Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2006

Профессиональная карьера


Учителя, преподаватели и их ученики

о курсе: С.В. Рогачев. УРОКИ ПОНИМАНИЯ КАРТЫ

Что дали мне лекции?

— Во-первых, настроили мое мышление на поиск причинно-сти, помогли увидеть в обычном и, казалось, ничем не примечательном расположении городов особенность и индивидуальность каждого, его «непохожесть» (географическую, историко-культурную, экономическую и т.д.).

— Во-вторых, дали в руки инструмент — «мерную рейку», если хотите, с которой можно подходить к любому объекту и получать о нем скрытую от посторонних глаз информацию, то есть видеть гораздо больше, чем просто пунсон на карте.

— В-третьих, укрепили давно сложившееся мнение о том, что «ничего просто так не происходит и не возникает».

На семинарском занятии рассматривали найденные учащимися примеры в развитие рассмотренных в лекциях. Живая заинтересованность учащихся, дискуссия: «А вот мне кажется, что тут следует взять за основу другую схему!», «Ничего подобного, этот город слишком молод!..», «А между тем город-то возник на правом берегу!» и т.д.

Александр Юрьевич ТРИФОНОВ,
лицей естественных наук, г. Киров

Отношение учащихся к «Урокам понимания карты» было самое положительное, особенно им понравилась аналогия города с «рэкетиром» — это внесло какую-то веселость в урок, нотки в духе времени.

Учащиеся узнали совершенно новый подход к пониманию расположения городов — исходя из физико-географического положения. Поняли, что, не выходя из кабинета, можно образно представить, почему города стоят в этом месте, а не в каком другом. Научились элементам моделирования в виде схем, используя новую информацию, используя опережающие знания.

Я думаю, у них появился новый взгляд на мир, более проницательный. Главный результат работы — развитие умений нестандартно мыслить, делать логические умозаключения не так, как привыкли по учебнику, по стандарту. Это ведь одна из главных задач учителя — учить мыслить.

Курс сложен при первом прочтении, приходилось прочитывать по несколько раз, сверяя с картами территорий. Мне самой многое открылось по-новому, я стала по-другому смотреть на многие вещи. Курс очень интеллектуальный, написан с юмором, нравятся ваши точные сравнения, афоризмы. Здорово, что есть такие курсы!

Теперь я многие уроки буду строить, используя элементы пространственного анализа, хотя во времени мы ограничены. Но такие есть красивые примеры, что они стoят драгоценного времени. Я также думаю взять исследовательскую работу с учениками по пространственным конфигурациям. Уже запланировано на следующий учебный год заседание методического объединения учителей географии, где я расскажу о курсах, о содержании лекций и, может быть, проведу для учителей урок.

Ольга Федоровна КОЗЛОВА,
гимназия № 1, г. Братск, Иркутская обл.

Карта лучше стала постигаться, так как ее представляешь себе уже как осмысленную систему. После этого курса воспитывается пространственное мировидение, которое можешь передать своим ученикам.

Особенно понравилось работать циркулем!

А вот мнение моей ученицы Юли Маменко: Никогда не задавалась вопросом, а почему именно здесь сформировался данный город. Благодаря этому уроку, смотря на карту, я буду пытаться ответить в первую очередь на вопрос, чем обусловлено возникновение этого объекта на данной территории.

Ирина Анатольевна СКОРОБОГАТОВА,
гимназия № 1, г. Братск, Иркутская обл.

Используя методики курса, провела занятие со студентами по географии Калужской области. Студенты отмечают, что теперь стали понимать заученный тезис «Читать, знать и понимать карту». Наконец поняли, что значит «понимать карту».

Курс, несомненно, полезен, доступен. Стиль изложения завораживает, приведенные примеры, с позиций методики, доходчивы, интересно и оригинально (нестандартно) поданы.

В дальнейшем обязательно буду применять материал в курсе «Краеведение». На заседаниях кафедры географии в ближайшее время готовлю выступление о курсе «Уроки понимания карты», как можно применять его для подготовки будущих учителей географии.

Татьяна Викторовна КОНСТАНТИНОВА,
канд. пед. наук, старший преподаватель Калужского
государственного педуниверситета
им. К.Э. Циолковского

Отлично подготовленные и проведенные курсы.

Курс интересный. Руководитель — такой умный, самобытный географ. Лекции не скучные, увлекательные. Рисовать я люблю, и ваши картосхемы мне нравятся. Хочу теперь попробовать схематизировать целые страны.

Что сказали мои ученики?

Раньше по карте любил находить страны, города. А теперь захотелось узнавать с помощью физкарты, а почему именно здесь возник город. Интересно. Раньше я знал, что города стоят на берегах крупных рек, морей, там, где рядом вода. Оказывается, есть и другие причины появления городов.

Галина Митрофановна ЗАЙЦЕВА,
профессиональное училище № 23, с. Калинино,
Вурнарский район, Чувашская Республика

Я ознакомила учащихся с основами пространственного анализа. Заинтересовавшись, они сами начали моделировать. Что интересно, они быстро поняли и начали делать успехи. Работу организовали в группах, используя атласы и карты разных масштабов и тематик.

Алевтина Петровна ДАУТОВА,
школа № 7, г. Нижнекамск, Республика Татарстан