Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2006

Курсы повышения квалификации


О.В. КРЫЛОВА

Как научить школьников выражать географические идеи

(развитие речи на уроках географии)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Устная речь учащихся: от диалога к монологу

18

Лекция 2. Обучение умению рассказывать на географическую тему

19

Лекция 3. Что начинается с карты: о развитии картографических умений учащихся

20

Лекция 4. Письменные работы по географии
Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Чтение и речевое развитие ученика
22 Лекция 6. Об искусстве географического описания
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. От географического описания к характеристике
24 Лекция 8. Современные информационные возможности и школьная география
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 3

Что начинается с карты:
о развитии картографических умений учащихся

Географическая карта как источник нового знания

Любое средство наглядности, а карту следует отнести к таковым, может служить в обучении либо собственно источником нового знания, либо иллюстрацией знания, выраженного в словесной форме. Рассмотрим пример.

Урок «Государства мира» География. 6-й класс.

Образовательные задачи:

Сформировать первоначальные знания о политической карте мира.

Сформировать знание о площади России в сравнении с площадью материков и других государств; сформировать умение сравнивать государства по величине территории.

Сформировать первоначальные знания о видах государств по местоположению и умение находить примеры таких государств по политической карте мира.

Оборудование:

1. Учебник О.В. Крыловой «География. 6 класс» (М.: «Просвещение»), любое издание.

2. Географический атлас для 6-го класса, любое издание.

Основное содержание урока и организация учебной деятельности учащихся:

Урок строится на решении учебных задач. При наличии названного учебника тексты задач будут перед глазами учеников, в другом случае

учитель может последовательно предлагать задачи учащимся, но такая работа займет значительно больше времени.

Шестиклассники читают в учебнике своего рода введение в тему — «В современном мире более 190 государств. Первоначальные сведения о них можно узнать по политической карте мира. На этой карте государства показаны разными цветами, проведены государственные границы и указаны столицы и крупные города...» — и приступают к непосредственному знакомству с государствами по политической карте мира.

Задачи. Государства мира по величине территории

1. Самое большое государство в мире — Россия. Ее площадь 17,1 млн км2. Российская Федерация находится на севере Евразии, и ее протяженность с запада на восток примерно в три раза больше, чем с севера на юг.

1) Какую примерно часть Евразии занимает территория России?

2) С какими территориями Россия сопоставима по площади? Приведите примеры сравнений.

Величина территории России — это информация. Она включена в условие задачи не только для ознакомления, но и для дальнейшего активного осмысления. Рассматривая Евразию, учащиеся могут сделать предположение о том, какую ее часть занимает Россия. При этом ответы могут существенно различаться — от 1/3 до 1/5 материка. Актуализация знаний о площади Евразии — 54,9 млн км2 (сведения о величине материков и океанов есть в учебнике в материалах предшествующих уроков) — позволяет вычислить, что Россия занимает примерно ее треть, и проверить, чьи предположения были точнее.

2. Второе по величине территории государство мира — Канада, 9,97 млн км2.

1) Назовите близкие ей по площади государства мира и их столицы.

2) Посчитайте, сколько в мире стран, площадь которых приближается к 10 млн км2.

Информация в условии этой задачи — о величине территории Канады. Решая задачу, учащиеся сами определяют самые большие страны мира по площади и при этом используют количественную характеристику — около 10 млн км2. Что эффективнее для обучения учащихся: прочитать готовый перечень этих стран в учебнике, записать их названия под диктовку учителя или самому установить их по карте? И самое важное: что в следующий раз сделают ученики, если вы попросите их назвать самые крупные в мире государства? Они сами откроют нужную им карту!

…4. Совсем в других величинах — тысячах квадратных километров — измеряется площадь зарубежных стран Европы. Самая большая из них — Украина, имеет территорию чуть более 600 тыс. км2. Площадь небольшой по европейским масштабам Швейцарии — 41 тыс. км2. Назовите страны Европы, площадь которых измеряется на ваш взгляд: а) в сотнях тысяч квадратных километров; б) в десятках тысяч квадратных километров.

Вслед за этим учащимся предоставляется информация о величине территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, и задания на сравнение его площади с другими субъектами федерации и государствами мира. Краткие выводы по содержанию рассмотренных задач могут быть записаны в тетрадях, но не под диктовку учителя, а самостоятельно.

Следующий содержательный блок урока — знакомство с типами государств мира по географическому положению.

Задачи. Государства мира по местоположению

Они находятся на разных материках. Если они омываются океанами или морями, то их называют приморскими, если страны не имеют выхода к морю — континентальными. Есть государства островные.

1. Рассмотрите политическую карту Европы. Приведите примеры:

1) приморских государств, которые омываются: а) Атлантическим океаном; б) Северным Ледовитым океаном;

2) континентальных государств;

3) островных государств.

2. Какие государства Северной Америки омываются тремя океанами?

3. Приведите примеры государств на разных материках, которые находятся на побережье:
а) Атлантического океана; б) Индийского океана; в) Тихого океана.

4. Приведите примеры континентальных государств: а) Южной Америки; б) Азии.

5. Приведите примеры островных государств в океанах: а) Индийском; б) Атлантическом;
в) Тихом.

6. Приведите примеры государств, расположенных преимущественно на одном острове, и государств, расположенных на группах островов, архипелагах.

7. К какому типу государств по географическому положению относится Российская Федерация? субъект федерации, в котором вы живете?

6. Приведите примеры государств, расположенных преимущественно на одном острове, и государств, расположенных на группах островов, архипелагах.

7. К какому типу государств по географическому положению относится Российская Федерация? субъект федерации, в котором вы живете?

Объективным результатом выполнения этих задач станут новые знания о государствах и их типах по географическому положению, полученные учащимися при непосредственной работе с новой для них политической картой. Заметим, что учащиеся называют разные государства, так как каждый из шестиклассников действительно самостоятельно читает политическую карту и извлекает новую для себя информацию. Отдельные суждения могут быть также записаны в тетрадях.

В заключение обратим внимание на еще одну структурную особенность содержания. Учащиеся знакомятся с видами государств по четко названным признакам: величине территории и местоположению. На этом уроке еще не звучит термин классификация, но содержание урока исподволь готовит учеников к дальнейшему формированию новых не только предметных, но и общих учебных умений.

Методический практикум

1. Проанализируйте урок относительно поставленных образовательных задач.

2. Проанализируйте содержание учебной деятельности шестиклассников и уровень доступности представленных задач. Ответы скольких учеников можно ожидать на уроке?

3. Как вы оцениваете возможную эффективность урока?

О некоторых картографических ошибках и о том, как их избежать

Учителя хорошо знакомы с ошибками, которые допускают ученики, работая с картой: показывают реки в направлении обратном течению, путают истоки и устья, левые притоки с правыми, нижнее течение с верхним, и наоборот. Дело в том, что изображение на картах многих рек и речных систем является ярким примером несовпадения наглядного образа и предметного содержания. Когда ученик видит на карте реку Обь или другую реку, текущую на север, то левые и правые притоки реки совпадают с пространственными ориентирами слева и справа самого ученика, поэтому ошибок в определении Иртыша, как левого притока Оби, и Ангары, как правого притока Енисея, практически не встречается. Левые и правые притоки Волги, наоборот, противоположны пространственным ориентирам слева и справа самого ученика, и для того, чтобы не ошибиться в их определении, школьники должны осуществить некоторые умственные действия по установлению требующихся пространственных ориентиров. Учителя не раз замечали, что эти умственные действия часто предваряются или сопровождаются внешними: ученик либо атлас перевернет, либо сам повернется. Только потом звучит правильный ответ. Определение на карте левых и правых притоков Амура или Амазонки – это третья учебная ситуация, потому что наглядный образ здесь иной по сравнению со случаями, упомянутыми ранее.

Еще одним примером несовпадения наглядного и понятийного географического содержания является изображение верхнего и нижнего течения рек. Нижнее течение реки Оби — наверху, а верхнее течение, наоборот, внизу, т.е. вновь очевидно несовпадение наглядного и предметного содержания. В случае с Волгой по-другому: нижнее течение реки располагается, «как и положено», в нижней части карты, а верхнее течение — наверху.
У Амура третий пространственный образ: верхнее течение расположено слева, а нижнее — справа от ученика, работающего с картой.

Таким образом, для того, чтобы учащиеся научились определять названные части речных систем, необходимо предложить им разные задачи по картам разного содержания и построенным в разных проекциях.

Задачи. По картам мира

1. Назовите левые и правые притоки рек: а) Лены; б) Амазонки; в) Оби; г) Миссисипи; д) Амура.

2. Назовите африканские государства, которые находятся: а) в нижнем течении Нила; б) в верхнем и нижнем течении реки Нигер; в) в верхнем и нижнем течении реки Замбези.

3. Назовите южноамериканские государства, которые находятся: а) в верховьях и низовьях реки Параны; б) в верховьях реки Амазонки.

4. Приведите примеры европейских стран, которые находятся: а) в верхнем; б) среднем;
в) нижнем течении реки Дунай.

По картам России

5. Назовите левые и правые притоки рек: а) Лены; б) Волги; в) Оби; г) Енисея; д) Амура.

По картам Европы

6. Определите какой город:

1) Омск или Тобольск расположен ниже по течению Иртыша;

2) Сургут или Нижневартовск — ниже по течению Оби;

3) Братск или Иркутск — выше по течению Ангары;

4) Самара или Саратов — ниже по течению Волги;

5) Хабаровск или Комсомольск-на-Амуре — выше по течению Амура.

7. Определите, на каких — левых или правых — берегах рек располагаются города: а) Ярославль, Саратов и Самара на Волге; б) Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре; в) Нижневартовск и Сургут на Оби; г) Якутск на Лене; д) Архангельск на Северной Двине.

8. Определите, по территории каких субъектов федерации протекают реки: а) Обь в нижнем течении; б) Волга в верхнем течении; в) Амур в нижнем течении; г) Лена в верхнем течении; д) Волга в нижнем течении; е) Урал в верхнем течении.

9. Определите, какая территория расположена: а) ниже по течению Иртыша — Тюменская или Омская область; б) ниже по течению Волги — Тверская или Ярославская область;
в) ниже по течению Ангары – Красноярский край или Иркутская область; г) выше по течению Оби – Ханты-Мансийский (Югра) или Ямало-Ненецкий автономные округа; д) выше по течению Волги — Астраханская или Волгоградская области.

10. Приведите примеры областей, которые находятся в верхнем, среднем и нижнем течении Волги.

Методический практикум

4. Проанализируйте уровень сложности предложенных задач и уровень готовности семиклассников их выполнить.

5. Спрогнозируйте содержание и темы рассказов учащихся (см. задачу 5).

 

Определение географического положения объекта
как ведущее картографическое умение

При всем многообразии картографических умений, которыми предстоит овладеть учащимся за время изучения школьной географии, пожалуй, основным является умение определять географическое положение объекта. Формированию этого умения уделяется немало внимания и учебного времени, но результат нередко получается ниже ожидаемого. В основе действия по определению географического положения объекта лежит прием установления пространственных соотношений или пространственных ассоциаций между объектами.

Что необходимо сделать для того, чтобы выполнить незамысловатую задачу, например, определить по карте, где находится та или иная горная страна? Надо определить ее положение относительно других объектов. Каких? Наверное, тех, которые находятся рядом и которые сопоставимы с этими горами или как-то связаны с ними. Сформулируем задачу для учащихся:

Задача. Пользуясь физической картой мира, определите (или объясните мне, если я не знаю!), где находятся горы Анды. Выберите несколько разных ориентиров и предложите несколько вариантов ответа.

Анды — удачный пример, так как многочисленные и разные по содержанию пространственные соотношения легко устанавливаются и легко формулируются шестиклассниками. Они с легкостью предлагают варианты ответа:

— Анды находятся на западе Южной Америки;

— протягиваются с севера на юг вдоль западного побережья Южной Америки;

— вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки;

— находятся западнее Амазонской низменности;

— находятся западнее Бразильского плоскогорья;

— в северной части пересекаются экватором, а в южной — 40-й параллелью;

— пересекаются экватором и южным тропиком;

— входят в состав Тихоокеанского вулканического кольца;

— вдоль Анд проходит холодное Перуанское течение;

— … .

Задача выполнена успешно, и можно предложить следующую: «Кто сможет собрать все ваши ответы в один и рассказать нам, где находятся Анды?» Для создания развернутого речевого высказывания есть необходимые условия: речевая ситуация, мотив и общий замысел говорящего. Даже в том случае, если ученик (ученица) использует в ответе лишь часть предложенных одноклассниками вариантов, ответ будет объемнее, информативнее и естественнее (!), чем вымученный ответ по заранее заданному типовому плану «Определение географического положения гор». Следовательно, возникает вопрос: чему учить — умению определять географическое положение гор (потом равнин, рек, морей, океанов и т.д.) по готовому типовому плану (с какой целью определять?) или учить умению устанавливать пространственные соотношения между объектами для получения конкретных сведений в контексте конкретного задания?

Какие умения формируются у шестиклассников, которых обучают определять географическое положение объектов только по готовым типовым планам, и какие умения требуются семиклассникам (и старшим школьникам) для успешного изучения географии? План принуждает ученика к выполнению действий в раз и навсегда установленном порядке, к необходимости последовательно озвучивать пункт за пунктом. Однако при дальнейшем изучении географии от ученика все чаще будет требоваться вовсе не умение подробно рассказать о местоположении горной системы в целом, не меняя той самой, формально задаваемой типовым планом последовательности, но решать частные задачи. Например, определить влияние гор на циркуляцию воздушных масс, на распределение атмосферных осадков, т.е. определить местоположение крупных форм рельефа по конкретному признаку, например: относительно морского побережья, направления океанических течений или преобладающих ветров (которые к тому же не изображаются на физической карте), каких-то других объектов, явлений или пространственных ориентиров. Для того чтобы анализировать возможный набор высотных поясов, ученик должен установить местоположение подножия горной страны относительно зональных ландшафтов и т.п. Если не предлагать учащимся задачи такого типа в 6-м классе, то справедливо ли ожидать от учеников положительных результатов обучения в 7-м и стоит ли удивляться снижению успеваемости по предмету?

Приведем примеры устных учебных задач, способствующих формированию умения устанавливать пространственные ассоциации.

Задачи. Географическое положение гор

Решите задачи, пользуясь физической картой мира.

1. Определите, где находятся горы Анды. Для этого выберите несколько разных ориентиров и предложите несколько вариантов ответа. Уточните географическое положение Анд, пользуясь политической картой мира.

2. Определите, где находятся горы Гималаи. Для этого выберите несколько разных ориентиров и предложите несколько вариантов ответа. Уточните географическое положение Гималаев, пользуясь политической картой мира.

3. Расскажите, какие действия вы выполняли, определяя местоположение Анд, Гималаев. Объясните, что значит рассказать о географическом положении гор.

4. Приведите примеры горных стран: а) расположенных на океанических побережьях;
б) протягивающихся преимущественно в широтном направлении; в) протягивающихся преимущественно в меридиональном направлении; г) по которым проходят государственные границы между странами.

5. Приведите примеры наиболее протяженных горных цепей земного шара.

6. Известно, что «горами называются обширные участки земной поверхности, высоко возвышающиеся над прилегающими равнинами». Приведите примеры горных стран, которые граничат с равнинными участками, высота которых не превышает 200 м над уровнем моря.

7. Приведите примеры горных стран, которые находятся: а) на территории одного государства; б) на территории нескольких государств.

Задачи. Географическое положение гор

Решите задачи, пользуясь физической картой мира.

1. Определите, где находятся горы Анды. Для этого выберите несколько разных ориентиров и предложите несколько вариантов ответа. Уточните географическое положение Анд, пользуясь политической картой мира.

2. Определите, где находятся горы Гималаи. Для этого выберите несколько разных ориентиров и предложите несколько вариантов ответа. Уточните географическое положение Гималаев, пользуясь политической картой мира.

3. Расскажите, какие действия вы выполняли, определяя местоположение Анд, Гималаев. Объясните, что значит рассказать о географическом положении гор.

4. Приведите примеры горных стран: а) расположенных на океанических побережьях;
б) протягивающихся преимущественно в широтном направлении; в) протягивающихся преимущественно в меридиональном направлении; г) по которым проходят государственные границы между странами.

5. Приведите примеры наиболее протяженных горных цепей земного шара.

6. Известно, что «горами называются обширные участки земной поверхности, высоко возвышающиеся над прилегающими равнинами». Приведите примеры горных стран, которые граничат с равнинными участками, высота которых не превышает 200 м над уровнем моря.

7. Приведите примеры горных стран, которые находятся: а) на территории одного государства; б) на территории нескольких государств.

Формирование навыков работы с картой нужно начинать с самого начала (простите за тавтологию) изучения географии. Учащимся необходимо знать взаиморасположение материков и океанов. Казалось бы, что может быть неожиданного в этом вопросе. Уже в этом случае учащимся полезно предложить задания по установлению разнообразных пространственных связей.

Задачи. Географическое положение материков

1. Определите, какой океан или какие океаны омывают: а) Южную Америку с запада; б) Африку с востока; в) Австралию с востока; г) Евразию с юга и с запада; д) Северную Америку с севера и с востока.

2. Определите, какой материк или материки омываются: а) Тихим океаном с востока; б) Тихим океаном с запада; в) Северным Ледовитым океаном с севера; г) Индийским океаном с юга; д) Тихим, Индийским и Атлантическим океанами с севера.

3. Расскажите, как расположены материки относительно друг друга: а) Северная и Южная Америка; б) Африка и Евразия; в) Африка и Австралия; г) Северная и Южная Америка и Антарктида; д) Евразия и Австралия.

4. Расскажите, каким океаном (или океанами) омываются: а) Южная Америка и Австралия;
б) Африка и Южная Америка; в) Северная и Южная Америка.

5. Расскажите о взаимном расположении отдельных материков и океанов: а) Африки, Австралии и Индийского океана; б) Африки, Евразии и Атлантического океана; в) Евразии, Северной Америки и Атлантического океана; г) Тихого океана, Австралии и Южной Америки; д) Северного Ледовитого, Атлантического океанов и Антарктиды.

6. Расскажите о расположении отдельных материков и океанов, используя свои собственные примеры.

Если задачи 1—2 уже стали традиционными на данном этапе обучения, то задачи 3—6 — новые и качественно иные. Выполняя их, учащиеся устанавливают новые пространственные соотношения между известными им объектами и формулируют новые по структуре суждения, например: рассказывают о географическом положении не только одного материка относительно омывающих его океанов, но и о расположении материков относительно друг друга, а также о взаимном расположении нескольких материков и океанов.

Выделим несколько типов учебных задач на формирование картографического умения устанавливать пространственные ассоциации:

– назовите, где находится объект относительно ориентиров, заданных в условии задачи;

– назовите, где находится объект относительно выбранных вами ориентиров;

– опишите подробнее, где находится объект относительно выбранных вами ориентиров;

– выявите черты сходства и различия в местоположении объектов относительно ориентиров, заданных в условии задачи;

– выявите черты сходства и различия в местоположении объектов относительно выбранных вами ориентиров;

– опишите, где находятся объекты относительно заданных в условии задачи ориентиров и как они расположены относительно друг друга;

– опишите, где находятся объекты относительно выбранных вами ориентиров и как они расположены относительно друг друга;

– сравните объекты по географическому положению.

В учебных задачах различаются ориентиры:

– природного характера (стороны горизонта, крупные объекты литосферы, гидросферы и т.д.);

– социального характера (государства и их границы, субъекты РФ, города и т.д.).

Еще один важный параметр: учащиеся устанавливают пространственные ассоциации:

– между объектами, изображенными на одной карте, например, горная страна — береговая линия, горная страна — другие объекты рельефа и т.д.;

– между объектами, изображенными на разных картах, например, общегеографических и тематических, в том числе построенных в разных масштабах;

– между изображенными и не изображенными на карте объектами и явлениями, например, горная страна — преобладающие ветры, море — возможная величина солености в сравнении со средней океанической и т.д.

Отметим, что именно этот тип задач наиболее распространен в последующих курсах географии, и успешность обучения в дальнейшем будет во многом зависеть именно от уровня владения этим учебным приемом.

По уровню самостоятельности выбора карты различаются:

– по указанной карте (картам);

– по указанной карте и другой (другим) карте, выбираемой самостоятельно;

– по карте (картам), выбираемой самостоятельно.

Работа с тематическими картами

Работа с тематическими картами начинается преимущественно в 7-м классе. Значительное число таких карт имеет широкое содержание и, как следствие, очень объемные легенды. Многим учителям знакома ситуация, когда ученик молчит, глядя на карту, и при этом действительно не понимает ни того, что ему следует сделать, ни того, что он мог бы рассказать. Беда в том, что в условиях вечной нехватки учебного времени мы хотим получить от ученика «всё и сразу», но именно это и не получается. Чтобы семиклассник научился читать тематические карты, ему следует помочь последовательно рассмотреть и понять каждый смысловой элемент содержания новой карты и лишь после этого давать задания на составление комплексных описаний или характеристик. Рассмотрим примерную деятельность учащихся на примере работы с климатической картой мира. Необходимый масштаб карты 1 : 75 000 000 или 1 : 80 000 000; при работе с атласами, в которых масштаб основных мировых карт существенно мельче, обучение теряет смысл.

Задачи. Атмосфера и климаты Земли

При решении задач пользуйтесь «Климатической картой мира»

1. Определите абсолютные минимумы и максимумы температуры воздуха, зафиксированные: а) на северо-востоке Евразии; б) в Австралии; в) на юге Европы; г) на побережье Персидского залива; д) в пустыне Сахара.

2. Определите абсолютные рекорды температуры воздуха, зафиксированные: а) на территории Индии; б) на Кубе; в) в Индонезии; г) в Испании; д) в Канаде.

3. Сравните абсолютные показатели самой высокой и самой низкой температуры воздуха, отмеченные: а) в Северной и в Южной Африке; б) на широте Северного полярного круга на севере Европы и на северо-востоке Азии.

Выполняя эти задания, семиклассники учатся находить на карте только один (и самый понятный!) показатель наибольших и наименьших абсолютных температур воздуха, но определять его для разных территорий, в том числе и для объектов, местоположение которых придется установить путем мысленного наложения карт.

4. Определите средние температуры самого теплого и холодного месяцев и вычислите годовую амплитуду температуры воздуха: а) на острове Новая Гвинея; б) в пустыне Сахара; в) в пределах Скандинавского полуострова; г) на востоке Евразии; д) на острове Гренландия; е) в Австралии.

5. Определите, ветры каких направлений преобладают: а) в районе о. Мадагаскар; б) на Амазонской низменности; в) на юге Южной Америки; г) на о. Гренландия; д) на полуострове Лабрадор.

6. Расскажите, под действием каких ветров находится: а) Великобритания; б) Норвегия и Швеция; в) государства Центральной Америки; г) приморские государства Юго-Восточной Азии; д) Бразилия.

7. Определите, какое количество осадков выпадает: а) на большей части пустыни Сахара;
б) на Амазонской низменности; в) на Западно-Сибирской низменности; г) на большей части Европы; д) на полуострове Лабрадор.

8. Расскажите, как изменяется количество осадков: а) на о. Мадагаскар; б) на о. Новая Гвинея; в) на Скандинавском полуострове. Расскажите о причинах, которые влияют на размещение атмосферных осадков этих территорий.

9. Приведите примеры государств мира, на территории которых осадков выпадает: а) более 2000 мм/год; б) менее 100 мм/год.

10. Назовите, в каких частях океанов осадков выпадает более 2000 мм/год.

Выполняя задания, семиклассники знакомятся с каждым элементом содержания климатической карты, каждый из которых показан присущим ему способом: показателями средних температур воздуха, направлениями преобладающих ветров, количеством атмосферных осадков.
В одних задачах от ученика требуется просто получить по карте новую информацию, в других — получить ее и проанализировать. Обратим внимание на конкретность содержания поставленных семиклассникам задач.

11. Составьте устный рассказ из 8—10 предложений о распределении атмосферных осадков на Земле. Определите тему рассказа и отберите содержание, которое позволит ее раскрыть.

Задания предполагают разные по объему ответы — от кратких и односложных до развернутых высказываний и мини-рассказов. В последнем случае полезно обсудить с учениками примерное содержание будущего рассказа и выслушать нескольких учащихся.

Методический практикум

6. Какие темы устных рассказов могут, на ваш взгляд, предложить семиклассники и какие темы вы сможете предложить ученикам в случае затруднения?

Работа с климатической картой продолжается при изучении отдельных материков, а задания при этом будут более сложными, предполагающими все больший анализ информации.

Задачи. Климат стран мира

Решая задачи, пользуйтесь «Климатической картой мира».

1. Приведите примеры стран Африки с наиболее разнообразными климатическими условиями на материке. Обоснуйте свою точку зрения.

2. Приведите примеры африканских государств, отличающихся: а) наиболее засушливым климатом; б) наиболее влажным климатом.

3. Расскажите о климатических условиях на полуострове Сомали. Объясните, какие климатические факторы их определяют.

4. Расскажите о климатических условиях на побережье Гвинейского залива. Объясните, какие климатические факторы их определяют.

5. Сравните климатические условия: а) Восточно-Африканского плоскогорья и впадины реки Конго; б) Эфиопского нагорья и Восточно-Африканского плоскогорья; в) бассейнов рек Нила и Конго. Объясните, какие климатические факторы их определяют.

6. Южная Америка — самый увлажненный материк Земли. Подтвердите или опровергните это утверждение, пользуясь климатической картой мира.

7. Амазонская низменность — уникальный по степени увлажнения район Земли. Объясните, в чем эта уникальность, под влиянием каких климатообразующих факторов она складывается.

8. Южное Чили и Западную Колумбию называют мокрыми углами Южной Америки. Объясните, что означает это образное название и под влиянием каких причин формируются эти участки суши.

9. Анды — важный климатораздел Южной Америки. Объясните, что это означает.

10. Сравните роль Анд и Большого Водораздельного хребта в формировании климатических условий своих материков.

11. Приведите примеры стран Южной Америки с наиболее разнообразными климатическими условиями на материке.

12. Сравните климатические условия: а) Гвианского и Бразильского плоскогорий;
б) бассейнов рек Амазонки и Конго; в) бассейнов рек Параны и Нила. Объясните, какие климатические факторы их определяют.

Методический практикум

7. Проанализируйте, работая с какими тематическими картами учащиеся разных классов испытывают наибольшие трудности. Почему? Можно ли их избежать?