Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2006

Развивающее обучение


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
вырабатывающие умения работы
с физической и тематическими картами,
развивающие аналитические способности
и логику, формирующие знания
по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Использование карт, атласов, пособий и любых справочных материалов
при решении задач не только не запрещается, но приветствуется.

Задача 1. У самых больших

Елене Николаевне Гачевской,
учителю географии, биологии и технологии
Чемерновской школы,
Клинцовский район Брянской области

Определите субъект федерации Х, если имеется следующая информация о соседствующих с ним субъектах федерации:

О первом Самый большой по площади в России  
О втором Занимает первое место в России по добыче нефти  

Решение

1. Якутия.

2. Ханты-Мансийский а. о. Правомерен и вариант Тюменская обл.

Х = Красноярский край

Задача 2. Среди людей

Наталье Михайловне Сысоевой,
заведующей лабораторией экономической географии
Института географии Сибирского отделения
Российской академии наук, Иркутск

Определите страну Х, если о соседствующих с ней странах известно следующее:

О первой Здесь родился конструктор, руководивший созданием первого в мире пилотируемого космического корабля  
О второй Первым президентом этой страны стал полковник русской армии К.Г. Маннергейм  
О третьей В середине 50-х годов ХХ в. высшее руководство на территории этой страны осуществлял Л.И. Брежнев, реализуя программу освоения целинных и залежных земель  
О четвертой Здесь родился фактический правитель России в царствование Анны Иоанновны  
О пятой В первые годы ХХ в. через ее территорию проходила единственная железнодорожная связь Владивостока с Сибирью  

Решение

1. Украина (Житомир, Сергей Павлович Королев).

2. Финляндия.

3. Казахстан.

4. Латвия (Бирон, уроженец Курляндии, или Курземе).

5. Китай (Китайская Восточная железная дорога, соединившая Читу через Харбин с Владивостоком).

Х = Россия

Задача 3. Оригиналы и экстремалы

Раисе Ильиничне Зайцевой,
учителю географии школы сельскохозяйственного профиля
села Норья Малопургинского района Республики Удмуртия,
руководителю республиканской команды на XV Всероссийской олимпиаде

Первая редакция

Определите страну Х, если о соседствующих странах известно следующее:

О первой Это Румыния
О второй Это Турция
О третьей Это Греция

Дополнительный вопрос: С какими еще странами граничит Х?

Вторая редакция

Определите страну Х, если о соседствующих странах известно следующее:

О первой Здесь Карпаты далее всего выдаются на восток  
О второй Здесь находится крайняя западная точка Азии  
О третьей Здесь в официальной письменности используется греческий алфавит  

Третья редакция

Определите страну Х, если о соседствующих странах известно следующее:

О первой Здесь горная система, частью которой являются Татры, далее всего выдается на восток  
О второй Здесь находится крайняя западная точка части света, в которой расположены Тюменская область России и Саудовская Аравия  
О третьей Здесь в официальной письменности используется алфавит, в котором есть буквы , и  

Четвертая редакция

Определите страну Х, если о соседствующих странах известно следующее:

О первой Здесь горная система, высшей точкой которой является Герлаховски Штит (2655 м), далее всего выдается на восток  
О второй Здесь находится крайняя западная точка части света, лидирующей в мире по добыче нефти  
О третьей Здесь в официальной письменности используется алфавит, не являющийся ни латиницей, ни кириллицей  

К решению

Понятно, что под определение третьего соседа могут быть подведены многие страны (арабские, Китай, Корея и др.). Но в контексте двух первых соседей (а они жестко заданы) приемлем лишь вариант «Греция». Ведь ни одна арабская страна (а уж тем более Китай и т.п.) не может граничить одновременно с Турцией и Румынией.

О втором соседе. Вопрос в общем-то простой, но не лишен подвоха. Ведь дети обычно учат крайние точки материков. О крайних точках частей света обычно речи в учебниках не идет. Поэтому лишь немногие сразу догадаются пробежать мысленно по границе Европа—Азия. Остальные (и их будет большинство), конечно, пойдут в поиск по проторенной дорожке. Задача учителя — на определенном этапе (не раньше, чем они успеют сделать ошибку, и не позже, чем заблудятся окончательно) их подправить, показать, что ходить по географической карте в шорах не всегда конструктивно. В любом случае эту задачу, ввиду наличия элемента, похожего на подвох, не следует использовать как контрольную. Только как обучающую.

А что касается западной оконечности Азии, «География» рассказывала о ней и даже показывала картинки. Это мыс Баба (Баба-Бурну), имеющий координаты 39°29' с. ш., 26°10' в. д. См.: В.В. Климанов. Граница двух частей света одного материка//География, № 1/2003. Обратив внимание учеников на то, как Азия выдается здесь на запад, мы получаем, кстати, и возможность наглядно объяснить смысл названия географического региона Передняя Азия.

А когда, уже по первому соседу, посмотрим, как европейские Карпаты выдаются здесь навстречу Азии, мы смутно начнем понимать географическое положение и смысл этого региона. Почему, например, молдаване (почти те же румыны) в современной социально-экономической системе оказались в положении чуть ли не таджиков.

Ответ на дополнительный вопрос: с Македонией и Сербией.

Город Мелник, расположенный на юго-западе Болгарии, недалеко от того места, где с болгарской границей стыкуются рубежи двух ее соседей — Греции и Македонии. Мелник считается самым маленьким городом Болгарии. Городок, прилепившийся к западному склону гор Пирин, — историко-архитектурный заповедник, объект туристического показа

Город Мелник, расположенный на юго-западе Болгарии,
недалеко от того места, где с болгарской границей стыкуются
рубежи двух ее соседей — Греции и Македонии.
Мелник считается самым маленьким городом Болгарии.
Городок, прилепившийся к западному склону гор Пирин, —
историко-архитектурный заповедник,
объект туристического показа

Задача 4. Реки, горы, города, магистрали

Инне Сергеевне Негодиной,
учителю географии Зональненской школы,
руководителю команды субъекта федерации Х
на XV Всероссийской олимпиаде

 

Определите субъект федерации Х, если о соседствующих субъектах федерации известно следующее:

О первом Его центр — старейший русский город Сибири
О втором Его центр раньше назывался Остяко-Вогульск
О третьем Здесь находится крупнейшее по выпуску меди предприятие России
О четвертом Его территорию ограничивают Салаирский кряж и Горная Шория
О пятом Здесь Транссиб пересекает реку с наибольшим водосборным бассейном среди рек России
О шестом Здесь Транссиб пересекает самый длинный водоток из тех, что хотя бы частично протекают по территории России

Решение

1. Тюменская обл. (Тюмень основана в 1586 г. на месте более старого татарского города).

2. Ханты-Мансийский а.о. (он и является отдельным субъектом федерации, и входит в состав Тюмен­ской обл.).

3. Красноярский край (Норильский комбинат, специализированный на производстве никеля, дает в качестве побочного продукта столько меди, что с ним не может сравниться ни одно специализированное медеплавильное предприятие России. Приватизаторы «Норникеля» знали, за что боролись.)

4. Кемеровская обл.

5. Новосибирская обл. (Обь обладает самым большим водосборным бассейном.)

6. Омская обл. (Иртыш от истока + Обь от впадения Иртыша до устья = самый длинный водоток, протекающий по России).

Х = Томская обл.