Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2006

Профессиональная карьера


В 2005/2006 уч. г. в Педагогическом университете «Первое сентября»
в первый раз прошли 72-часовые заочные курсы

С.В. Рогачев. УРОКИ ПОНИМАНИЯ КАРТЫ
(основы пространственного анализа)

50 учителей, несколько вузовских преподавателей и региональных методистов из 30 регионов России блестяще окончили эти курсы и получили свидетельства установленного образца. Осенью этого учебного года осуществлен новый набор на заочное обучение.

Теперь объявляется набор на очно-заочное обучение по этому курсу.

О том, как записаться в группу, читайте на с. 44. А здесь приводим советы учителей России: почему стоит освоить Уроки понимания карты?


Основываясь на методиках курса, я пыталась донести до учеников влияние физикогеографических объектов на развитие городов на примере родного края. Мне показалось, что ребята сразу уяснили суть, и для них не составила труда работа с траекторией реки. По силам оказался и анализ проделанной работы.

В ходе подготовки я очень волновалась: смогу ли донести до ребят то, о чем сама узнала совсем недавно. Очень хотелось получить консультацию по многим вопросам (жаль, что этого не предусматривают курсы)*. Когда я попросила ребят принести на урок циркуль, столкнулась с общим непониманием и удивлением, ведь на уроках географии чертежные инструменты используются крайне редко или вовсе не используются.

К итогу урока большинство ребят всерьез заинтересовались работой с траекторией реки, вычерчиванием на ней определенных линий и с удовольствием это делали (были, правда, и скептики, не довольные новшеством).

Если проводить такие уроки в определенной системе, а не раз от разу, то результаты гарантированны, учащиеся подругому будут оценивать карту — не просто как типографское издание для уроков, а как кладезь информации для самостоятельного анализа, для выдвижения гипотез.

Общеизвестно, что работа с картой не вызывает у учащихся особого энтузиазма и составляет определенные трудности. Поэтому одна из главных задач учителя географии — это заинтересовать, пробудить в ребятах желание пользоваться картами, то есть обеспечить «географичность» содержания, обеспечить совершенствование навыка работы с картой на протяжении всего школьного образования.

Данный курс, безусловно, полезен, так как позволяет представить карту как важный инструмент познания окружающей действительности, воспитывает пространственное мировоззрение, устанавливает связи между физическими и экономикогеографическими школьными курсами. Мне понравилось, что в работе предлагается использование исторических фактов, топонимики. Это способствует не только обогащению словарного запаса учащихся, но и укрепляет желание получать разносторонние знания, соединять их в систему понимания.

Мне особенно понравилась работа с бланковкой реки и циркулем, когда мы учились определять градообразующее значение рек, здесь помогают и знания по истории
(Ксения Накаева, 9й класс).

Татьяна Борисовна БЕЗБОРОДОВА
гимназия № 12, г. Омск

Я читаю «Географию» с самого первого года издания. Помню восторг, испытанный мной по прочтении материалов, посвященных географическому положению России, ее пространству. Применяю на уроках многие материалы.

Когда давала открытый урок по материалам курсов повышения квалификации, вынесла слова «урок понимания карты» в подзаголовок. Начальство засомневалось, что так можно определить тип урока. А потом сомневаться перестало: лучшие уроки — это уроки понимания карты.

Курс изложен доступно. Материал систематизирован. Лекции дают полезные и применимые методики. Выполнение контрольных работ не заняло много времени, а выполнять их было интересно. Появились и собственные примеры, которые теперь могу предложить ребятам. Это позволяет оживить учебные дни.

Курс подсказал, что следует поработать над тем, чтобы адаптировать приемы для учащихся с относительно низким уровнем. Им особенно важно помочь запомнить карту не механически.

Елена Ивановна ТРЕТЬЯКОВА
лицей № 4, г. Коломна, Московская обл.

По материалам курса провели групповую работу «Моделируем расположение основных транспортных узлов Сахалина». Лекции помогли наглядно показать различные варианты схем размещения, объяснить принципы размещения. Особенно хорошо получилось объяснить, почему наш город стал главными морскими воротами Сахалина.

Работа лучше всего шла там, где в группах были дети, имеющие хорошие чертежные навыки и образное мышление.

Мнения детей:

— Работа с картой мне нравится тем, что можно получить хорошую оценку без зубрежки параграфа — за счет своей сообразительности.

— Я увидела карту с новой для меня стороны, работа с картой интереснее скучного учебника.

Марина Анатольевна МАРТЫШКОВА
школа № 6, г. Холмск, Сахалинская обл.

Главное — подвести учеников к пониманию пространства, пробудить пространственное воображение.

Антонина Алексеевна ГАВРИЛЮК
лицей «Международная космическая школа
им. В.Н. Челомея»,
г. Байконур


* Теперь такая возможность будет, Татьяна Борисовна. Педагогический университет «Первое сентября» вводит консультирование слушателей на своем сайте. Мы планируем также действенное сотрудничество с руководителями методических служб регионов России и совместное проведение курсов по модели «Первое сентября + Региональный институт развития образования».