Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2006

Географические новости


ЖИВАЯ КАРТА

август
2006

Россия — Латвия

Российская нефть не поступает в латвийский Вентспилс

с начала 2003 года.

Во всех школьных атласах как действующий отмечен нефтепровод Россия—Полоцк—Вентспилс. Когда-то он был основным каналом экспорта российской (ранее — советской) нефти в страны Западной Европы, но уже более трех лет он простаивает.

Долгое время незамерзающий Вентспилс по объемам перевалки нефти лидировал на Балтике. Терминалы его специализированного порта были способны ежегодно переваливать до 20 млн т нефти. Ввод в строй в 1999 г. нефтяного терминала в Бутинге (Литва) привел к утрате Вентспилсом почти 40-летней монополии на перевалку российской нефти в Балтийском бассейне. По мере освоения нового маршрута экспорта нефти через Финский залив — Балтийской трубопроводной системы (БТС) — и развития порта Приморск поток нефти в сторону Вентспилса становился все меньше. Официальная Рига на самом высоком уровне заговорила об этом как о политическом давлении со стороны России, последовали обращения за помощью к ЕС и США.

Если сырая нефть в Вентспилс больше не поступает, экспорт нефтепродуктов через этот порт сохранился: перевалка светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное, реактивное топливо) и мазута, поступающих в порт по железной дороге с Новополоцкого НПЗ (Белоруссия). По продуктопроводу Полоцк—Вентспилс идет прокачка дизтоплива. Возродить перекачку нефти в порту Вентспилса из трубопровода на суда может помочь Казахстан. Государственная нефтяная компания этой страны уже обратилась с подобным предложением в адрес латвийских властей.

Нефть и капитал

 

Ростовская область. Город Шахты

Строительство Ростовского электрометаллургического завода,

начатое в 2005 г. в г. Шахты, намечено завершить в 2007 г. Мощность предприятия, контролируемого компанией «Русский уголь», составит 750 тыс. т в год. Продукция предприятия будет реализовываться как на внутреннем (арматура, круг), так и на внешнем рынке (заготовка, катанка).

metal-opt

 

Хабаровский край. Комсомольск-на-Амуре

Амурметалл поднимает дальневосточную металлургию

Компания «Русский уголь», которой принадлежит Амурметалл, сообщает о стремительном росте производства.

В советское время Амурсталь наряду с Амурским судостроительным заводом считалась градообразующим предприятием Комсомольска-на-Амуре, определявшим жизнь города. После перестройки АСЗ, как и многие другие предприятия оборонки, остался на голодном пайке и вместо строительства атомных подводных лодок лишь изредка выполнял заказы на рыболовецкие шхуны и малые пассажирские суда. Еще более печальная участь постигла Амурсталь: завод был растащен на кусочки в ходе «дикой» приватизации.

Между тем географическое положение предприятия с каждым годом становилось все более выгодным. Это связано с бурным расцветом рынка Юго-Восточной Азии и постоянным ростом его металлоемкости. Поскольку ближайший российский сталеплавильный завод расположен в 3500 км от Комсомольска, Амурсталь получила шанс стать главным экспортером стали и проката в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вернув под свой контроль «разбежавшиеся» цеха, «Русский уголь» приступил к их реконструкции. Производство планируется вывести на уровень 2 млн т жидкой стали в год.

Обеспечен ли Амурметаллу стабильный сбыт на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона? Вопрос сложный, если учитывать постоянно растущие возможности китайских производителей, которые, кстати, часто работают на российском сырье. Большая часть лома из того же Хабаровского края перепродается за рубеж, а завод, базирующийся в Комсомольске, вынужден искать поставщиков сырья в более западных регионах — Якутии, Иркутской обл. и даже Красноярском крае.

Китайцы предлагают более высокую цену за лом, компенсируя повышенные издержки за счет низкой заработной платы своим рабочим. Амурметалл не может позволить себе такую «роскошь»: население Комсомольска невелико, расстояние до другого ближайшего крупного города 400 км. Если не предложить людям достойную зарплату и урезать социальные программы, работать на заводе будет некому. Да и население города, оставшись без завода-кормильца, начнет стремительно уменьшаться.

Юрий Михайлов//Российская газета