Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2006

Опыт


Экологи Причерноморья

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,
плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно —
научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Учителя естествознания нашей гимназии разработали и внедрили спецкурс «География, экология, биология Черного моря и Причерноморья» для 6—11-го классов. Многие учащиеся для итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах выбирают тему реферата, связанную с экологическими проблемами города и края.

Продолжением уроков являются экскурсии на сочинские предприятия — водоканал, энергосети, теплосеть, хлебозавод, санатории им. Орджоникидзе, «Черноморье», «Русь». Цель — ознакомить учащихся с экономикой города, c развитием его курортного бизнеса, с новейшими технологиями, с лечебной базой Сочи — одного из крупнейших курортов страны.

По итогам экскурсий учащиеся составляют отчет, готовят рефераты, презентации, видеофильмы, которые потом используются на уроках.

Учитель Лариса Семеновна Поздеева ведет минералогическое занятие
Учитель Лариса Семеновна Поздеева
ведет минералогическое занятие

Гимназия сотрудничает с Черномор­ской экологической программой ООН. На встрече руководителей образовательных учреждений по проблемам экологии Черного моря в Стамбуле, где гимназию представлял директор, было подписано соглашение о сотрудничестве школ Причерноморья — Грузии, Румынии, Украины, Болгарии, Турции. Завязалась переписка со школьниками этих стран, которые тоже занимаются экологическими вопросами.

Гимназисты в течение двух лет проводили исследования полигона твердых бытовых отходов в районе Адлера (один из курортных районов Сочи). Эта работа была высоко оценена Городским комитетом охраны природы. Был создан документальный фильм, его показали по местному телевидению и используют на уроках. Сейчас администрация города рассматривает вопрос о ликвидации свалки в районе Адлера.

Важнейшую роль наш педагогический коллектив отводит сотрудничеству с Сочинским государственным университетом, Научно-исследовательским институтом горного лесоводства и экологии леса, Национальным парком, парками «Дендрарий», «Ривьера».

Сотрудничество с природоохранными учреждениями подкрепляется практическими делами: гимназистами заложены парк, ясеневая роща в 1 000 деревьев, розарий на улице Роз. Ведутся осенне-весенние работы по озеленению и очистке городских парков, а также улиц города от несанкционированных свалок. Проводятся акции по уборке пляжей и рекреационных объектов долины реки Сочи.

Совместно с Национальным парком была проведена акция «Каштан». Привезли три машины земли, вырастили более 1 000 саженцев каштанов на крыше гимназии и над стеклянным переходом между корпусами. В течение всего учебного года ухаживали за ними, предварительно выяснив и изучив проблему исчезновения каштанов в регионе. Саженцы были высажены на территории Национального парка.

Я стараюсь обучать ребят старшей ступени правильно фиксировать информацию и уметь ею оперировать. Самые запоминающиеся знания дети получают в походах. На краеведческом материале учащиеся познают, насколько ценна и уязвима природа Причерноморья, видят примеры нарушения экологического равновесия в результате антропогенного давления.

В гимназии на протяжении многих лет проходит экологический марафон. В рамках марафона — акции в защиту первоцветов, «Мы нуждаемся в твоей защите», «Марш парков», «Городу Сочи — чистые улицы», экологические рейды. Разработаны проекты «Сохраним воду чистой», «Экономь свет», «Чистая волна», «Целебный воздух». Выпускаются и распространяются листовки. Я надеюсь, что учителя-естественники поддержат меня в проведении Всероссийского экологического марафона, где бы эстафета передавалась от учащихся одного города России к учащимся другого.

В рамках марафона у нас в гимназии проходят классные часы, уроки, беседы на экологические темы (их проводят члены сочинского географического общества, писатели, поэты). Хорошо вписывается в этот марафон неделя естественных наук, она является как бы отчетом учителей-естественников.

Учащиеся стараются разъяснить жителям города, близким, родителям причины городских экологических проблем. Гимназисты посещают детские сады, школы, институты, магазины города, рынки, различные учреждения и ведут экологическую разъяснительную работу. На площадях города выступает наша экологическая агитбригада. Рисунки наших детей на тему «Спасем Черное море» были отобраны в центральную библиотеку города, на краевую и международные выставки.

Ежегодно в гимназии проводятся научно-практические конференции. Отчеты школьников могут быть в любой форме. Учащиеся с классным руководителем самостоятельно выбирают интересные для себя мероприятия. Важно, чтобы это было не по указке, а шло от души. Лишь при разнообразии деятельности гимназистов и педагогов возможен успех.

Л.С. ПОЗДЕЕВА
учитель географии, зав. кафедрой
естественных наук гимназии № 8
г. Сочи, Краснодарский край