Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2006

Профессиональная карьера


В 2005/2006 уч. г. в Педагогическом университете
«Первое сентября» в первый раз прошли 72-часовые заочные курсы

С.В. Рогачев. УРОКИ ПОНИМАНИЯ КАРТЫ
(основы пространственного анализа)

50 учителей, несколько вузовских преподавателей и региональных методистов из 30 регионов России блестяще окончили эти курсы и получили свидетельства установленного образца. Осенью этого учебного года осуществлен новый набор на заочное обучение.

Теперь объявляется набор на очно-заочное обучение по этому курсу.

О том, как записаться в группу, читайте на с. 42. А здесь приводим советы учителей России: почему стоит освоить Уроки понимания карты?

Курс дает главное для географа — приемы вдумчивого рассмотрения карты.

Нина Николаевна НАКРАЙНИКОВА
школа № 19, г. Раменское, Московская обл.

Провела практическое занятие по анализу траектории реки. Объяснить детям принцип работы оказалось несложно, и ребята прекрасно справились с заданием, сделали бланковки яркими, цветными. Очень удачно прозвучали их сообщения о крупных городах на Волге. Типичный вопрос учащихся после этой работы: а почему в некоторых местах, где городу «следовало бы быть», города нет? Учащиеся сами пытались ответить на этот вопрос, выдвигали разнообразные и обоснованные гипотезы.

Конкретный результат: все в классе запомнили местоположение волжских городов. Мировоззренческий результат: стали задумываться о причинах размещения, стали пытаться объяснять географическое положение. Домашнее задание по бланковкам других рек выполнили очень хорошо, особенно поразило ребят положение нашего столичного города Улан-Удэ. Смотреть на мир мои ученики стали более осмысленно, заинтересованно. Считаю, что такие работы можно использовать при изучении всех природных районов России в 8-м классе, экономических районов в 9-м классе, стран в 10-м классе.

Курс «Уроки понимания карты» — это новая, необычная трактовка географического положения мест скопления населения, которая мне не встречалась ни разу, хотя я работаю уже 27-й год (конечно, я в маленькой школе, очень удалена от всех центров, но я регулярно бываю на курсах повышения квалификации, читаю все, что могу приобрести по географии). Это действительно интересно и намного понятнее учащимся, они лучше и более осознанно запоминают карту. Теперь без пространственного анализа уже не интересно работать самой. Очень хороша связь с историей.

Не знаю, как с пространственным анализом в учебниках для вузов, но считаю, что он нужен для подготовки всех учителей географии и должен быть предметом изучения на географических факультетах не только в МГУ.

Я очень благодарна автору за настоящее открытие, которое сделала для себя в географии, за интересное, новое методическое направление в работе, за практическую направленность всех примеров, рекомендаций в лекциях. Это оживляет уроки, делает более понятным и запоминающимся материал о размещении населения, хозяйственной деятельности.

Татьяна Михайловна ТЮТРИНА
Выдринская средняя школа, Кабанский р-н,
Республика Бурятия

Написанные простым, ясным языком, с яркими и образными примерами, лекции не нуждались в дополнительной корректировке и воспринимались детьми легко, без затруднений. Некоторые трудности возникли при составлении (моделировании в классе) первой конфигурации. Но поняв «принцип действия», ребята быстро включились в работу по составлению следующей модели и освоили ее без труда.

Особенный энтузиазм и даже спортивный интерес вызвала проверка составленных самостоятельно схем (по заданным примерам с презентациями).

Каково отношение учащихся к нетрадиционному уроку? Положительное. Я бы даже сказала — на «ура». Урок вызвал оживленный интерес. Позволил выявить индивидуальность каждого ученика (особенно при обсуждении в группах и дальнейшей защите своих проектов). Преимущество таких уроков в том, что ученику дается больше прав выбора того или иного варианта ответа, решения, чем в рамках классического урока со строго заданным алгоритмом «правильно/неправильно».

Некоторое непонимание возникло при составлении модели класса. Как быть с дверью? Если ее закрыть, то это барьер. А если открыть, то это канал проницаемости. Поэтому получилось два варианта схемы класса.

Рефлексия учащихся:

— Я знаю, что у меня математический склад ума. Математика мне дается легче, чем устные (гуманитарные) предметы. География не исключение. Но сегодня у меня изменилось представление об этом предмете. Составление схем и моделей очень похоже на то, что мы делаем на геометрии. Оказывается, география может быть и точной наукой.

— Нам всегда говорили, что в мире все взаимосвязано, но чтобы так ярко показать...

На уроках географии мы так или иначе касаемся при объяснении некоторых явлений и процессов межпредметных связей (химия, биология, физика...), но для ученика, как показывает практика, эта связь так и остается «за кадром». Применение данного курса, как мне кажется, позволит учащимся показать гораздо реальнее связь многих наук и знаний на едином пространстве — карте.

Письменные ответы учеников ярко продемонстрировали, что отношение к предмету у многих учеников изменилось. Особенно живо это выразил мой ученик с «математическим складом ума». Пожалуй, тут можно добавить только одно: благодаря этому нестандартному уроку был переброшен небольшой мостик между географией и другими дисциплинами.

Анастасия Викторовна СТАЙКОВА
школа № 1, г. Костомукша, Республика Карелия