поймами реки Десны и ее левых притоков — Болвы и Снежети. Расскажем об этих районах города с разной подробностью.

Собственно Брянск — бывший уездный город, расположен на высоком правом берегу Десны. Возвышенность прорезают два глубоких оврага, тянущеся к реке. В городской топографии прочитываются следы давно ушедших времен. Так, на одном из крутых склонов, ниспадающих к пойме Десны, выделяется место, защищенное с трех сторон крутыми оврагами. Это нынешняя Покровская гора, где высится Покровский собор (предположительная дата постройки 1626 г.), подвергавшийся, судя по его внешнему виду, неоднократным перестройкам. Но можно представить себе здесь же и местонахождение древней крепости с княжескими хоромами (Брянский кремль с дубовыми стенами XI—XII вв.). Отсюда открывается великолепный вид на долину Десны и задеснянские дали.

Покровская гора — историческое место города, к югу и западу от которой сложился современный административный и культурный центр. Из сохранившихся памятников культовой архитектуры следует указать Горно-Никольский собор XVIII в., возвышающийся на склонах Десны, а также Петропавловскую крепость XVII в. Из прочих культовых зданий бросается в глаза расположенный на севере правобережья баптистский храм — памятник если не архитектуры, то своеобразной эпохи — горбачевской перестройки, когда в нашей стране все религии воспрянули, а на религиозные меньшинства никто не оказывал давления.

Советские архитекторы и градостроители пощадили центр Брянска и в общем не перекрыли его новой застройкой (за исключением ансамбля у площади В.И. Ленина); здесь можно пройтись по улицам, застроенным двух-трехэтажными дворянско-купеческими домами конца XIX — начала XX в., спуститься к Десне по широкой лестнице, которой очень не хватает фуникулера. Замечателен Парк-музей А.К. Толстого в центре города — с деревянными скульптурами, а при нем музей «Брянский лес» с великолепными диорамами. В прочих музеях Брянска нашлось место краеведению, художественным выставкам и, конечно же, партизанскому движению.

В правобережном Брянске различаются два вида городского ландшафта — плоскостной и овражно-склоновый. На плоскости господствует прямоугольная планировка, и только здесь в советское время возводились новые дома. На склонах и оврагах преобладает «частный сектор» — полусельская застройка с садами, приусадебными участками, сараями, гаражами. При взгляде на все это можно и умиляться живописности, и возмущаться неблагоустроенностью. На дне брянских оврагов ютится настоящая деревня со своим укладом — там разводят домашний скот, птицу, всюду пасутся козы, встречаются и коровы. Но, будучи городскими жителями, обитатели оврагов имеют еще и загородные садовые участки — отчего ж не иметь, если всем давали даром, благо и эти дачки не дальше 4 км от центра города. Для проезда на дачу один старик, ветеран войны, держал даже лошадь. Молодая кобыла резво брала при выезде такую кручу, на которой и автомобиль-внедорожник не рискнет пачкаться. И выезжала она на проспект Ленина, гордо цокая по асфальту копытами и презрительно покрывая его навозными яблоками — всего в 300 м от здания-небоскреба городской и областной администрации.

Не удивимся, если услышим, что ни губернатор, ни мэр никогда в эти овраги не спускались, что они для чиновников — головная боль или тщательно скрываемый позор. На планах города, выпускаемых в продажу, овраги не показываются, а все закрашено так, как будто здесь обычные, но невероятно широкие кварталы. Государственная тайна!

А жаль... По нашему мнению, такие овраги могли бы стать прекрасными природными парками и даже музеем народного быта. Им больше светит другое будущее — стать ложами для автодорог, но для этого нужно переселить овражных жителей не просто в панельные дома, а в односемейные дома с приусадебными участками. Кто же за это возьмется и откуда взять средства?

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» — это и о Брянске сказано. Проблема оврагов и склонов актуальна для многих городов России, например — для Волгограда, Саратова, Нижнего Новгорода, Курска. Наши архитекторы и застройщики вообще не умеют работать с рельефом местности, им нужно ровное место.

В отличие от оврагов, менее экзотичны и более открыты взору брянские кручи — правый коренной берег долины Десны. Есть там и фабрики, и храмы, и видовые площадки, и извилистые улицы-серпантины. Полусельская застройка перемешана чуть ли не с чисто дачной, но самое приятное — сады, рощи, парки, лесопарки, среди них самый знаменитый — урочище «Соловьи». Ну почему же так славится курский соловей, а не брянский?

Все остальные части города расположены на левом берегу и относятся к ландшафту полесья (сосновые леса и пески на болотах). А только что описанное правобережье с оврагами и кручами является частью ополья. Такое сочетание полесья и ополья характерно для большинства русских городов, о чем мы не раз писали. Брянск появился не только на стыке ландшафтных районов, но и в узле водных путей. Десна здесь круто меняет юго-восточное направление на юго-западное; ополье дальше всего вклинивается в леса. Болва впадает в Десну с севера, Снежеть — с востока. От Брянска расходятся четыре речных радиуса. Чем больше линий сходится в одном месте, тем важнее точка. Так возникают города. Так возникла Москва. Так вырос и Брянск.

Бежица, прежде — отдельный город, одно время называвшийся Орджоникидзеград, присоединенный к Брянску в 1956 г., основная промышленная площадка Брянска. Собственно говоря, Бежица и сделала Брянск таким индустриальным городом; до ее присоединения Брянск был административно-торговым центром для соседних фабрично-заводских районов — Бежицкого и Мальцовского. Планировка Бежицы очень проста, ее основная часть — квадрат: его юго-западная сторона — река Десна, северо-восточная — железная дорога, северо-западная — литейный завод, северо-восточная — машиностроительный (начинавшийся как паровозо-вагонный). Функциональный центр Бежицы — железнодорожный вокзал Орджоникидзеград. Его окружают рынки, автовокзал, здесь конечные остановки автобусов и троллейбусов.

Володарка — бывший поселок при станции Брянск-Орловский, ныне Брянск-1, главный вокзал города, где проходят поезда из России на Украину и дальше (отдельные вагоны — вплоть до Балканских стран и Италии); отсюда отправляются поезда и автобусы на Москву.

Фокино — тоже бывший поселок при станции Брянск-Льговский и других, преимущественно товарных станциях. Растет в сторону Орла. Здесь много места для современных многоэтажных домов. Они образуют как бы парадные ворота города, потому что через этот район въезжают в Брянск автотранспортом из Москвы.

И Володарку, и Фокино вплотную обступил гигантский лесной массив — знаменитый брянский лес. За его счет город здесь растет, под ветви его сосен обыватели выдвинули гаражи и мусорные свалки. Так что вблизи города этот лес страшно напичкан не только рекреационными, но и разными хозяйственными и военными объектами; перерезан просеками, линиями электропередач, трубопроводами, кабелями. Лишь на приличном расстоянии от Брянска лес приобретает вполне естественный вид, и там, ближе к границе с Украиной и в 70 км южнее центра Брянска, находится заповедник «Брянский лес».

Периферийные, левобережные части Брянска более или менее терпимо соединены с его центром троллейбусными линиями и автодорожными мостами через Десну, но гораздо хуже связаны между собой. Особенно разобщены Володарка и Фокино — они сообщаются городским транспортом только через центр Брянска. Понятно, что мосты уже плохо справляются с потоком автомобилей.

По вечерам молодежь садится в троллейбусы и едет на общую «тусовку» в район площади Ленина. Своих «бродвеев» на окраинах нет. Это говорит о том, что Брянск при всей своей топографической расчлененности — город единый и очень централизованный.


* Отрывок из готовящейся к изданию книги «Центральная Россия: география, история, культура» в издательстве «Гелиос АРВ».