Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2006

Трибуна


Учащиеся вынуждены
изучать географию
«галопом по Европам»

География, по мнению специалистов ЮНЕСКО, в XXI веке по-прежнему остается в числе приоритетных областей, наряду с историей, иностранными языками. Ведь география — это наука, которая «знакомит нас с той ареной, на которой проходит вся наша жизнь».

Первые вопросы, которые задает малыш — «географические» вопросы: «Почему дует ветер?», «Почему идет снег?».

Географические знания сопровождают человека всю жизнь, вопросы «погоды и природы» — это самые распространенные темы разговора.

Результаты последних международных исследований заставляют задуматься об уровне естественно-научной грамотности российских школьников, т.е. способности их использовать знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.

Министерство образования и науки РФ так не считает. В стране идет апробация БУПа 2004 г., одной из особенностей которого является то, что учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».

В документе имеется сноска: «Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесены часы в 6-м классе — 1 час в неделю учебного предмета “География” и 1 час в неделю учебного предмета “Биология”. Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета “Краеведение” или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента».

Администрации школ города и области ухватились не за эту идею, а, наоборот, решили, что перегрузка учащихся будет устранена за счет сокращения часов на изучение географии и биологии в 6-м классе.

В этой связи необходимо проанализировать дидактические единицы федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по географии, которые были опубликованы на сайте Министерства образования и науки РФ в 2005 г.

«География Земли» — (VI—VII классы) — 105 часов. Если распределить содержание учебного материала по классам, можно увидеть, что объем остался прежним. Кого обманули? Учителя? Обучающихся? Чтобы учащиеся прошли (а не усвоили) государственный стандарт, учитель дает материал «галопом по Европам». А как выполнить все практические работы? Нет времени на отработку учебных предметных умений. Практика показывает, что особенно востребованы в жизни знания и умения по чтению карт. А на изучение темы «План и карта» авторы примерной программы рекомендуют отвести 5 часов в 6-м классе.

При сокращении часов на преподавание предмета контрольно-измерительные материалы ЕГЭ содержат, например, такие задачи: «Определить географическую широту места, если известно, что 22 июня полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 40°». Задачи заслуживают внимания, но где взять время на их решение?

Необходимо рассмотреть федеральный перечень учебников. Издательство «Дрофа» выпустило новые учебники по географии России под редакцией А.И. Алексеева и авторского коллектива В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе. Первые комплекты появились еще в 2000 г., но на комплексное изучение географии нашей страны все еще только переходят. Сложность освоения новых комплектов заключена в том, что они не образуют законченную содержательную линию. Время идет, а результата нет, учителя не могут работать по новым учебникам. Хотя в статье 55 п. 4 закона «Об образовании» говорится, что учитель имеет право на свободу выбора «учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением».

А ведь именно география формирует образ своей страны во всем ее многообразии, дает знания и умения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Разработаны примерные учебные планы для разных профилей обучения в образовательных учреждениях, и хотя они носят рекомендательный характер, на их основе можно формировать различные учебные планы. На этапе апробации педагоги в основном придерживаются того, что рекомендовано.

Кроме того, предлагается введение интегрированных предметов «Обществознание» и «Естествознание», и география как модуль не входит ни в один из них. Потерялась география! И готовы ли учителя вести указанные дисциплины?

Несмотря на то, что авторские программы для профильного обучения географии были разработаны еще в 90-е годы, и выпущены к ним учебники «Природопользование» (Н.Ф. Винокурова, С.Г. Камерилова), «География человеческой деятельности» (В.Н. Холина), «Коммерческая география» (Е.Л. Плисецкий) и т.д., география осталась в стороне. Примерная программа по географии для профильного уровня не обеспечена учебно-методическим комплектом.

Учителя географии надеются, что география сохранит достойное место в учебном плане: по 2 часа с 6-го по 10-й класс и в выпускном, 11-м классе 1 час.

Мы рассчитываем также, что будут пересмотрены разработанные примерные учебные планы для некоторых профилей, и география будет введена как базовый предмет в физико-математический, филологический, информационно-технологический, оборонно-спортивный, художественно-эстетический профили. А в социально-гуманитарном профиле предмет «География» займет место профильного учебного предмета.

Г.И. САРЕНКО,
заведующая кафедрой
естественно-географического образования
ГОУ ДПО «Институт развития
образования Омской области»